Структура, стадии, тины политического процесса
Прежде чем дать определение понятия «политический процесс», необходимо уяснить общенаучное значение термина «процесс». Процесс (от лат. processus - продвижение) - последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Зачастую определяют политический процесс как естественный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то этот процесс является политическим. Рядовые граждане под политическим процессом понимают все, происходящее в политике.
Некоторые исследователи трактуют политический процесс как совокупность действий, направленных на решение политических целей; как определенный политический порядок; как процесс принятия и реализации решений.
Политический процесс рассматривается как способ функционирования политически организованного общества, связанный с учреждением, осуществлением, эволюцией, изменением природы публичной власти.
Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, результатом которой является формирование и функционирование политической системы общества.
Политический процесс - это взаимодействие и деятельность политических субъектов, включенных в динамику практически-политических отношений. В нем находят отражение характер, степень политического участия различных сил, их отношение к существующей власти и тому политическому курсу, который эта власть проводит.
Рассмотрим структуру политического процесса. Во-первых, входит субъект - носитель власти. Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные - лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные - группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут играть доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями. Во-вторых - объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса. В-третьих - средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы - знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и т.д.).
Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.
• Микрополитика - действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов.
• Подсистемный уровень (подсистема политики) - деятельность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство).
• Макрополитика - уровень высших государственных официальных лиц, лидеров парламента, правительства.
Политика существует в определенной среде, в которой функционирует политический процесс. Среда может как сдерживать развитие политической системы, так и способствовать ему. Во внешнюю среду включаются такие характеристики, как географические (геополитика, наличие природных ресурсов), демографические (возраст, национальный состав населения), экономические (Уровень благосостояния, безработица, формы собственности), социальные, духовные и другие факторы.
Политический процесс можно рассматривать как взаимодействие субъектов политики на центральном и региональном уровнях, функционирование законодательных, исполнительных, судебных органов и административных служб. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно поделить на:
• базовые, связанные с включением граждан в отношен государством, формами преобразования интересов и требований населения в управленческие решения;
• периферийные, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на власть.
Выделяют фазы (или этапы) политического процесса: формулирование или вызревание политической проблемы; выдвижение проблем на повестку дня политики; принятие политического решения; исполнение принятых решений; оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений.
Политическая деятельность начинается с четкого формулирования целей. Это связано с этапом формулирования или вызревания политической проблемы (policy formulation). Этап политического процесса, называемый «формулирование политики», связан с выработкой политического курса. В выработке политического курса принимают участие различные группы (государственные служащие, советники по политическим вопросам, политические партии; те, кто формулирует общественное мнение: СМИ, исследовательские центры). Государственная служба вносит вклад в выработку стратегического курса, поскольку призвана на практике осуществлять все меры государственной политики и первой обнаруживать сбои в ее реализации.
Выдвижение проблем на повестку дня политики (policy agenda). Посредниками в выявлении значимых политических проблем выступают институты представительства интересов различных социальных групп: общественные объединения, политические партии, СМИ, избирательные кампании, аппарат государственного управления (бюрократия).
Политическая проблема рассматривается с точки зрения альтернативных путей достижения целей, последствий принятых решений (decision making process). По сути это стадия разработки программ по различным направлениям государственной политики.
Исполнение принятых решений (policy implementation) основано на изыскании ресурсов и организации взаимодействия между различными уровнями государственной власти.
Заключительной фазой является оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений (policy evalution). Разработка политической стратегии тесно связана с оценкой результатов, выходов политики. Они в свою очередь определяют среднесрочные перспективные задачи: механизм государственной власти должен обеспечивать демократически изданному правительству возможность проведения в жизнь своей государственной программы, обеспечение контроля за результатами проводимой политики (например, используя индекс развития человеческого потенциала, который основан на учете средней продолжительности жизни населения, уровня материального достатка и образования).