Объект и предмет политологии. Структура политологии
ЛЕКЦИЯ 1
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ПЛАН
Объект и предмет политологии. Структура политологии
Становление и развитие политологии
Методы и функции политологии
Объект и предмет политологии. Структура политологии
Понятие «политология» образовано из греческих слов: politike (политика), logos (слово, понятие, учение). Термин «политология» применяется в Европе, а в США и других англосаксонских странах используется понятие «политическая наука». Происхождение слова «политология» говорит, что это наука о политике. Любая наука обладает объектом и предметом исследования. Под объектом понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет предполагает изучение и исследование отношений, сторон и свойств определенного объекта, сферы общественной жизни или социального явления.
Объект политологии - это политическая реальность (или политическая сфера жизни общества - политическое сообщество) и ее различные элементы и отношения.
Предметом политологии является воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых закономерных связей. В качестве предмета политической науки выступают такие стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки. Политическая наука изучает механизм функционирования политической сферы и ее структурных компонентов; формы и способы взаимодействия субъектов политической деятельности с политическими институтами. Предмет политологии показан на приведенной ниже схеме.
Предмет политологии, представленный на схеме, можно описать более подробно: политическая власть; субъекты политической власти, се носители (политическое лидерство, политическая элита); государство как политический институт; политические движения и партии; современные избирательные системы; содержание, структура, формы политического процесса, особенности принятия и реализации управленческих решений; политическое сознание, политическая культура и идеология.
Субъекты политики Механизмы функционирования и смены
(политики по случаю, по совместительству, власти (политический процесс,
по профессии) политический режим, избирательные
Политические элиты и лидеры системы)
ВЛАСТЬ
Политические институты Политическое сознание
(государство, политические партии, Политическая культура
группы интереса) Политические идеологи
Политику как особую сферу общественной жизни изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политическая психология, политическая география и другие.
Политическая философия занимается исследованием таких фундаментальных основ политического бытия, как благо и справедливость в политике.
Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.
Политическая социология исследует механизмы взаимодействия общества и политической сферы, социальной структуры и политики.
Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа человека проявляется в сфере политики и влияет на нее.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.
Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. В рамках политической географии сформировалась геополитика.
Таким образом, науки, которые изучают политику, различаются предметом и методами исследования. У политологии, как указывалось, свой особый предмет исследования: тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. Особенностью политологии является то, что все социальные явления и процессы она изучает соотносительно с политической властью.
Структура политического знания. Вструктуре политического знания выделяют:
• политическую теорию, которая исследует законы функционирования и развития политического процесса, политических систем, институтов;
• эмпирическую политологию, которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, политический имидж;
• прикладную политологию, разрабатывающую методики и технологии направленного воздействия на политический процесс.
Политологию в широком смысле понимают как науку, которая включает весь комплекс политических знаний. Предметом политологии являются все политические явления. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управления.
Итак, предметом политологии является политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий. Все общественные процессы политология рассматривает через призму исследования закономерностей формирования, развития и функционирования политической власти в государственно-организованных сообществах. Политология - это наука о власти и ее взаимодействии с обществом и индивидом.
ЛЕКЦИЯ 2
ТЕМА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТОЛОГИИ
ПЛАН
ЛЕКЦИЯ 3
ТЕМА: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
ПЛАН
- Происхождение политики
- Многообразие подходов к определению политики
Политика и мораль
Происхождение политики
Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до н. э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), т. е. множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.
Слово «политика» введено в оборот Аристотелем. Аристотель видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - животное политическое, т. е. общественное. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.
Социальная жизнь - процесс взаимодействия людей, преследующих свои цели, а значит, неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях человеческой истории такая конкуренция поддерживалась механизмами самоорганизации. Порядок в первобытном племени, распределение ресурсов и благ обеспечивались посредством обычая, традиции, табу. Но по мере нарастания различных форм дифференциации населения эти механизмы оказались недостаточными. Итак, политика возникает на определенном этапе развития общества, с разложением первобытного строя, усложнением социальной структуры, возникновением экономического неравенства. В таком обществе появляются новые механизмы властных отношений, господство одних социальных групп над другими. Первоначально власть освящалась авторитетом сакрального (т.е. верой в ее сверхъестественное происхождение), не было необходимости в механизмах ее оправдания (легитимации).
Политическая власть должна была выразить интересы не только господствующих социальных сил, но и целого общества через согласование групповых интересов. Так появляются государство и право. Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом. Задача политики состояла в том, чтобы обеспечить целостность и эффективность функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности, учета интересов различных социальных слоев и классов.
Итак, сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным институтом в механизме социального господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Политика - явление динамическое. Это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. В политическом процессе определяются цели политики, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей, регулируется политическая деятельность, осуществляется контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели политики.
Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.
Политика и мораль
Процесс гуманизации политики проявляется прежде всего в нравственности политических действий. От того, как складываются взаимоотношения политики и морали (нравственности), зависит воплощение принципов гуманизма в реальной жизни.
Мораль и политика представляют собой сферы общества, которые организуют, регулируют, контролируют жизнь людей в обществе. Они направлены на реализацию общего блага и социальной справедливости. Тем не менее их функции существенно различаются. Мораль контролирует политику, как и другие сферы общества. Политика же не может контролировать мораль, которая стоит вне политики. Мораль оценивает политические действия людей, их поведение с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости. Эти критерии отражают общезначимую, коллективную точку зрения, а не индивидуальное мнение. Основные нравственные ценности выводятся не из экономических, политических или иных ценностей, а из ценности самого человека.
Различаются нормы нравственного долга и представления о долге в политике. В сфере морали следование долгу означает соответствие политики критериям нравственности. В политике же следование долгу означает получение желаемых результатов. Политик, соблюдающий моральные нормы, но не достигающий результатов, т.е. не выполняющий политический долг, не может быть морально безупречным. Его некомпетентность, непрофессионализм, недобросовестность безусловно аморальны, не говоря уже о политической преступности, коррупции.
Проблему долга и морали в политике исследовал Н. Макиавелли. В случаях, когда следовать одновременно моральному и политическому долгу невозможно, возникает проблема выбора между достижением цели любыми средствами и соблюдением нравственного долга, но без достижения политических результатов. Политик, естественно, выбирает результат. Тогда исполнение его политического долга само по себе становится нравственным. Как известно, такой вывод сделал Макиавелли.
В истории политических и этических учений выделяются три основных варианта взаимодействия морали и политики.
1. Полное подчинение моралью политики. Этот морализа-торский подход означает, что политики могут использовать лишь нравственно допустимые средства, не нарушать принципы правдивости, честности и т.д. Этот подход господствовал в общественной мысли вплоть до Нового времени. Сейчас он представлен в идеологии христианско-демократического движения.
2. Полный разрыв между политикой и моралью. Эта позиция аргументируется тем, что мораль - дело личной ответственности гражданского общества, политика - область противоборства групповых интересов. Родоначальником таких взглядов многие считают Н. Макиавелли. В работе «Государь» (1513 г.) он утверждал, что политика должна учитывать реальное состояние дел, в том числе нравственную испорченность людей. Макиавелли считал что надо действовать в зависимости от ситуации: по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, у кого образ действий не соответствует особенностям времени.
Макиавелли анализирует проблему эффективности политики, способов и средств достижения целей. Макиавелли считает мораль регулятором частной жизни политиков, благородной целью, которая может оправдываться применением даже безнравственных средств, хотя полностью политику от морали он не отрывает.
Негативные оценки политики можно найти у многих мыслителей. Это объясняется тем, что именно через политическую систему распределяются ресурсы, политики распоряжаются судьбами людей. В политику часто стремятся люди с целью наживы, жаждущие славы и обогащения, использующие власть в корыстных целях, особенно в условиях бесконтрольности.
Аморальное политическое руководство стремится избавиться от честных людей, окружить себя угодными, услужливыми. Скрываются неблаговидные факты, злоупотребления в структурах власти, коррупция. Это ведет к вырождению правящей элиты, к потере ею авторитета в массах, к дискредитации самой политики.
В связи с публичностью политики, а также с тем, что она затрагивает интересы всех граждан, к политикам предъявляются повышенные требования как в сфере деловых, так и моральных качеств. Так, в США немало претендентов на высокие политические посты поплатились политической карьерой за то, что когда-то имели любовниц, в то время как за это почти никто не осуждает рядовых граждан.
3. Признание необходимости воздействия морали на политику с учетом специфики последней. Третий подход является сегодня преобладающим. Этот подход обосновал М. Вебер, который считал, что мораль должна учитывать особенности политики, прежде всего применение насилия. Политик в силу профессионального долга должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу. Политик не может следовать евангельской заповеди не противиться злу насилием.
Таким образом, отделить политику от морали, как и от права, экономики, культуры, невозможно. Политика может быть моральной и аморальной, но безморальной она быть не может.
В современных условиях нравственные требования к политике выражаются прежде всего в правах человека, которые являются универсальным критерием оценки гуманности политики, утверждения в политической практике принципов нравственности. Такие важнейшие политические институты, как государство, партии, общественные организации, должны не только закреплять нравственные требования в определенных нормах, но и следовать им. Не должно быть одной морали для власть имущих, а другой - для рядовых граждан. Моральная сторона политики должна строго контролироваться обществом.
ЛЕКЦИЯ 4
ТЕМА: ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
ПЛАН
ЛЕКЦИЯ 5
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
ПЛАН
- Институциональный и системный подходы к анализу политической системы
Обратная связь
Вход - это суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся политического давления. На входе политической системы Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования - это плоть и кровь всех политических систем. Если можно обнаружить политическую систему, где требования сведены к нулю, то такая система находится в процессе разрушения.
Требования подразделяются на распределительные (организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение), регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством), коммуникативные ( право на информацию, реализация политических прав и свобод). Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Требования регулируются культурными нормами, которые определяют, какие потребности могут быть удовлетворены.
Кроме требований имеется и другой тип входов - поддержка. Она бывает двух видов: эмоциональная (безусловная, диффузная) и инструментальная (условная, специфическая). Эмоциональная поддержка - это доверие власти как результат длительной социализации; проявляется в форме преданности политическим ценностям, институтам и символам государства. Она прочна и стабильна. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных органов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня». Этот вид поддержки менее прочен.
Итак, поддержка центра принятия решений в концепции Истона по сути совпадает с понятием легитимности власти. Как уже было показано в предыдущей главе, в зависимости от объекта легитимации Истон выделил три типа поддержки: структурную, идеологическую, персональную. Структурная - поддержка всего политического сообщества, доверие граждан устройству государства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Идеологическая - поддержка режима как принятие ценностей, на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти. Персональная - основана на доверии граждан конкретному лидеру (главе государства, премьер-министру, депутату парламента и т.д.).
Понятие «выхода» политической системы проанализировано Д. Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия- система мер по проведению конкретного вида политики ( экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы (парламент, местные легислатуры, административно-бюрократический аппарат и т.д.). С их помощью решения и действия направляются адресатам-, гражданам и социальным группам, что вызывает новые импульсы на «входе». Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Если власть игнорирует обратную связь, то эффективность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы. Преобразование входящих факторов в ответные реакции системы называется процессом конверсии.
Система оказывает влияние на уровень поддержки, удовлетворяя требования. Никакая политическая система не может сохраниться без обеспечения консенсуса по поводу базовых норм и ценностей и без того, чтобы удовлетворять определенный объем ценностей (ресурсов).
Политическая система находится в глубокой взаимозависимости со средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия. Цель политической системы - сохранить себя через взаимодействие с окружающей средой. Это возможно при условии саморегуляции, т.е. наличия обратной связи в системе. Политическая система подобна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт - решения и действия по их реализации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.
После успешного применения Д. Истоном системной теории в политологии (1956 г.) тремя годами позднее Г. Алмонд применил его схему к национальным политическим системам. Г. Алмонд стал главой структурного функционализма в политической науке. Он разработал концепцию функционального анализа применительно к сравнительным исследованиям политических систем. С 1954 по 1963 г. Алмонд возглавлял Комиссию по сравнительной политике.
Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции политической системы.
Функции системы в целом: рекрутирование и социализация' коммуникация. Они действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.
Функции процесса: на входе - артикуляция и агрегирование интересов; на выходе - определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений. Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения.
Функции политического курса: регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность
отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).
Функции политической системы с точки зрения институционального подхода: определение социально значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение.
Устойчивость политической системе придают действующие институты - установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт политических партий, институт избирательного права.
Типы политических режимов
Компоненты политического режима | Демократический политический режим | Недемократические политические режимы | |
Авторитаризм | Тоталитаризм | ||
Представительные органы власти | Формируются в результате свободных, альтернативных выборов | Отсутствуют либо носят несамостоятельный характер | Формируются через номенклатуру (перечень должностей) либо отсутствуют |
Принцип разделения властей | Осуществляется | Формально признается | Отвергается |
Полномочия местных органов власти | Максимальные | Формально широкие | Минимальные |
Влияние и условия деятельности политических партий | Многопартийная система. Формирование правительства политическими партиями | Формальное наличие многопартийности | Правящая партия срастается с органами государственной власти. Другие партии запрещены |
Место и роль идеологии | Широкий политический плюрализм | Превалирование одной идеологии, ограниченный плюрализм | Господство одной. официальной идеологии |
Права и свободы граждан | Разрешено все, что не запрещено законом | Разрешено то, что не имеет отношения к политике | Гражданам разрешено то, что указано властью |
Деятельность карательных органов | Деятельность строго регламентирована законом | Тайный полицейский сыск | Массовые репрессии |
ЛЕКЦИЯ 6
ТЕМА: СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПЛАН
Ценностный подход
Либерально-демократическая теория | Коллективистская теория |
Приоритет индивидуальной свободы Суверенитет личности Плюрализм интересов Верховенство права (закона) Первенство прав человека Представительная демократия Разделение властей Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | Социальный человек Суверенитет народа как единого целого Единство интересов Первенство общего блага Единство прав и обязанностей Непосредственная демократия Разделение функций Подчинение меньшинства большинству |
Одним из первых процедурное понимание демократии начал развивать М. Вебер в плебисцитарно-вождистской теории демократии. Демократия - это средство властвования, обесценивающее понятия «народный суверенитет», «общая воля». Прямое политическое участие возможно лишь в ограниченных формах. Организация форм представительства интересов граждан в сложных обществах неминуемо связана с вытеснением форм прямой демократии. Особую роль в сложно организованных обществах получает бюрократия. По Веберу, для защиты своих интересов от бюрократии граждане передают свое право контроля над властью и аппаратом управления всенародно избранному харизматическому лидеру. Плебисцитарно-вождистская демократия - это совокупность процедур, соглашений.
В рамках процедурного подхода развились идеи партисипаторной демократии. Согласно этой модели сущность политической организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами функций по управлению государством на всех уровняхполитической системы. Исключается право индивида на уклонение от политического участия, так как это подрывает базовые
основы демократии. Партисипаторная модель демократии уравнивает ответственность профессионалов и непрофессионалов управлении государством.
Процедурный подход
- Партисипаторная модель демократии | "I |
- Элитарная модель демократии | |
- Плюралистическая модель демократии | |
- Co-общественная модель демократии | |
- Рыночная модель демократии | |
- Электронная демократия |
Британский политолог Джон Лукас в книге «Демократия участия» (1975 г.) писал, что народовластие предполагает определенную процедуру принятия решений, когда, во-первых, сам народ, а не квалифицированные профессионалы, участвовал бы в принятии политических решений; во-вторых, чтобы решения вырабатывались путем дискуссий, критики, достижения компромиссов; в-третьих, чтобы учитывались интересы различных групп общества.
Элитарная теория демократии была разработана Иозефом Шумпетером («Капитализм, социализм, демократия»). Ее истоки восходят к плебисцитарной теории демократии М. Вебера, трудам Г. Моска, В. Парето, М. Острогорского. Шумпетер трактовал демократию как конкуренцию между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Демократия - это конкуренция партий и элит и ее главная проблема - отбор квалифицированных политиков.
Свободный суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью устраняется от управления. Главным критерием демократии Шумпетер считал процедуру, суть которой состоит в реальной власти людей назначать, формировать правительство. Власть народа заменяется властью элиты.
Элиты соревнуются за поддержку и голоса избирателей. Политика является не процессом формирования «общей воли» народа, а конкурентной борьбой групповых интересов, представляемых лидерами.
Элитистские теории распространились в XX в. в трудах Б.Бахраха, Дж. Сартори, X. Кене. Эти мыслители полагали, что « самоуправляющийся народ - это миф». Народ склонен к политическому насилию, что представляет угрозу общественным интересам. Д. Хелд в книге «Модели демократии» писал, что элитарная модель демократии характерна для политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой политичного конфликта, неполной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически подготовленных экспертов и менеджеров.
Значительный вклад в теорию демократии вснесли сторонники плюрализма. Термин «плюрализм» был введен X. Вольфоном (1679-1754). Но теория плюрализма получила развитие в первой половине XX в. в работах Г. Ласки, Д. Трумена, Р. Даля. В этой теории демократия рассматривается как тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами. Демократия понимается как свободная игра, соревнование различных групп, объединенных интересами. Она способствует поддержанию динамического равновесия конкурирующих за власть политических сил. Как показал практический опыт, распространение такой модели возможно лишь в случае существования в обществе единых, базовых для всех групп населения идеалов и ценностей.
Выделяют также консоциалъную ( или со-общественную) модель демократии А. Лейпхарта. Им была развита концепция «разделения властей», которая предусматривает обеспечение представительства интересов меньшинства, лишенного доступа к рычагам власти. Лейпхарт выделяет механизмы, которые могут обеспечить подобный доступ к власти. Во-первых, создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества. Во-вторых, пропорциональное представительство. В-третьих, обеспечение децентрализации и максимальной автономии групп в решении ими собственных вопросов (в форме федерализма или культурной автономии). В-четвертых, представление парламентским группам права вето при принятии окончательных Решений (не простым, а квалифицированным большинством).
Модель со-общественной демократии, или модель соучастия, вправлена против оттеснения меньшинств на политическую периферию. Она применима лишь в случае, если группы имеют свою политическую организацию и способны на проведение относительно самостоятельной политики.
Такая модель может использоваться в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии).
Широкое распространение получили также теории рыночной демократии, представляющие власть как аналог экономической системы, в которой происходит обмен «товарами» т.е. политическими идеями, программами, имиджем лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы, статусы, привилегии на поддержку избирателей, покупатели - электорат. Таким образом, под политическим действием понимается только электоральное поведение, а акт голосования трактуется как «покупка» или «инвестиция».
Основы рыночной модели демократии были заложены в работе Энтони Даунса «Экономическая теория демократии» (1957 г.). Данная модель является результатом распространения экономических методов (теории рационального выбора) на политическую науку.
Базовые понятия, используемые Даунсом: поведение избирателей (электоральное поведение), обмен в политике, партийное поведение, максимизация результата политического действия, информация о выгодности действия. Рациональность политического поведения означает, что каждый политический субъект стремится получить максимальный результат при наименьших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, делает возможным упорядочение предпочтений. Главный двигатель политического выбора - экономический интерес, выгода, прибыль. Субъект может действовать альтруистически, но даже при такой модели поведения не исключена личная заинтересованность. Условием рационального выбора является информированность избирателя. На практике он может действовать как на основе определенной и полной информации, так и исходя из неполной, неточной информации.
В современной литературе выделяют также модель теледемократии (электронной демократии), ядром которой является виртуализация политики, основанная на новых информационно-коммуникативных технологиях (ИКТ). Возможность использования информационных сетей и систем создает для каждого гражданина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество информационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной (представительной) демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе. Последние, однако, должны рассматриваться не столько как гласность, сколько как новый шанс усилить политическую активность и политическую ответственность населения.
Создание основ теледемократии предполагает: постоянное информирование населения через официальные веб-сайты о деятельности органов власти; публичный доступ к официальным документам-законам и нормативным актам; обеспечение прямого участия граждан в выработке решений по конкретным вопросам, затрагивающим их интересы; проведение опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними; организацию регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей - с представителями исполнительной власти.
Теледемократия ставит проблемы обеспечения интеграции общества, меняет формы контроля власти за общественностью, снимает ряд ограничений на политическое участие.
Итак,демократия - это форма организации политической системы на основах конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития.
Демократия сочетает представительство интересов, политический плюрализм и конкуренцию, гарантии права граждан на участие в политике, просвещенный выбор, взаимную ответственность власти и народа.
ЛЕКЦИЯ 7
тема: государство в политической системе. институты государственной власти
план
- Сущность, признаки и функции государства. структура государства
Институт главы государства
Законодательная власть
Институт главы государства
Вершину пирамиды власти представляет собой институт главы государства. В современных государствах роль главы государства может исполнять монарх, президент, премьер-министр.
Глава государства - это политическая фигура, выступающая верховным носителем власти. Но глава государства может выступать не только единоличным правителем, но и как коллегиальный орган.
• Монарх бывает наследным, назначенным (или избираемыми старейшинами правящей династии (Саудовская Аравия, Ката Свазиленд); избираемый другими монархами, которые возглавляют субъекты федерации (в Малайзии монарх - глава монархической федерации).
• Президент может избираться народом, парламентом или специальными коллегиями из членов парламента, и представителей органов местной власти. Полномочия президента различаются в президентских, парламентских и смешанных республиках. Впервые пост президента был учрежден конституцией США в 1787 г. первым президентом стал Джордж Вашингтон. Сегодня пост президента существует примерно в 150 странах мира (в том числе в парламентских республиках). В ряде стран президент избирается на длительный срок: на 7 лет - в Италии, Ирландии, на 6 - в Бразилии, Мексике, Финляндии, на 5 - в Республике Беларусь, Германии, Франции, Индии, на 4 года - в Аргентине, США, Колумбии, Коста-Рике, на 1 год - в Швейцарии. Президентские выборы в Республике Беларусь проходили в 1994, 2001, 2006 гг.
• Глава государства выступает как коллегиальный орган, избираемый на определенный срок («коллегиальный монарх» в