Т. Гоббс о необходимости государственной власти.

Томас Гоббс (1588 - 1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности (произведение «Левиафан»). Государство обладает наивысшей возможной властью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно». Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной властью, Гоббс существенно ограничивал права подданных.Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов. Гоббс различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. На его взгляд, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь, после выборов первого монарха.

15. Дж. Локк и Ш. – Монтескье о разделении властей.

Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье в своих теориях преследуют одну и ту же цель – обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод путем создания таких условий, при которых становится невозможной концентрация власти в одних руках.

Дж. Локк проводит границу раздела между законодательной и исполнительной ветвями власти, при этом, являясь выражением воли народа, законодательная власть полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту и в силу этого является верховной (но не абсолютной). По теории, разработанной Дж. Локком, законодательный орган не может никому делегировать свою законодательную власть. Кроме того, все значимые вопросы, как то повышение налогов, лишение собственности может происходить только с согласия народа или заинтересованных лиц. Дж. Локк предъявляет к закону обязательные требования: стабильность и долговременность действия. Исполнительная власть, включая федеральную, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.

Монтескье объявляет разделение властей высшим законом госустройтсва, который обеспечивает политическую свободу граждан и предлагает разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды). В отличие от Дж. Локка, который разделение властей трактует как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивает необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Монтескье подчеркивает важность независимости властей и их органов в отношении ус­ловий их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех органов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте, а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие. Принципиальное отличие между двумя этими теориями состоит в роли законодательной власти. Дж. Локк подчеркивает верховенство законодательной власти и рассматривает ее как гаранта единства государственной власти вообще, а Ш.Л. Монтескье считает, что сами эти ветви власти должны дополнять друг друга, влияние их должно быть равномерным и взаимосдерживаемым, а органы, осуществляющие властные полномочия, должны быть независимы друг от друга. Таким образом, Д. Локк и Ш.Л. Монтескье, формулируя каждый свою теорию разделения власти, стратегически оба автора стремились к ограничению власти монарха, невозможности концентрации власти, установить взаимный контроль и взаимное ограничение разных ветвей власти, но каждый из них выбрал свою тактику и построил свои механизмы достижения этой цели.



Наши рекомендации