Функции партий в политической системе общества

В конце XIX - начале XX вв. наряду с концепцией Вебера по­является концепция М.Я. Острогорского: в 1898 г. вышла его ра­бота «Демократия и политические партии». Он двояко относился к демократии. С одной стороны, он считал, что демократия ут­верждает права и свободы для граждан, парламентаризм, с другой - утверждал, что демократия приводит к тирании большинства. Партии становятся решающим фактором формирования государственной власти, следовательно, партии становятся массовыми и устойчивыми структурами.

Острогорский считал, что политические партии порождают три группы противоречий: между обществом и партиями, которые отстаивают интересы какой-либо части общества; между партийной массой и административно-партийным аппаратом; между партией и той ее частью, которая после победы на выборах находится у власти.

По Острогорскому, политическая партия - это группировка индивидов для достижения политических целей. Партии возникают как временные организации для того, чтобы подготовиться к выборам. Эти задачи заставляют партию трансформироваться, т. е. обрести постоянный состав, лидера и т.д. Группа лидеров объединяет вокруг себя остальных партийцев и подчиняет их строгой дисциплине. Острогорский называет эту группу «кокус». Возник­новение кокуса оказывает положительное и отрицательное влия­ние на партию. Он не только консолидирует партию, но и создает условия для ее централизации и бюрократизации. Жесткая дисци­плина наносит удар по свободомыслию, так как жизнь партии регламентируется уставом и рядовые партийцы должны строго подчиняться этим требованиям. Вместо свободомыслия партия воспитывает рабство, происходит «утечка мозгов» из партии, так как настоящие творческие личности не хотят терпеть диктат пар­тийных функционеров.

Могущество партии определяется наличием технических средств (денег, печати, транспорта, оружия), се главная цель - по­беда на выборах. Партия выступает посредником между избирате­лями и государством. Таким образом, возникают тоталитарные тен­денции в обществе. После победы на выборах влияние кокуса усиливается, ибо он использует уже не только свои средства, но и государственные. Острогорский предлагал заменить партии сво­бодными ассоциациями и отказаться от выборов по партийным спискам.

Р. Михельс в работе «Социология политической партии в ус­ловиях демократии» (1911 г.) писал, что сама организация, нали­чие аппарата управления разделяет партию на большинство и меньшинство, при этом за вождями закрепляется все больше полномочий, а контроль уменьшается. Привилегии и посты закреп­ится за одними и теми же лицами. Все организации склонны к олигархическим тенденциям, действует железный закон олигархии.

М. Дюверже - автор социологического (институционального) подхода к рассмотрению партий. В работе «Политические партии» ( 1951 г.) он отмечает, что не собирается анализировать и логические доктрины партии и отмежевывается от марксистского подхода, который рассматривает партию как выразителя интересов каких-либо классов. В основе методологии Дюверже лежит принцип организационного строения, специфика возникновения партий. Политическая партия - это организация, которая отличается ясно выраженным стремлением самостоятельно осуществлять политическую власть или при менее благоприятных условиях иметь своих представителей в органах государственной власти.

Партия имеет две задачи: обретение политической власти или достижение максимального числа мест в законодательных органах власти; получение права на формирование правительства или уча­стие в формировании коалиционного правительства.

Большое внимание Дюверже уделял происхождению полити­ческих партий. В процессе становления парламентаризма в Запад­ной Европе партии возникают как организации, стремящиеся вы­двинуть своих представителей в парламент, или на основе парламентских фракций. После того как в Европе установилась система парламентаризма (середина XVIII в.), начинают преобла­дать партии внешнего происхождения, которые возникают по идеологическим принципам. Это более централизованные партии, ичлены этих партий связаны общими целями и задачами. Такие партии стараются подчинить парламентскую деятельность парла­ментской дисциплине.

Функции политических партий отражают необходимость решения ими двух групп задач: внутренних и внешних. К внут­ренним функциям можно отнести следующие:

• организация структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями;

• политическое рекрутирование, т.е. пополнение рядов партии за счет новых членов;

• решение финансовых проблем (контроль за партийной кассой),

• подготовка из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти.

Внешними являются нижеследующие функции:

• социальные - партии являются частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач. Добиваясь своих целей, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Среди социальных функций можно выделить: работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей; разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации и предложение платформы действий; социально-политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; политическое воспитание (социализацию) граждан;

. • идеологические функции связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды;

• политические функции связаны с борьбой партии за полити­ческую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; организацией различных форм участия в политической деятельности; налаживанием контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

При подготовке к выборам партии осуществляют электораль­ные функции (организация избирательной кампании), а после вы­боров они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции;

•управленческие функции осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, вы­двинутых ею.

Наши рекомендации