Объект и предмет политологии. Структура политологии

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПЛАН

Объект и предмет политологии. Структура политологии

Становление и развитие политологии

Методы и функции политологии

Объект и предмет политологии. Структура политологии

Понятие «политология» образовано из греческих слов: politike (политика), logos (слово, понятие, учение). Термин «политология» применяется в Европе, а в США и других англосаксонских стра­нах используется понятие «политическая наука». Происхождение слова «политология» говорит, что это наука о политике. Любая наука обладает объектом и предметом исследования. Под объек­том понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет предполагает изучение и исследование отношений, сто­рон и свойств определенного объекта, сферы общественной жизни или социального явления.

Объект политологии - это политическая реальность (или по­литическая сфера жизни общества - политическое сообщество) и ее различные элементы и отношения.

Предметом политологии является воспроизведение эмпири­ческой реальности на абстрактном уровне путем выявления наи­более значимых закономерных связей. В качестве предмета поли­тической науки выступают такие стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки. Политическая наука изучает механизм функционирования политической сферы и ее структур­ных компонентов; формы и способы взаимодействия субъектов политической деятельности с политическими институтами. Пред­мет политологии показан на приведенной ниже схеме.

Предмет политологии, представленный на схеме, можно опи­сать более подробно: политическая власть; субъекты политиче­ской власти, се носители (политическое лидерство, политиче­ская элита); государство как политический институт; политические движения и партии; современные избирательные системы; содержание, структура, формы политического процесса, особен­ности принятия и реализации управленческих решений; полити­ческое сознание, политическая культура и идеология.

Субъекты политики Механизмы функционирования и смены

(политики по случаю, по совместительству, власти (политический процесс,

по профессии) политический режим, избирательные

Политические элиты и лидеры системы)

ВЛАСТЬ

Политические институты Политическое сознание

(государство, политические партии, Политическая культура

группы интереса) Политические идеологи

Политику как особую сферу общественной жизни изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политиче­ская психология, политическая география и другие.

Политическая философия занимается исследованием таких фундаментальных основ политического бытия, как благо и спра­ведливость в политике.

Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.

Политическая социология исследует механизмы взаимодейст­вия общества и политической сферы, социальной структуры и по­литики.

Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа че­ловека проявляется в сфере политики и влияет на нее.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.

Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. В рамках политической географии сформировалась геополитика.

Таким образом, науки, которые изучают политику, различа­ются предметом и методами исследования. У политологии, как указывалось, свой особый предмет исследования: тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в госу­дарственно-организованном обществе. Особенностью политоло­гии является то, что все социальные явления и процессы она изу­чает соотносительно с политической властью.

Структура политического знания. Вструктуре политиче­ского знания выделяют:

• политическую теорию, которая исследует законы функцио­нирования и развития политического процесса, политических сис­тем, институтов;

• эмпирическую политологию, которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общ­ностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценност­ные ориентации, популярность субъектов политики, политиче­ский имидж;

• прикладную политологию, разрабатывающую методики и технологии направленного воздействия на политический процесс.

Политологию в широком смысле понимают как науку, кото­рая включает весь комплекс политических знаний. Предметом политологии являются все политические явления. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управ­ления.

Итак, предметом политологии является политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий. Все обще­ственные процессы политология рассматривает через призму ис­следования закономерностей формирования, развития и функцио­нирования политической власти в государственно-организован­ных сообществах. Политология - это наука о власти и ее взаимо­действии с обществом и индивидом.

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТОЛОГИИ

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ 3

ТЕМА: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

ПЛАН

  1. Происхождение политики
  2. Многообразие подходов к определению политики

Политика и мораль

Происхождение политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до н. э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), т. е. множеством людей, жи­вущих совместно и имеющих различные интересы.

Слово «политика» введено в оборот Аристотелем. Аристотель видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - животное политическое, т. е. общественное. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Социальная жизнь - процесс взаимодействия людей, пресле­дующих свои цели, а значит, неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях человеческой истории такая кон­куренция поддерживалась механизмами самоорганизации. Поря­док в первобытном племени, распределение ресурсов и благ обеспечивались посредством обычая, традиции, табу. Но по мере нарастания различных форм дифференциации населения эти ме­ханизмы оказались недостаточными. Итак, политика возникает на определенном этапе развития общества, с разложением первобыт­ного строя, усложнением социальной структуры, возникновением экономического неравенства. В таком обществе появляются но­вые механизмы властных отношений, господство одних социаль­ных групп над другими. Первоначально власть освящалась авто­ритетом сакрального (т.е. верой в ее сверхъестественное происхождение), не было необходимости в механизмах ее оправ­дания (легитимации).

Политическая власть должна была выразить интересы не только господствующих социальных сил, но и целого общества через согласование групповых интересов. Так появляются госу­дарство и право. Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом. Задача политики состояла в том, чтобы обеспечить целостность и эффектив­ность функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности, учета интересов различных социальных слоев и классов.

Итак, сущность политического заключается в социальном гос­подстве одних групп над другими. Поэтому важнейшим в полити­ке становится овладение главным институтом в механизме соци­ального господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика - явление динамическое. Это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества реше­ний. В политическом процессе определяются цели политики, при­нимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и органи­зация масс для достижения поставленных целей, регулируется политическая деятельность, осуществляется контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели политики.

Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использова­ния власти и управления социальными процессами в государ­ственно-организованном сообществе.

Политика и мораль

Процесс гуманизации политики проявляется прежде всего в нравственности политических действий. От того, как складывают­ся взаимоотношения политики и морали (нравственности), зави­сит воплощение принципов гуманизма в реальной жизни.

Мораль и политика представляют собой сферы общества, ко­торые организуют, регулируют, контролируют жизнь людей в обществе. Они направлены на реализацию общего блага и соци­альной справедливости. Тем не менее их функции существенно различаются. Мораль контролирует политику, как и другие сфе­ры общества. Политика же не может контролировать мораль, ко­торая стоит вне политики. Мораль оценивает политические дейст­вия людей, их поведение с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости. Эти критерии отражают общезначимую, коллек­тивную точку зрения, а не индивидуальное мнение. Основные нравственные ценности выводятся не из экономических, полити­ческих или иных ценностей, а из ценности самого человека.

Различаются нормы нравственного долга и представления о долге в политике. В сфере морали следование долгу означает со­ответствие политики критериям нравственности. В политике же следование долгу означает получение желаемых результатов. По­литик, соблюдающий моральные нормы, но не достигающий ре­зультатов, т.е. не выполняющий политический долг, не может быть морально безупречным. Его некомпетентность, непрофес­сионализм, недобросовестность безусловно аморальны, не говоря уже о политической преступности, коррупции.

Проблему долга и морали в политике исследовал Н. Макиа­велли. В случаях, когда следовать одновременно моральному и политическому долгу невозможно, возникает проблема выбора между достижением цели любыми средствами и соблюдением нравственного долга, но без достижения политических результа­тов. Политик, естественно, выбирает результат. Тогда исполнение его политического долга само по себе становится нравственным. Как известно, такой вывод сделал Макиавелли.

В истории политических и этических учений выделяются три основных варианта взаимодействия морали и политики.

1. Полное подчинение моралью политики. Этот морализа-торский подход означает, что политики могут использовать лишь нравственно допустимые средства, не нарушать принципы прав­дивости, честности и т.д. Этот подход господствовал в общест­венной мысли вплоть до Нового времени. Сейчас он представлен в идеологии христианско-демократического движения.

2. Полный разрыв между политикой и моралью. Эта пози­ция аргументируется тем, что мораль - дело личной ответственности гражданского общества, политика - область противоборства групповых интересов. Родоначальником таких взглядов многие считают Н. Макиавелли. В работе «Государь» (1513 г.) он утверждал, что политика должна учитывать реальное состояние дел, в том числе нравственную испорченность людей. Макиавелли считал что надо действовать в зависимости от ситуации: по возмож­ности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, у кого образ действий не соответствует особенностям времени.

Макиавелли анализирует проблему эффективности политики, способов и средств достижения целей. Макиавелли считает мо­раль регулятором частной жизни политиков, благородной целью, которая может оправдываться применением даже безнравствен­ных средств, хотя полностью политику от морали он не отрывает.

Негативные оценки политики можно найти у многих мысли­телей. Это объясняется тем, что именно через политическую сис­тему распределяются ресурсы, политики распоряжаются судьбами людей. В политику часто стремятся люди с целью наживы, жаж­дущие славы и обогащения, использующие власть в корыстных целях, особенно в условиях бесконтрольности.

Аморальное политическое руководство стремится избавиться от честных людей, окружить себя угодными, услужливыми. Скрываются неблаговидные факты, злоупотребления в структурах власти, коррупция. Это ведет к вырождению правящей элиты, к потере ею авторитета в массах, к дискредитации самой политики.

В связи с публичностью политики, а также с тем, что она за­трагивает интересы всех граждан, к политикам предъявляются повышенные требования как в сфере деловых, так и моральных качеств. Так, в США немало претендентов на высокие политиче­ские посты поплатились политической карьерой за то, что когда-то имели любовниц, в то время как за это почти никто не осужда­ет рядовых граждан.

3. Признание необходимости воздействия морали на по­литику с учетом специфики последней. Третий подход является сегодня преобладающим. Этот подход обосновал М. Вебер, кото­рый считал, что мораль должна учитывать особенности политики, прежде всего применение насилия. Политик в силу профессио­нального долга должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу. Политик не может следовать евангельской заповеди не противиться злу насилием.

Таким образом, отделить политику от морали, как и от права, экономики, культуры, невозможно. Политика может быть мо­ральной и аморальной, но безморальной она быть не может.

В современных условиях нравственные требования к политике выражаются прежде всего в правах человека, которые являются универсальным критерием оценки гуманности политики, утвер­ждения в политической практике принципов нравственности. Та­кие важнейшие политические институты, как государство, партии, общественные организации, должны не только закреплять нравст­венные требования в определенных нормах, но и следовать им. Не должно быть одной морали для власть имущих, а другой - для рядовых граждан. Моральная сторона политики должна строго контролироваться обществом.

ЛЕКЦИЯ 4

ТЕМА: ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ 5

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

ПЛАН

  1. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы

Обратная связь

Вход - это суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся поли­тического давления. На входе политической системы Истон выде­ляет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования - это плоть и кровь всех политических систем. Если можно обнаружить поли­тическую систему, где требования сведены к нулю, то такая сис­тема находится в процессе разрушения.

Требования подразделяются на распределительные (органи­зация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение), регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством), коммуникативные ( право на информацию, реализация политических прав и свобод). Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Требования регулируются культурными нормами, которые определяют, какие потребно­сти могут быть удовлетворены.

Кроме требований имеется и другой тип входов - поддержка. Она бывает двух видов: эмоциональная (безусловная, диффузная) и инструментальная (условная, специфическая). Эмоциональная поддержка - это доверие власти как результат длительной социа­лизации; проявляется в форме преданности политическим ценно­стям, институтам и символам государства. Она прочна и стабильна. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных орга­нов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня». Этот вид поддержки менее прочен.

Итак, поддержка центра принятия решений в концепции Ис­тона по сути совпадает с понятием легитимности власти. Как уже было показано в предыдущей главе, в зависимости от объекта ле­гитимации Истон выделил три типа поддержки: структурную, идеологическую, персональную. Структурная - поддержка всего политического сообщества, доверие граждан устройству государ­ства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Идеологическая - поддержка режима как принятие ценностей, на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти. Персональная - основана на доверии граждан конкретно­му лидеру (главе государства, премьер-министру, депутату пар­ламента и т.д.).

Понятие «выхода» политической системы проанализировано Д. Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на по­лучаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические дейст­вия- система мер по проведению конкретного вида политики ( экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы (парламент, местные легислатуры, административно-бюрократический аппарат и т.д.). С их помощью решения и действия направляются адресатам-, гражданам и социальным группам, что вызывает новые импульсы на «входе». Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Если власть игнорирует обратную связь, то эффектив­ность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы. Преобразование входящих факторов в ответные реакции системы называется процессом кон­версии.

Система оказывает влияние на уровень поддержки, удовле­творяя требования. Никакая политическая система не может со­храниться без обеспечения консенсуса по поводу базовых норм и ценностей и без того, чтобы удовлетворять определенный объем ценностей (ресурсов).

Политическая система находится в глубокой взаимозависимо­сти со средой. Она должна преобразовывать поступающие требо­вания и поддержку в соответствующие решения и действия. Цель политической системы - сохранить себя через взаимодействие с окружающей средой. Это возможно при условии саморегуляции, т.е. наличия обратной связи в системе. Политическая система по­добна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт - решения и действия по их реа­лизации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.

После успешного применения Д. Истоном системной теории в политологии (1956 г.) тремя годами позднее Г. Алмонд применил его схему к национальным политическим системам. Г. Алмонд стал главой структурного функционализма в политической науке. Он разработал концепцию функционального анализа примени­тельно к сравнительным исследованиям политических систем. С 1954 по 1963 г. Алмонд возглавлял Комиссию по сравнительной политике.

Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции по­литической системы.

Функции системы в целом: рекрутирование и социализация' коммуникация. Они действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.

Функции процесса: на входе - артикуляция и агрегирование интересов; на выходе - определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений. Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, при­нимающим решения.

Функции политического курса: регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность

отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).

Функции политической системы с точки зрения институцио­нального подхода: определение социально значимых целей разви­тия общества; мобилизация ресурсов на достижение поставлен­ных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направлен­ных на их нарушение.

Устойчивость политической системе придают действующие институты - установленные учреждения и правила, регулирую­щие определенную область политических отношений. Например, институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт политических партий, институт избирательного права.

Типы политических режимов

Компоненты политического режима Демократиче­ский политиче­ский режим Недемократические политические режимы
Авторитаризм Тоталитаризм
Представитель­ные органы власти Формируются в результате свободных, альтернативных выборов Отсутствуют либо носят несамостоя­тельный ха­рактер Формируются че­рез номенклатуру (перечень должно­стей) либо отсутст­вуют
Принцип разделения властей Осуществляется Формально признается Отвергается
Полномочия местных ор­ганов власти Максимальные Формально широкие Минимальные
Влияние и условия деятельности политических партий Многопартий­ная система. Формирование правительства политическими партиями Формальное наличие многопартий­ности Правящая партия срастается с орга­нами государст­венной власти. Другие партии запрещены
Место и роль идеологии Широкий политический плюрализм Превалирова­ние одной идеологии, ограниченный плюрализм Господство одной. официальной идеологии
Права и свободы граждан Разрешено все, что не запрещено законом Разрешено то, что не имеет отношения к политике Гражданам разрешено то, что указано властью
Деятельность карательных органов Деятельность строго регла­ментирована законом Тайный полицейский сыск Массовые репрессии

ЛЕКЦИЯ 6

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ПЛАН

Ценностный подход

Либерально-демократическая теория Коллективистская теория
Приоритет индивидуальной свободы Суверенитет личности Плюрализм интересов Верховенство права (закона) Первенство прав человека Представительная демократия Разделение властей Подчинение меньшинства большин­ству с защитой прав меньшинства Социальный человек Суверенитет народа как еди­ного целого Единство интересов Первенство общего блага Единство прав и обязанностей Непосредственная демократия Разделение функций Подчинение меньшинства большинству

Одним из первых процедурное понимание демократии начал развивать М. Вебер в плебисцитарно-вождистской теории демо­кратии. Демократия - это средство властвования, обесцениваю­щее понятия «народный суверенитет», «общая воля». Прямое по­литическое участие возможно лишь в ограниченных формах. Организация форм представительства интересов граждан в слож­ных обществах неминуемо связана с вытеснением форм прямой демократии. Особую роль в сложно организованных обществах получает бюрократия. По Веберу, для защиты своих интересов от бюрократии граждане передают свое право контроля над властью и аппаратом управления всенародно избранному харизматическо­му лидеру. Плебисцитарно-вождистская демократия - это сово­купность процедур, соглашений.

В рамках процедурного подхода развились идеи партисипаторной демократии. Согласно этой модели сущность политиче­ской организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами функций по управлению государством на всех уровняхполитической системы. Исключается право индивида на уклонение от политического участия, так как это подрывает базовые

основы демократии. Партисипаторная модель демократии уравнивает ответственность профессионалов и непрофессионалов управлении государством.

Процедурный подход

- Партисипаторная модель демократии "I
- Элитарная модель демократии  
- Плюралистическая модель демократии  
- Co-общественная модель демократии  
- Рыночная модель демократии  
- Электронная демократия  

Британский политолог Джон Лукас в книге «Демократия уча­стия» (1975 г.) писал, что народовластие предполагает определен­ную процедуру принятия решений, когда, во-первых, сам народ, а не квалифицированные профессионалы, участвовал бы в приня­тии политических решений; во-вторых, чтобы решения вырабаты­вались путем дискуссий, критики, достижения компромиссов; в-третьих, чтобы учитывались интересы различных групп общества.

Элитарная теория демократии была разработана Иозефом Шумпетером («Капитализм, социализм, демократия»). Ее истоки восходят к плебисцитарной теории демократии М. Вебера, трудам Г. Моска, В. Парето, М. Острогорского. Шумпетер трактовал де­мократию как конкуренцию между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Демократия - это конкуренция партий и элит и ее главная проблема - отбор квалифицированных политиков.

Свободный суверенный народ обладает в политике весьма ог­раниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают про­межуточный институт, который впоследствии формирует прави­тельство, а затем полностью устраняется от управления. Главным критерием демократии Шумпетер считал процедуру, суть которой состоит в реальной власти людей назначать, формировать прави­тельство. Власть народа заменяется властью элиты.

Элиты соревнуются за поддержку и голоса избирателей. По­литика является не процессом формирования «общей воли» наро­да, а конкурентной борьбой групповых интересов, представляе­мых лидерами.

Элитистские теории распространились в XX в. в трудах Б.Бахраха, Дж. Сартори, X. Кене. Эти мыслители полагали, что « самоуправляющийся народ - это миф». Народ склонен к политическому насилию, что представляет угрозу общественным интересам. Д. Хелд в книге «Модели демократии» писал, что элитарная модель демократии характерна для политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой полити­чного конфликта, неполной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически подготовленных экспертов и менеджеров.

Значительный вклад в теорию демократии вснесли сторонни­ки плюрализма. Термин «плюрализм» был введен X. Вольфоном (1679-1754). Но теория плюрализма получила развитие в первой половине XX в. в работах Г. Ласки, Д. Трумена, Р. Даля. В этой теории демократия рассматривается как тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами. Демократия понимается как свободная игра, соревнование различных групп, объединенных интересами. Она способствует поддержанию ди­намического равновесия конкурирующих за власть политических сил. Как показал практический опыт, распространение такой мо­дели возможно лишь в случае существования в обществе единых, базовых для всех групп населения идеалов и ценностей.

Выделяют также консоциалъную ( или со-общественную) мо­дель демократии А. Лейпхарта. Им была развита концепция «раз­деления властей», которая предусматривает обеспечение представительства интересов меньшинства, лишенного доступа к рычагам власти. Лейпхарт выделяет механизмы, которые могут обеспечить подобный доступ к власти. Во-первых, создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества. Во-вторых, пропорциональное представительство. В-третьих, обеспечение децентрализации и максимальной автоно­мии групп в решении ими собственных вопросов (в форме феде­рализма или культурной автономии). В-четвертых, представление парламентским группам права вето при принятии окончательных Решений (не простым, а квалифицированным большинством).

Модель со-общественной демократии, или модель соучастия, вправлена против оттеснения меньшинств на политическую пе­риферию. Она применима лишь в случае, если группы имеют свою политическую организацию и способны на проведение относительно самостоятельной политики.

Такая модель может использоваться в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии).

Широкое распространение получили также теории рыночной демократии, представляющие власть как аналог экономической системы, в которой происходит обмен «товарами» т.е. политиче­скими идеями, программами, имиджем лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы, статусы, приви­легии на поддержку избирателей, покупатели - электорат. Таким образом, под политическим действием понимается только электо­ральное поведение, а акт голосования трактуется как «покупка» или «инвестиция».

Основы рыночной модели демократии были заложены в работе Энтони Даунса «Экономическая теория демократии» (1957 г.). Дан­ная модель является результатом распространения экономических методов (теории рационального выбора) на политическую науку.

Базовые понятия, используемые Даунсом: поведение избира­телей (электоральное поведение), обмен в политике, партийное поведение, максимизация результата политического действия, информация о выгодности действия. Рациональность политиче­ского поведения означает, что каждый политический субъект стремится получить максимальный результат при наименьших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, дела­ет возможным упорядочение предпочтений. Главный двигатель политического выбора - экономический интерес, выгода, при­быль. Субъект может действовать альтруистически, но даже при такой модели поведения не исключена личная заинтересован­ность. Условием рационального выбора является информирован­ность избирателя. На практике он может действовать как на осно­ве определенной и полной информации, так и исходя из неполной, неточной информации.

В современной литературе выделяют также модель теледе­мократии (электронной демократии), ядром которой является виртуализация политики, основанная на новых информационно-коммуникативных технологиях (ИКТ). Возможность использова­ния информационных сетей и систем создает для каждого гражда­нина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество ин­формационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной (представительной) демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе. Последние, однако, должны рассматриваться не столько как гласность, сколько как новый шанс усилить политическую актив­ность и политическую ответственность населения.

Создание основ теледемократии предполагает: постоянное ин­формирование населения через официальные веб-сайты о деятель­ности органов власти; публичный доступ к официальным докумен­там-законам и нормативным актам; обеспечение прямого участия граждан в выработке решений по конкретным вопросам, затраги­вающим их интересы; проведение опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними; организацию регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депу­татами, жителей - с представителями исполнительной власти.

Теледемократия ставит проблемы обеспечения интеграции общества, меняет формы контроля власти за общественностью, снимает ряд ограничений на политическое участие.

Итак,демократия - это форма организации политической системы на основах конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития.

Демократия сочетает представительство интересов, политиче­ский плюрализм и конкуренцию, гарантии права граждан на уча­стие в политике, просвещенный выбор, взаимную ответственность власти и народа.

ЛЕКЦИЯ 7

тема: государство в политической системе. институты государственной власти

план

  1. Сущность, признаки и функции государства. структура государства

Институт главы государства

Законодательная власть

Институт главы государства

Вершину пирамиды власти представляет собой институт гла­вы государства. В современных государствах роль главы госу­дарства может исполнять монарх, президент, премьер-министр.

Глава государства - это политическая фигура, выступающая вер­ховным носителем власти. Но глава государства может выступать не только единоличным правителем, но и как коллегиальный орган.

• Монарх бывает наследным, назначенным (или избираемыми старейшинами правящей династии (Саудовская Аравия, Ката Свазиленд); избираемый другими монархами, которые возглавляют субъекты федерации (в Малайзии монарх - глава монархической федерации).

• Президент может избираться народом, парламентом или спе­циальными коллегиями из членов парламента, и представителей органов местной власти. Полномочия президента различаются в президентских, парламентских и смешанных республиках. Впер­вые пост президента был учрежден конституцией США в 1787 г. первым президентом стал Джордж Вашингтон. Сегодня пост пре­зидента существует примерно в 150 странах мира (в том числе в парламентских республиках). В ряде стран президент избирается на длительный срок: на 7 лет - в Италии, Ирландии, на 6 - в Бра­зилии, Мексике, Финляндии, на 5 - в Республике Беларусь, Гер­мании, Франции, Индии, на 4 года - в Аргентине, США, Колум­бии, Коста-Рике, на 1 год - в Швейцарии. Президентские выборы в Республике Беларусь проходили в 1994, 2001, 2006 гг.

• Глава государства выступает как коллегиальный орган, из­бираемый на определенный срок («коллегиальный монарх» в

Наши рекомендации