Типы, виды, методы и средства пол-ки.
Политика явл. целеполагающ. деятель-тью. Она возник. и осущ-вляется ради определенн. целей. Цель, средство и результат – основн. компоненты политическ. и люб. друг. деятель-ти. Цель представл. соб. выработан. чел-ческ. мышл-ем идеальн. результат, ради кот. осущ-вляется деятель-ть и кот. служит ее внутрен. побудительн. мотивом. Она выполняет в политическ. деятель-ти организующ. и мотивационн. функции. Средства политики представляют соб. инструменты, орудия практическ. осущ-вл-я целей, превращ-я идеальн. мотивов в реальные действия. «Средства» и «методы» политики близк. понятия. Средства - это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистск. кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К н. от-ятся, прежде всего, насильственный и ненасильственный методы, принужд-е и убежд-е. Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственн. оценку политики издавна является предметом горяч. споров. Среди различн. воззр-й на этот счет можно выделить три основн.: 1) нравственный характер политики определяется ее целью; 2) приоритетн. влиян. на нравственн. значимость политики оказывают используемые средства; 3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманн. характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретн. ситуацией.
Широко изв-ными приверженцами перв., «целедоминирующего» подхода были Макиавелли (больше как теоретик) и Л-н (преимущ-венно как практик). Оба они оправдывали использ-н. безнравственн. средств для достиж-я благородн. целей. И все же наиболее детальн. теоретическ. обосн-н. и практическ. воплощ-е тезис «цель оправдывает средства» получил у иезуитов. Втор., «средстводоминирующий» подход к соотнош-ю целей и средств политики, исходящий из нравственн. приоритета средств над целью, представлен в перв. очередь идеологами ненасилия в политике. Так, один из виднейш. представителей эт. движ-я, лидер национально освободительн. борьбы Индии Махатма Ганди (1869-1948) считал, что ур-нь развития общ-ва определяется в перв. очередь моральн. с-ршенством людей. Нравствен-ть же воплощается в реаль-ть прежде всего через используемые в политике средства. Именно средства выражают нравственн. волю чел-ка. Средства имеют приоритет над целями и являются главн. нравственн. критерием политики, ее чел-ческ. измер-ем. Третий, «компромиссный» подход к соотнош-ю целей и средств политики пытается избежать край-тей, уч-ь нравственн. значимость как целей, так и средств. В реальн. политике каждый из эт. компонентов играет собственн., весьма важн. роль. Всякая политика начинается с цели. Цель объединяет все действия и . результаты в един. систему, фактически предопределяет объект политическ. воздействия, противников и союзников.
Несмотря на негативн. влиян. на политику безнравственн. действий, в некотор. ситуациях полный отказ от н. может иметь еще худш. последствия. Противоречия между целями и средствами политики сущ-вуют реально и не всегда могут разрешаться за счет отказа от целей из-за опас-я примен-я сомнительн. в нравствен. отнош-и средств. Разреш-е так. противоречий может быть найдено в процессе нравственн. соизмер-я целей и средств политики. Изв-но, что нравственн. цен-ти имеют иерархическ. структуру. Одни из н. более значимы, чем друг.. Так, например, пожертв-ть жизнью ради спас-я друг. людей несравненно более нравственный поступок, чем пожертв-ть для бедн. небольш. часть своего дохода. Точно так же и безнравственные дела сущ-венно различаются на шкале моральн. цен-тей: одно дело -убийство чел-ка и совсем друг. -безобидн. лукавство. Пр.-тельно к политике это означает, что в ней бывают ситуации, когда чел-к должен действ-ть по принципу меньшего зла, подобно врачу, утаивающему от больн. губительн. или вредн. для него правду. Еще Платон в проекте своего совершенн. гос-ва оправдывал примен-е лжи в «лечебн.» для народа целях. Политика издавна связывается или даже отожд-вляется с насилием. Ее важнейш. отличительн. признаком является примен-е организ-нн. насилия. Легальн. политическ. насил. на своей территории осущ-вляет лишь гос-во, хотя его могут применять и друг. субъекты политики: партии, террористическ. организации, группы или отдельные лич-ти. Насил. представляет соб. преднамеренн. действ., направленн. на уничтож-е чел-ка (или друг. жив. сущ-в) или нанес-е ему ущерба и осущ-вляем. вопреки его воле. Насил. может быть физическ., экономическ., психологическ. и др. Пр.-тельно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическ. насил. (или ненасил.) как средство ее осущ-вл-я. Политическ. насил. отличается от друг. форм не только физическ. принужд-ем и возмож-тью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нан-и ему непоправимые телесные поврежд-я, но также организ-н-тью, широт., систематич-тью и эффектив-тью примен-я. В от-ительно спокойные, мирные времена его осущ-вляют специально подготовленные для эт. люди, обладающ. оружием и другими средствами принужд-я, объединенные ж-к. организационн. дисциплин. и централиз-нн. управл-ем, хотя в периоды восстаний и гражданск. войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов.Насил. — неотъемлемая сторона всей чел-ческ. истории. В политическ. и общ-венн. мысли встречаются самые различные, в том числе прямо противоположные оценки роли насилия в истории. Некоторые ученые, например Евг-й Дюринг, приписывали ему решающ. роль в общ-венном развитии, сломе стар. и утвержд-и нов..Проявл-е насилия и его масштабы определяются многими причинами: экономическ. и социальн. устройством, острот. общ-венн. конфликтов и традициями . разреш-я, политическ. и нравственн. культур. насел-я и т.д. На протяж-и мног. веков насил. выступало важнейш. способом разреш-я остр. социальн. противоречий, . оборотн. сторон., особенно в отнош-ях между народами. Политикам, не обладающ. нравственн. культур., гуманными убежд-ями, оно кажется наиболее эффективн. и соблазнительн. методом достиж-я сво. целей, поскольку способно физически устранить противника. Как говорил Сталин, отдавая распоряж-я об уничтож-и неугодн. ему людей, «Есть чел-к — есть проблема, нет чел-ка — нет проблемы».
Суть концепции ненасилия в политике заключается в отказе от примен-я силы при разреш-и конфликтов и в урегулир-нии спорн. вопросов на осн- принципов гуманизма и нравствен-ти. Она рассчитана на действ. более высок. мотивов чел-ческ. п-д-я, чем страх перед физическ. наказанием или экономическими санкциями, на силу духа, нравственн. убежден-ти, героическ. примера. Основ. насилия, — пишет политолог Д. Фейхи, — является власть ненависти или, по крайней мере, страха, в отлич. от ненасилия, основ. котор. служит сила бесстрашия и любви. Ненасил. «не ранит, не разрушает и не убивает, как физическ. оруж., а исцеляет, объединяет и содействует сближ-ю судеб угнетенн. и угнетателя».Ненасил. в политике традиционно служило специфическ. средством воздействия на власть снизу. Его обычно применяют люди, не обладающ. средствами насилия или крупн. экономическ. ресурсами влияния. Очень часто ненасильственн. метод борьбы используют социальные, национальные и иные меньшинства для т., чтобы обратить вниман. властей и общ-вен-ти на бедствен-ть своего полож-я. Ненасил. занимает центральн. место среди средств влияния экологическ. движ-й, например движ-я «Гринпис».Ненасильственные методы учитывают особен-ти общ-венн. субстанции — налич. у объектов . воздействия нравственн. сознания, с-сти и разума. Именно к н. апеллирует ненасил.. Если бы в общ-ве действ-ли лишь разумные, но бесчувственные машины, роботы, то всяк. ненасил. было бы бессмысленн.. Эффектив-ть ненасилия осн-на на использ-нии внутренн. механизмов мотивации поведения и прежде всего совести, а также общ-венн. мн-я, его авторитета и влияния.Все эти и мног. друг. способы ненасильственн. действий этически нейтральны и могут использ-ться не только в нравственн., но и в безнравственн. целях. В последнем случае они прямо противоречат гуманистическому духу и сути концепции ненасилия. Нравственная направлен-ть ненасильственн. средств политики во многом зависит от характера общ-венн. строя. В авторитарн. и тоталитарн. гос-вах, не позволяющ. гражданам свободно выражать свои треб-ния, использ-н. ненасильственн. средств борьбы служит, как правило, нравственн. целям.
Виды политики:Внутренняя и внешняя.
9. Взаимоотнош-е пол-ки с друг. сферами обществ. жизни.
Пол-ка и мораль: Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница: Пол-ка конфликтна, в морали конфликт частн. случай. Источник политики насущная потреб-ть людей, а мораль общечеловеческ. ценности. Треб-ния П. носят форму законов конкретн., в морали абстрактно-нормативн. Мораль индивидуальна, П носит групповой характер. Пол-ка опирается на силу, мораль отчуждает насилие. Политика ситуативн. (меняется), мораль универсальна.
П и Культура: П может прибегать к силов., репрессивн. методам по отнош-ю к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры. Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образ-ния.
П и Экономика: Уровень экон. развития определ. характер полит режимов.