Управление конфликтами. Разрешение конфликтов
Разрешение конфликта предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, исторических корней, непосредственного повода и уровня напряженности. Разработка и использование технологий разрешения конфликтов ориентированы на учет специфики конфликта, культурно-исторических, региональных, психологических и иных факторов. Определив причины конфликта, власти могут выбрать одну из трех моделей поведения (их выделил французский политолог П. Фаве):
• игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, перемещаться в другие сферы;
• избегать публичной оценки конфликта, стараясь «понравиться» разным слоям населения, относящимся к проблеме по-разному;
• активно участвовать в урегулировании и разрешении конфликта.
Власти, стремящиеся управлять конфликтом, должны постараться ввести спор в русло правовых норм, в рамки, позволяющие контролировать его. Необходимо создавать общественное мненп атмосферу осуждения или поощрения одной из сторон, что сп6' собстзует стабильности государственной власти.
На этапе развития конфликта следует определиться: будет ли его течение пущено на самотек или будут предприняты действия по его урегулированию. Не следует прибегать к запугиванию или силовому давлению на конфликтующие стороны, наоборот, необходимо стимулировать сближение сторон посредством обещаний переговоров. Особенно велико напряжение в конфликтах, веду. щихся на уровне ценностей.
На этапе завершения конфликта возможны два основных варианта его окончания: достижение примирения сторон либо усиление их непримиримости (тупиковые ситуации). Между этими полюсами имеется ряд вариантов. Возможно и затухание конфликта ввиду истощения ресурсов, усталости участников, утраты важности предмета спора.
К основным стратегиям управления конфликтами относятся:
• инициирование конфликта - одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, оппозиция выдвигает неприемлемые требования официальной власти);
• рутинизация конфликта - сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон;
• предупреждение конфликта - не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется на латентной стадии;
• урегулирование конфликта - ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;
• разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние;
• вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот).
Формами разрешения конфликтов являются:
• избегание, откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если тот или иной работник не может сработаться с руководством или с коллегами; эмиграция из страны; избегание встреч с противником;
• отрицание или подмена - конфликт тлеет, его перемещают в другую область. Например, чтобы победить, политику нужно набрать максимум голосов разных категорий населения, в силу чего оН должен избегать четкой позиции по реальному конфликту и пытаться подменять понятия, говоря о разногласиях;
• метод конфронтации - на авансцену политики выдвигается явно неразрешимый антагонизм;
• примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. Переговоры как средство разрешения конфликтов зафиксированы в Гаагской конвенции (1907 г.). На американском континенте действует договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт от 30 апреля 1943 г.). На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства;
• третейское разбирательство, или арбитраж, - стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны. Как средство мирного разрешения конфликта третейское разбирательство известно с древнейших времен. Судебное разбирательство как средство мирного разрешения конфликта идентично третейскому. Но эти методы предполагают урегулирование сверху. Специалисты пришли к выводу, что эти методы урегулирования конфликта хотя и разрешают его на данный момент, но на самом деле могут затянуть его на годы;
• переговоры конфликтующих сторон на основе поиска баланса интересов. Переговоры необходимы, чтобы избежать применения насилия, и они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Переговоры на международном уровне подчиняются особым правилам, потому что на них сходятся такие субъекты права, которые Не имеют между собой обязательных отношений и друг другу не подчиняются. Внутренние переговоры отражают добрую волю правителей, за которой всегда стоит теоретическая возможность прервать их посредством одностороннего акта. Результатом переговоров (и внутренних, и международных), как правило, является узаконение того нового порядка, который они установили.
Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры - прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта. Это могут быть переговоры непосредственно конфликтующих сторон или переговоры с помощью посредника.
Переговорный процесс идет в рамках «уступки - сближение» технологий торга. В нем имеется возможность найти «срединную точку» конфликта, суть взаимных претензий, следовательно, выяснить пределы возможных уступок, «цену вопроса». Эффективность переговоров повышается при акцентировании внимания на реальных противоречиях, при учете объективных критериев, а не партийных, идеологических позиций. Обещание уступок, внимательность к партнеру повышают шансы прийти к соглашению. Угрозы, давление на оппонента эти шансы снижают. Не следует использовать СМИ в качестве посредника на переговорах, ибо это может усиливать напряженность. Компромисс, соглашение не следует трактовать как победу одной стороны и поражение другой, чтобы не ставить под сомнение принятые решения.
Выделяют три этапа переговоров.
• Предварительный этап. Закладывается фундамент переговоров. Главное, чтобы стороны поняли, что нужно стремиться не к желаемому, а достижимому, поэтому неизбежно придется идти на уступки друг другу.
• Собственно переговоры. Этот этап может быть длительным и трудным. Его успех зависит от того, как был проработан вопрос на предварительной стадии, а также от того, смогут ли конфликтующие стороны работать как коллектив, заинтересованный в разрешении конфликта.
• Выход из конфликтной ситуации. Принятие решения на основе согласия, выработка механизмов реализации решения.
Если переговоры ведутся с помощью посредника, то посредник выполняет следующие функции:
• коммуникативную - устанавливает связь между конфликтующими сторонами;
• исследовательскую - изучает ситуацию;
• организаторскую - организует и ведет переговоры.
От посредника требуются: авторитет, особые деловые, интеллектуальные, организаторские качества. Посредник должен быть подчеркнуто нейтрален.
Овладение технологиями переговорного процесса повышает возможность эффективно управлять конфликтами, контролировать сложные процессы конкуренции в сфере распределения политической власти.
Российский политолог В. Чумиков, рассматривая течение конфликта, выделяет следующие стадии:
• институционализация конфликта - действия сторон переходят в фазу определения его границ с помощью правовых норм и правил;
• легитимация конфликта - оправдание принятых норм в глазах общественности;
• структурирование групп, которые в споре выступают от имени всего общества в силу обладания влиянием и авторитетом;
• редукция - снижение интенсивности конфликта, его перевод на более низкий уровень.
И. Галтунг определил критерии разрешения конфликта: решить, кто является победителем и побежденным, каким будет будущее распределение ценностей; осуществить распределение ценностей; принять заключение, что конфликт завершен.
ЛЕКЦИЯ 15
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
ПЛАН