Понятие социального конфликта. Специфика политических конфликтов

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

Теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале ХХ вв. в рамках социологии. Социология, на­ходившаяся тогда под влиянием биологии, рассматривала кон­фликты исходя из дарвинской теории естественного отбора. Затем в социологии утвердился психологический подход - распростра­нилось социально-психологическое понимание конфликта.

В изучении конфликтов можно выделить два основных на­правления. Первое - концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, которые основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы (функционализм). Каждое общество - устойчивая система, основанная на общих ценностях членов общества. Второе - теории К. Маркса, М. Вебера, П. Со­рокина, Р. Дарендорфа, Л. Козера, которые рассматривают обще­ство с точки зрения конфликтной модели. П. Сорокин причины конфликтов видел в неудовлетворенных «базовых» потребностях. Они не осмыслены рационально, но связаны с инстинктами (само­сохранение, самовыражение, потребности в пище, жилье, одежде, половой инстинкт). М. Вебер связал конфликты с проблемой вла­сти (социальный конфликт возникает из отношений господства и подчинения).

С 1950-х гг. стали появляться специальные работы, посвя­щенные социальным конфликтам. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Льюи­са Козера («Функции социального конфликта», 1956 г.), конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа («Классовая борьба и социальный конфликт») и общей теории конфликта Кен­нета Боулдинга («Общая теория конфликта», «Конфликт и защи­та», 1963 г.).

В истории общественной мысли существовали идеальные мо­дели бесконфликтного гармоничного общества (оно наступит в «граде Божием» или в будущем коммунистическом обществе), о современной социальной науке созданы реалистические концеп­ции, в которых конфликт – это неустранимый, постоянный элемент социальной жизни. Он может быть как глубоким, непримиримым, так и проявляться в слабых формах (в виде соревнования, состязательности, конкуренции). В соответствии с этим выделя­ются различные формы и средства социального конфликта: пря­мое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных противоречий идостижение согласия. Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Политический конфликт - это противоборство двух или не­скольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов.

При объяснении причин политических конфликтов сформи­ровались два подхода: ресурсный подход - конфликты возникают из-за материальных ресурсов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход - конфликты возникают на основе различных идеологических, нравственных убеждений, ценностей. В реаль­ных ситуациях социального конфликта переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.

Источники политических конфликтов можно разделить на экономические, социальные, психологические.

Экономические - противоположность экономических интере­сов, имущественное неравенство, отсутствие у определенных со­циальных групп минимально необходимых благ.

Социальные - несовпадение статусов субъектов политики, их ролей, функций, интересов, расхождение людей относительно ценностей, идеалов, традиций, ущемление в удовлетворении по­требностей. Социальным источником конфликтов является поиск места в меняющемся мире, попытка изменить нормы взаимоот­ношений, утвердить властный статус своей национальной, рели­гиозной и иной группы.

Психологические - стремление к доминированию, агрессив­ность людей, чувства страха, паники, голода. Они ведут к голод­ным бунтам, самосудам, террористическим акциям. Возможно неадекватное восприятие людьми, политиками как собственных интересов, так и позиций соперников. Противнику приписывают отрицательные качества, злобные намерения, что усиливает веро­ятность развития конфликта.

Конфликты могут быть вызваны последствиями экологиче­ских катастроф, аварий, стихийных бедствий.

Выделяются три основные стадии конфликта:

• Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решить на открытые действия или отступить. Идет консолидация сил поиск сторонников, поддержки, предпринимаются попытки достичь желаемого. Если цель не достигается, то группа, индивид определяют объект, мешающий добиться успеха. Возможен и выбор объекта агрессии, который не имеет никакого отношения к дос­тижению желаемой цели. Эта ложная идентификация объекта конфликта иногда создается искусственно, чтобы отвлечь внима­ние от истинного источника фрустрации («козел отпущения»).

• Непосредственно конфликт - инцидент, т. е. действия на­правленные на изменение поведения соперников. Они могут иметь открытый или скрытый характер. Конфликт достигает кри­тической точки (кульминации), при которой действия приобрета­ют максимальную силу и остроту. Далее противостояние ослабе­вает и конфликт идет по нисходящей к разрешению или к новому всплеску противодействия.

• Разрешение конфликта - его внешним признаком является завершение инцидента. Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, устранении его причины. Возможно изменение требований одной из сторон, уступки, исто­щение ресурсов, вмешательство третьей силы, создающей перевес одной из сторон, полное устранение соперника.

В условиях плюрализма идет ориентация на поиск баланса интересов. Для этого необходимы взаимные уступки, компромисс. Решения должны приниматься на основе согласия - консенсуса.

Выделяют различные типы политических конфликтов:

• по области их проявления различаются внешне- и внутрипо­литические конфликты;

• по характеру нормативной регуляции конфликты разделя­ются на институциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры, создавать институты для регулирования конфликтов;

• по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением «играть на выигрыш», вторые -затяжным и менее выраженным противостоянием сторон;

• с точки зрения публичности говорят об открытых, выражен­ных в явных формах, и закрытых (латентных) конфликтах, в кото­рых преобладают теневые способы принятия решений и т.д.;

• по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты (военный конфликт скорее всего будет долговременным, а, например, отставка министра - кратковре­менным).

По содержанию можно также выделить несколько типов

конфликтов:

- конфликты ценностей, которые в основном характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем; к ним примыкают конфликты идеологических доктрин;

- конфликты интересов преобладают в развитых странах, где политической нормой является торг по поводу дележа эконо­мического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспече­ния и т.д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию;

- конфликты идентификации возникают, когда люди отожде­ствляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с общест­вом, государством в целом;

- конфликты неуправляемых эмоций - бунты, погромы;

- конфликты институтов - споры о взаимоотношениях орга­нов власти, споры о государственных границах, споры о соподчи­ненности правовых норм и т.д.

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, используется по­нятие «политический кризис» (греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход). Политический кризис - это состояние политиче­ской системы, выражающееся в углублении и обострении кон­фликтов, усилении политической напряженности.

Выделяются внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями, и внутриполитические (прави­тельственный, парламентский, конституционный и др.). Правитель­ственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров и т.д. При парламентском кризисе решения парламента расходятся с волей большинства граждан, борьба фракций в парламенте пара­лизует его работу. Итогом является роспуск парламента и назна­чение новых выборов. Конституционный кризис означает факти­ческое прекращение действия конституции, которая утрачивает легитимность, что приводит к ее пересмотру. В целом политиче­ский кризис свидетельствует о потере властями доверия граждан, об отсутствии взаимодействия между ними, снижении эффектив­ности политической системы.

Наши рекомендации