Политическая власть. Теория властных отношений.

Лекция 2

Этапы становления и развития политической науки.

Политика, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития, без изучения которой невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

1. Политическая мысль Древнего Востока

В гос-вах др. Востока сформировались огромные теократические монархии (т.е. монархии, в которых «власть от бога»). След-но и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий. Их основная идея – это божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков.

А характерные черты – фатализм (вера в судьбу), покорность и послушание.

В соответствии с общим для всех стран Востока обожествлением фараона, царя, императора…

Политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример – Древний Египет, где фараон был не только живым богом, но и наилучшим из всех людей по своим качествам: уму, морали, силе, справедливость, следовательно он был божеством, монархом и верховным судьёй в одном лице. Таким образом, вся система власти строилась на насилии и страхе.

В 1 тыс. до.н.э. начинает проявляться тенденция от первичного религиозно-миологического представления к более рационалистическому взгляду на мир и гос-во.

Др. Китайское гос-во представляло собой разновидность восточной деспотии (глава гос-ва – наследственный монарх, который одновременно явл. первым жрецом и единственным землевладельцем).

Большую роль в формировании политико правовой мысли Китая сыграло конфуцианство.

Конфуций (551-479 гг до н.э.) . Конфуций в качестве объекта изучения рассматривал искусство управления гос-вом, которое он отождествлял с искусством моральности. След-но идеал управления – это не принуждения, не нисилия, а сила морального примера. По его мнению преобразование гос-ва необходимо начинать с семьи, в которой должна существовать доминация главы семьи, также особую роль он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение и доверие власти. След-но право на управление гос-вом правители должны утверждать знаниями, способностями и мудростью. Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (законники), учения которых формируется в 6-5в. до н.э. Отбросив конфуцианское представление о гос-ве как большой семье, легисты – главный источник хорошего стоя усматривали в политических и правовых институтах. След-но считая главной задачей создание сильной, централизованной, авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни. Они выступали с обоснованием китайской доктрины политики на основании закона.

Политико правовая мысль Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Жрецы (брахманы) на протяжение многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древне индийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии Брахманизма встречается в ряде до.индийских памятников 2 тыс. до н. э. именуемых ведами. В них говорится о делении общества на 4 сословия (варны):

1. брахманы-жрецы

2. кшатрии-воины

3. вайши (крестьяне, ремесленники торговцы)

4. шудры ( свободные низы)

рабы находились вне сословий.

Брахманизм получает своё дальнейшее развитие в упанишадах.Согласно ведам и упанишадам все варны должны следовать божественно предустановленной дхарме (закон, долг, обычай). Причём господствующее положение брахманов предопределяло руководящее значение брахманистскихтолкований социального и политико-правовогосмысла дхармы применительно к членам разных варн.

Прмерно во 2 в до н.э. появляются «законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются соответствующее положение ветвей и упоми???? отделение общества на варны. Особое значение предаётся обоснованию руководящего положения брахманов.

Существенная роль в законах Ману отводится наказанию, которое призвано охранять всех живых существ, богов и людей.неравенство прав и обязанностей членов разных варн включает их неравенство перед законом. С критикой ряда основных положений ветвей упанишад и законов Ману, выступал Будда, который отвергал мысль о боге, как верховной личности, нравственном правителе мира и первоисточнике закона. Будда и его последователи подвергали критике принцип неравенства (систему варн).

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону свецких представлений о гос-ве наблюдается в трактате «Артхашастра», автором которого явл. влиятельный советник министра ?????. Относя к наукам философию, учения о 3х ведах, учения о хоз-ве и гос-ном упрвлении трактат подчёркивоет, что философия при помощи логических доказательств исследует в ведах законное и не законное, в учении о хоз-ве пользу и вред, а в учении о гос. управлении верную и не верную политику. В Артхашастре наряду с признанием того, что закон основан на истне явное предпочтение отдаётся практической пользе, которая выступает определяющей основой и ведущем принципом политич. действий, соответствующих задачам сильной карающей власти и целями сохранения системы варн.

2. Политическая мысль Др. Греции и Рима.

Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на востоке.в ДР. Греции политические идеи обретали форму теории, в них появились признаки целостности и системности. Этому способствовал ряд обстоятельств.:

1. Общественное разделение труда, которое обусловило рост его производительности

2. классовое деление общества на рабов в рабовладельцев, кот.создало возможность определённому слою освободиться от ходяйственной деятельности и заниматься исключительно умственным трудом.

3. активное развитие политических теорий было востребовано Хонисом.

Хонис – город гос-ва с немногочисленным населением и примыкающей к нему сельской местностью, в котором занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в гос-ной деятельности.

Платон (427-347 гг до н.э.)

Основные работы: Гос-ва, политика, законы. Платон был объективным идеалистом, он полагал, что сам по себе объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искажённую копию. Общество – отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности.

Наиболее важной и непосредственной формой существования общества явл. гос-во. Платон стремился дать картину ИДЕАЛЬНЫХ общества и гос-ва. В работе гос-во Платом нарисовал образ идеального общества, которое состоит из 3х сословий.

1. правители-философы

2. воины-стражи

3. ремесленники и земледельцы

Соответствует 3ём началам чел. души:

1. Разумное

2. Яростное

3. Деловое.

Кождое сословие занято своим делом:

1 – осуществляет справедливое правление, т.к. только им доступно истинное знание.

2- защищает общество

3 – создаёт материальное ср-во жизни.

2 – не имеют не собственности, ни семьи.

Государство регулирует всю жизнь граждан, вплоть до заключения брака и рождения детей.

Истинное знание возможно только при идеальном гос-ве, таким гос-вом Платон считал АРИСТОКРАТИЮ – правление философов-мудрецов, т.к. при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных .

Другие 4 НЕ правильные формы гос-ва:

1. тосмократия??? – правление военных

2. олигархия – правление богатых

3. Демократия – правление народа

4. Тирания

Платон 1ым указал на взаимосвязь политики, гос-ва и социального фактора. (разделение труда, появление социального неравенства)

Работа политика – Аристотель

Работы гос-ва – Платон.

Лекция 4

Лекция 5

Политическая система общества

Политические режимы

1. Социальные системы. Политика как подсистема общества.

2. Понятие «политическая система»

3. Элементы политической системы.

4. Механизм и функции политической системы.

5. Политические режимы

Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов власти способах и формах взаимодействия политических структур в политологии используют системную теорию. Которая позволяет рассматривать мир политического как сложно организованную целостность. Состоящую из множества взаимодействующих друг и с другом элементов. Когда изменение характера каждого из них ведёт к изменению качества всей структуры. Аристотель с этой целью использовал понятия «государственное устройство». Алексис Де Токвиль с этой целью вводит в научный оборот понятие политического и госуд. порядка.

Спенсер и Дюргейм – термин «полит система».

Парето для этого же пытался описывать целостность и упорядоченность политической жизни общества через механизмы циркуляции элит.

Макс Вебер через интегрирующую роль гос-ной бюракратии. Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем. Основы которой сформулировал Людвиг Фон Берталанфи, давший научное определение системы и её важнейших особенностей:

· сложности

· устойчивости

· открытости-закрытости.

Первопроходцами в применении системного анализа в политических исследований стали: ТалкоттПарсонс, ДевидИстон, Габриэль Алмон и Карт Дойч. Системный подход к изучению политики примененный ими в 50-70 годы 20 века а также разработка концептуальных представлений о политическом мире как системе выполняют важную методологическую роли и в настоящее время. Понятие политической системы позволяет с одной стороны увидеть политическую жизнь, как целостную картину поведения людей, а с другой учесть взаимодействие политики с её окружающей средой. В современной политологии насчитывается более двух десятков определения «политической системы», которые трактуют её как комплекс идей совокупность разнообразных элементов, взаимодействие политики с др. общественными феноменами или сферами. В 80 -90 гг. 20 в. системные подходы утрачивают свою популярность и сегодня они как правило используются как системная методология или технологические приёмы исследований.

В настоящее время большое развитие получили:

· от девелопменталистский подход – обращает внимание на важность для функционирования политической системы, характера зависимостей политики ( от динамики социально-экономического развития), её структурной дифференциации. Основное внимание на способности системы к обновлению мобилизации, самосохранению и к равенству политических участников

· «новыйинституцианализм» - рассматривает гос-во в качестве центра систематизирующего политику общества, однако не отрицает возможность увеличения воздействия на политику институтов власти. Концепцию в которой отрицается главенствующая роль внутренне организующей политику структуры (политической системы) выдвинул Пьер Бурдье. Его теория социального поля, которая состоит из множества практик отдельных субъектов (объектов) теми или иными ресурсами, местом в полит пространстве, позновательными и мотивационными оснваниями действий, рассматривает политический порядок как сложное динамическое взаимодействие этих практик, постоянно изменяющих качество определённого политического пространства.

·

2.

Понятие политическая система получила широкое распространение в 60е годы 20 века. Введение его в научный оборот было вызвано необходимостью комплексного системного осмысления политической реальности и отражало серьёзные изменения, которые произошли в изучении политических явлений, а также открыла новые перспективы анализа политической сферы. Подходы к изучению политической системы:

1. Институциональный подход изучает политическую систему, как совокупность гос-ных и не гос-ных институтов социальных и правовых норм посредствам которых реализуются политико-властные отношения. Предмет исследования – обособленные организационно оформленные центры власти: государства, партии, общественные объединения и подчинённые им структуры.

2. Структурно функциональный подход преодолевает институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. След-но предметом анализа становиться не институт, а политическая система в целом. Основное внимание при этом уделяется взаимосвязи её элементов и подсистем

3. В рамках элитарного подхода основное внимание отводится роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой

4. «Синтезирующий подход» предлагает включать в понятие политической системы не только политические институты , но и политические нормы, политические отношения, политическое сознание и политическую культуру.

(дать собственное определение политическая система)

3.

Модель политической системы ТолкоттаПарсонса (самостоятельно).

Системная модель Девида Истона:

В Полит Реш- х система ния о д-я д
требования поддержка
решения действия

Политическая система это «совокупные взаимодействия и поведение по средствам которых авторитарно распред-ся ценности и предотвращаются конфликты между членами общества» след-но основной акцент на том, что политическая система это не простое взаимодействине её структур, а постоянно изменяющееся функционирующая, динамическая субстанция, саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий через вход и выход на поступающие из вне импульсы.

Среда:

1. внешняя (внешняя политическая деятельность гос-ва)

2. внутренняя (внутренняя политика гос-ва)

Политическая система:

1. Вход: а) требования - призваны удовлетворять человеческие потребности, Виды: социальные, политические, духовные и т.д. б) поддержка – имеет практических характер и сопровождается конкретными действиями, с целью достижения скорейшего результата. Она может носить отрицательных характер и выражаться в форме протеста.

2. Выход: а) решения-явл. теоретической реакции на входящую в систему импульсы. Осмысливаются важнейшие общественные проблемы, они соотносятся с интересами различных социальных слоёв, после чего происходит выробатка способов их решений, находящих своё отражение в правовых актах. Б) носят практический характер – т.е. предтворяют в жизнь решения.

3. Обратная связь – круговорот систем т.е то, что получается на выходе, возвращается в систему в виде нового материала и данный процесс продолжается бесконечное кол-во раз (конверсия)

Можно выделить 2 группы функций:

1. Функции входа:

· артикуляция интересов (выражение)

· агрегирование (суммирование) интересов

Функции выхода:

2. разработка норм

3. применение норм

4. применение норм в судебном порядке

5. политическая коммуникация

Функциональная модель политической системы Габриэля Алмонда:

(см рис. 2)

В своей модели Алмон Выделяет 3 аналитических уровня, связывая группы функций с деятельность отдельных институтов групп и индивидов включённых в системную организацию Первый блок – уровень процесса, связан со входом. Т.е. с воздействием среды на политическую систему. Это проявляется в осуществлении политическими институтами след.функций:

1. Аритикуляции интересов (агентов артикуляции интересов – групповые объеднения)

2. Агригирование интересов (политический партии).

3. Выработки политического курса (парламент)

4. Осуществление политики (исполнительная власть)

5. Арбитраж (судебная власть)

Взаимодействие социальной среды с институциональной системой – это динамика политического процесса.

2 Блок – уровень системы. Здесь происходит адаптация общества к политической системе от которой зависят перспективы её стабильного воспроизводства или радикального изменения.

Во-первых это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы. Она связанна с социальными институтами семьи, церкви и школы.

Во-вторых это функция рекрутирования сторонников или противников системы. В-третьих это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря деятельности средств массовой информации.

В третьем блоке уровней управления решаются задачи связанные с управлением коллективными ресурсами общества:

1. их добывание (сбор налогов в стране)

2. их структурным регулированием (переброской из одной сферы в другую)

3. их распределение (стипендии, соц. пособия, пенсии)

Далее через механизм обратной связи цикл замыкается. Т.крезультаты деятельности блока управления должны изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость политической системы.

Информационно-кибернетическая модель Карла Дойча.

(см Рис 3.)

Дойч исходил из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей. Правительство, как основной субъект государственного управления мобилизует политическую систему путём регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а так же отдельными блоками внутри самой системы. Целями системы явл. обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. В данной модели выделяются 4 блока связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков:

1. Получение и отбор информации. Политическая система принимает информацию через внешне-политические и внутренне- политические рецепторы. К которым относятся информационные службы, центры изучения общественного мнения… Здесь происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших даннах.

2. Обработка и оценка информации. Новая информация Подлежит обработке в рамках блока памяти и ценностей, где она с одной стороны сравнивается с уже имеющейся, а с другой проходит оценивание сквозь призму ценностей, норм и стереотипов

3. Принятие решений. После получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям, правительство (центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы

4. Эффекторы (исполнительные органы власти). Реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через обратную связь для рецепторов.

Дойч выделял 3 основных типа коммуникации в политической системе:

1. Личные не формальные коммуникации (непосредственный контакт депутата с избирателями)

2. Коммуникации через организации. Контакт с правительством осуществляется через политические партии, общественные организации, группы давления.

3. Коммуникация через средства массовой информации.

Лекция 10 – списать

Лекция 2

Этапы становления и развития политической науки.

Политика, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития, без изучения которой невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

1. Политическая мысль Древнего Востока

В гос-вах др. Востока сформировались огромные теократические монархии (т.е. монархии, в которых «власть от бога»). След-но и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий. Их основная идея – это божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков.

А характерные черты – фатализм (вера в судьбу), покорность и послушание.

В соответствии с общим для всех стран Востока обожествлением фараона, царя, императора…

Политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример – Древний Египет, где фараон был не только живым богом, но и наилучшим из всех людей по своим качествам: уму, морали, силе, справедливость, следовательно он был божеством, монархом и верховным судьёй в одном лице. Таким образом, вся система власти строилась на насилии и страхе.

В 1 тыс. до.н.э. начинает проявляться тенденция от первичного религиозно-миологического представления к более рационалистическому взгляду на мир и гос-во.

Др. Китайское гос-во представляло собой разновидность восточной деспотии (глава гос-ва – наследственный монарх, который одновременно явл. первым жрецом и единственным землевладельцем).

Большую роль в формировании политико правовой мысли Китая сыграло конфуцианство.

Конфуций (551-479 гг до н.э.) . Конфуций в качестве объекта изучения рассматривал искусство управления гос-вом, которое он отождествлял с искусством моральности. След-но идеал управления – это не принуждения, не нисилия, а сила морального примера. По его мнению преобразование гос-ва необходимо начинать с семьи, в которой должна существовать доминация главы семьи, также особую роль он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение и доверие власти. След-но право на управление гос-вом правители должны утверждать знаниями, способностями и мудростью. Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (законники), учения которых формируется в 6-5в. до н.э. Отбросив конфуцианское представление о гос-ве как большой семье, легисты – главный источник хорошего стоя усматривали в политических и правовых институтах. След-но считая главной задачей создание сильной, централизованной, авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни. Они выступали с обоснованием китайской доктрины политики на основании закона.

Политико правовая мысль Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Жрецы (брахманы) на протяжение многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древне индийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии Брахманизма встречается в ряде до.индийских памятников 2 тыс. до н. э. именуемых ведами. В них говорится о делении общества на 4 сословия (варны):

1. брахманы-жрецы

2. кшатрии-воины

3. вайши (крестьяне, ремесленники торговцы)

4. шудры ( свободные низы)

рабы находились вне сословий.

Брахманизм получает своё дальнейшее развитие в упанишадах.Согласно ведам и упанишадам все варны должны следовать божественно предустановленной дхарме (закон, долг, обычай). Причём господствующее положение брахманов предопределяло руководящее значение брахманистскихтолкований социального и политико-правовогосмысла дхармы применительно к членам разных варн.

Прмерно во 2 в до н.э. появляются «законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются соответствующее положение ветвей и упоми???? отделение общества на варны. Особое значение предаётся обоснованию руководящего положения брахманов.

Существенная роль в законах Ману отводится наказанию, которое призвано охранять всех живых существ, богов и людей.неравенство прав и обязанностей членов разных варн включает их неравенство перед законом. С критикой ряда основных положений ветвей упанишад и законов Ману, выступал Будда, который отвергал мысль о боге, как верховной личности, нравственном правителе мира и первоисточнике закона. Будда и его последователи подвергали критике принцип неравенства (систему варн).

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону свецких представлений о гос-ве наблюдается в трактате «Артхашастра», автором которого явл. влиятельный советник министра ?????. Относя к наукам философию, учения о 3х ведах, учения о хоз-ве и гос-ном упрвлении трактат подчёркивоет, что философия при помощи логических доказательств исследует в ведах законное и не законное, в учении о хоз-ве пользу и вред, а в учении о гос. управлении верную и не верную политику. В Артхашастре наряду с признанием того, что закон основан на истне явное предпочтение отдаётся практической пользе, которая выступает определяющей основой и ведущем принципом политич. действий, соответствующих задачам сильной карающей власти и целями сохранения системы варн.

2. Политическая мысль Др. Греции и Рима.

Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на востоке.в ДР. Греции политические идеи обретали форму теории, в них появились признаки целостности и системности. Этому способствовал ряд обстоятельств.:

1. Общественное разделение труда, которое обусловило рост его производительности

2. классовое деление общества на рабов в рабовладельцев, кот.создало возможность определённому слою освободиться от ходяйственной деятельности и заниматься исключительно умственным трудом.

3. активное развитие политических теорий было востребовано Хонисом.

Хонис – город гос-ва с немногочисленным населением и примыкающей к нему сельской местностью, в котором занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в гос-ной деятельности.

Платон (427-347 гг до н.э.)

Основные работы: Гос-ва, политика, законы. Платон был объективным идеалистом, он полагал, что сам по себе объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искажённую копию. Общество – отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности.

Наиболее важной и непосредственной формой существования общества явл. гос-во. Платон стремился дать картину ИДЕАЛЬНЫХ общества и гос-ва. В работе гос-во Платом нарисовал образ идеального общества, которое состоит из 3х сословий.

1. правители-философы

2. воины-стражи

3. ремесленники и земледельцы

Соответствует 3ём началам чел. души:

1. Разумное

2. Яростное

3. Деловое.

Кождое сословие занято своим делом:

1 – осуществляет справедливое правление, т.к. только им доступно истинное знание.

2- защищает общество

3 – создаёт материальное ср-во жизни.

2 – не имеют не собственности, ни семьи.

Государство регулирует всю жизнь граждан, вплоть до заключения брака и рождения детей.

Истинное знание возможно только при идеальном гос-ве, таким гос-вом Платон считал АРИСТОКРАТИЮ – правление философов-мудрецов, т.к. при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных .

Другие 4 НЕ правильные формы гос-ва:

1. тосмократия??? – правление военных

2. олигархия – правление богатых

3. Демократия – правление народа

4. Тирания

Платон 1ым указал на взаимосвязь политики, гос-ва и социального фактора. (разделение труда, появление социального неравенства)

Работа политика – Аристотель

Работы гос-ва – Платон.

Лекция 4

Политическая власть. Теория властных отношений.

1. Политическая и государственная власть. Понятия. Структура. Функции

2. Субъекты и объекты политической власти

3. Ресурсы и основания власти

4. Легитимность и легальность власти

5. Основные концепции происхождения власти.

Понятие власти явл. одним их центральных в политологии. Этимологически понятие «власть» происходит от др. Греч cratos– это управление гражданими и обществом в ???

В настоящее время большинство учёных считают, что власть – это исключительно общественное явление. Другие полагают, что власть есть и у животных. Последнее врядли верно, т.к. во-первых , так называемая, власть у животных основана на инстинктах и во-вторых она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение. След-но власть – это присущее обществу волевое отношение между людьми.

Понятие власть в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах:

1. философия – власть над объектами общества

2. социология – власть социальная

3. в экономике – власть хозяйственная

4. в юриспруденции – влатьгосударственная

5. в политологии – власть политическая.

Польский политолог Ежи Вятр насчитывал 6 различных подходов к определению власти:

1. бихевиористский подход – поведение одного человека определяет поведение другого

2. телеологический - власть ради осуществления определённых целей

3. инструменталистский – власть как инструмент достижения цели

4. структуралистский – власть рассматривается как особого рода отношения между управляющими и управляемыми.

5. психологический – власть как влияние, оказываемое на других

6. конфликтный – власть определяется как способ разрешения конфликтных ситуаций.

Можно выделить след.определения категории власти:

Томас Гоббс: власть – это средство достичь блага в будущем

Макс Вебер: власть – это возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других.

Роберт Даль: власть – это возможность одного человека заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.

Лассуэль Каплан: власть – это участие в принятии решений

Парсонс: власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели.

Необходимо отличать понятия полит.власти и гос власти.

Полит власть всегда носит обществ.характер

Предпологает …традиций морольного влияния, системы идеологических и правовых норм.

Основные признаки политической власти

!. Наличие субъекта и объекта властных отношений

2. Наличие реальной угрозы применения санкций.

3. Наличие механизма реализующего подчинение.

4. Наличие общественных норм закрепляющих полномочия субъекта власти.

Государственная власть – непосредственный продукт политической власти. Носит политических характер т.к. гос-во затрагивает интересы практически всех слоёв населения. Главная задача гос. власти состоит в том, чтобы методами управления и руководства:

1. удержать стабильность

2. обеспечить бескризисное развитие общества

3. не допустить конфликтов в нём.

След-но политическая власть – это система нормативно закреплённых социальных отношений сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы. Она использует прерогативы гос-ва для распространения общественных ресурсов в интересах своих членов. След-но политическая власть не сводиться к гос-ной т.к. включает власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., не государственная к политической т.к. гос-во выполняет и не политические задачи.

Если говорить о структуре политической властито её необходимо рассматривать с разных позиций:

· в институциональном плане она может быть представлена так: гос-ная власть и, собственно, политическая власть, которая рассматривается, как часть власти партий и иных общественно-политических организаций.

· с позиции сущностной хар-ки политическая власть состоит из: 1. источника власти (Вебер в качестве источников власти рассматривал насилие, авторитет и право). 2. субъект власти, 3. объекты власти, 4. функции власти, 5. механизм осуществления власти.

Власть необходимо отличать от близких, но не тождественных ей категорий: влияние, лидерство, авторитет.

Влияние – способность субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Отличие от власти проявляется: 1. власть отличается более высокой степенью воздействия и способностью добиться подчинения. 2. власть – это не просто воздействие, а и способность добиться изменения объекта. 3. власть способна накладывать санкции, за неисполнение её воли.

Авторитет – высоко ценимые личные кач-ва или общественное положение, позволяющее завоевать власть или распоряжаться ею. След-но, это не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.

Лидерство – это не власть, а скорее те личные кач-ва, которые позволяют её получить. Лишь при условии официального признания такие качества превращаются во власть.

2.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта( или второго пассивного субъекта)

К субъектам политической власти относятся:

· гос-во

· социальные общности

· политические партии и организации

· правящая элита, бюрократия, группы давления (лоббизм ?)

· групповое и индивидуальное лидерство

· личная власть

· отдельные граждане в условиях выборов и референдумов

· толпа

Первичными субъектами власти явл. индивиды, вторичными – политические организации. Субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Или волевластителя и подчинение объекта. Необходимо различать субъекта и носителя власти: субъект осуществляет свою власть посредствам носителей.

3.

Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурс власти – это потенциальное основание власти т.е средства, которые могут быть использованы, но ещё не используются или используются, но не достаточно.

Виды ресурсов (и оснований):

1. Экономические

2. Социальные

3. Информационные

4. Принудительные (силовые)

5. Правовые

След-но, можно сделать вывод, что в рамках самой политической власти и вне зависимости от неё, в обществев качестве рычагов воздействия на власть сущ. следующие её виды:

1. Экономическая власть

2. Социальная

3. Информационная

4. Принудительная (силовая)

5. Правовая

4.

Для того, чтобы в полной мере использовать ресурсы, политическая власть должна быть право мощной и оправданной в глазах граждан. Иначе говоря, они должны признавать её право на существование и право управлять ими. Такое принятие власти и связанного с нею политического порядка называется легитимностью.

Легитимность следует отличать от легальности, которая предусматривает законный характер власти, её опору на закон. Т.е власть признаётся людьми только по тому, что в основании её лежит закон. С понятием политической легитимности тесно связанно понятие политического господства – Это та форма, которую принимает политическая власть; - это определённая устоявшаяся форма властных отношений.

Господство опирается на опред. политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей т.е социальную иерархию. Иначе говоря политическое господство существует тогда, когда члены общества согласны подчиняться не из-за угрозы насилия, а потому что таков порядок.

Определённый тип политической легитимности служит для обоснования опред. типа политического господства. Макс Вебер выделял 3 основных их типа:

1. Традиционная легитимность и господство

2. Харизматическая легитимность и господство

3. Бюрократическая (рационально-правовая) легитимность и господство.

5.

См. электронный конспект.

Лекция 5

Политическая система общества

Политические режимы

1. Социальные системы. Политика как подсистема общества.

2. Понятие «политическая система»

3. Элементы политической системы.

4. Механизм и функции политической системы.

5. Политические режимы

Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов власти способах и формах взаимодействия политических структур в политологии используют системную теорию. Которая позволяет рассматривать мир политического как сложно организованную целостность. Состоящую из множества взаимодействующих друг и с другом элементов. Когда изменение характера каждого из них ведёт к изменению качества всей структуры. Аристотель с этой целью использовал понятия «государственное устройство». Алексис Де Токвиль с этой целью вводит в научный оборот понятие политического и госуд. порядка.

Спенсер и Дюргейм – термин «полит система».

Парето для этого же пытался описывать целостность и упорядоченность политической жизни общества через механизмы ци

Наши рекомендации