Рекомендуемые Интернет-ресурсы. Тема: Теория власти и властных отношений

Семинар 4

Тема: Теория власти и властных отношений

Цель семинарского занятия: анализ содержания структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления; харак­теристика соотношения эффективности и легитимности политической власти.

Основные понятия: кратология, власть, господство, авторитет, политическая власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное), основания власти, ресурсы власти, уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный).

План семинара

1. Власть как общественно е явление, её сущность и источники.

2. Политическая власть: понятие, структура, функции.

3. Структура и ресурсы власти.

4. Механизм осуществления политической власти.

5. Эффективность и легитимность власти.

Контрольные вопросы.

1. Приведите определение власти.

2. В чем специфика политической власти

3. Каковы разновидности власти.

4. Что понимается под легитимностью и легальность власти?

5. Раскройте содержание типологии власти.

6. Каковы критерии эффективности власти?

7. Назовите причины (и ситуации), по которым власть может иг­норировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.

8. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.

9. Приведите примеры из мировой истории, когда «действия власти были незаконными, но оказались легитимными».

Задание.

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

харизма юридическое обоснование законности поли­тической власти;
легитимность власть мудрецов-старейшин
медиакратия форма правления, при которой политичес­кая власть находится в руках главы цер­кви, духовенства;
кратология власть толпы;
легальность наука о власти
охлократия тип господства, опирающийся на освящен­ные обычаем нормы;
плутократия власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
легальное господство один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами
теократия тип господства, основывающийся на при­знании добровольно установленных юри­дических норм, направленных на регули­рование отношений господства и подчине­ния;
традиционное господство признание народом и политическими силами правомерности, законности политичес­кой власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избра­ния;
власть форма власти, основным субъектом кото­рой выступает наиболее богатый слой об­щества;
геронтократия. один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к поли­тическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.

2. Заполните таблицу «Концепции власти»

Концепции власти Краткая характеристика
Биологическая (А. Поз, Г. Спенсер)  
Телеологическая (В. Рассел)    
Функционалистская (Р. Арон)  
Социально-экономическая (К. Маркс Ф. Энгельс)  
Философская (Ф. Ницше)  
Психологическая (З. Фрейд, Э. Фромм)  

3. Известно, что власть основывается на:

а) авторитете;

б) принуждении;

в) прямом насилии.

Можете ли вы дополнить этот список?

4. Ниже перечислены основные методы осуществления полити­ческой власти. Сопоставьте, раскройте их структуру, механизм реализации и приведите примеры их использования на различных исторических этапах развития Советского Союза, России.

Демократические   Авторитарные  
Предложение норм для следования при помощи авторитета власти Навязывание элитарной группой стереотипов поведения
Убеждение   Принуждение, насилие, террор  
Аргументация, разъяснение   Демагогия, популистские заявления  
Указание, информация о решении Приказание, запрещение
Поощрение Наказание, угроза и применение санкций
Изучение и учет общественного мнения Тотальный контроль, атмосфера шпиономании, засекречивания, гонения на инакомыслящих
Развитие плюралистической демо­кратии, многопартийности, учет наличия оппозиции Господство одной партии, партий­ной элиты, гонение на оппозицию, ее уничтожение, столкновение различных социальных и нацио­нально-этнических групп
Развитие предпринимательства, творчества, инициативы, акцент на экономических методах руководства, отказ от жесткой централизации     Жесткая централизация, централизованное распределение, урав­ниловка в трудовых отношениях и оплате труда  
Оборонительная военная политика, демократические переговор­ные методы проведения внешней политики   Наступательная военная доктри­на, милитаризация экономики, «конфликтная дипломатия» (го­товность применения силы в меж­дународных отношениях, созда­ния агрессивных блоков, вмеша­тельство в дела других стран)

Тесты.

1. Как понимал легитимное господство М. Вебер?

а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;

б) наследование законного представителя династии;

в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;

г) власть, опирающаяся на насилие.

2. Что понимается под категорией «основания власти»?

а) иррационалистическое понимание власти;

б) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые, могут быть ею использованы;

в) характеристика власти вообще;

г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей.

3. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?

а) интерес;

б) распределение материальных благ;

в) принуждение;

г) убеждение.

4. Бихевиористские концепции власти анализируют...

а) системную природу власти;

б) поведенческие аспекты властных отношений;

в) ролевые отношения в процессе осуществления власти;

г) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения

5.Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству:

а) осуществляется в период формирования индустриального обще­ства;

б) для своего поддержания требует «великих свершений»;

в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отноше­ний господства и подчинения;

г) возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса;

д) авторитет власти не связан правовыми нормами и правилами;

е) основами для продвижения по иерархической лестнице являют­ся служебная дисциплина и деловая компетентность, а не лич­ная преданность.

6.Что понимается под политической властью в правовом государстве?

а) умение навязать свою волю другому;

б) использование элитой своих преимуществ;

в) управление слабыми со стороны сильных;

г) делегирование обществом государству политических полномочий.

Темы докладов.

1.Изучив статью Е.Б. Шестопал «Образ власти в Рос­сии: желания и реальность (Политико-психологический ана­лиз)» // Полис. 1995. № 4, охарактеризуйте основные черты об­раза власти в сознании россиян.

Тест. Властвовать или подчиняться?

Когда мне достается роль руководителя

1. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
а) да
б) иногда
в) нет

2. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
а) обычно
б) иногда
в) никогда не делаю

3. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
а) да
б) иногда
в) нет

4. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня действий, которые как-то повлияют на других людей:
а) да, это верно
б) верно нечто среднее
в) нет, это неверно

5. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей:
а) да
б) не уверен(а)
в) нет

6. Если бы я получил(а) от своего начальника нерациональное распо­ряжение, то скорее всего:
а)делал(а) бы по-своему
б) затрудняюсь ответить
в) выполнял(а), но высказал бы свое сомнение

7. Меня смущает ситуация, когда мне кто-нибудь прислуживает:
а) да
б) бывает по-разному
в) нет

8. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
а) вежливый и спокойный
б) верно нечто среднее
в) энергичный и напористый

9. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, даже если они меня об этом не спрашивают:
а) да
б) не уверен(а)
в) нет

10. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть:
а) да
б) верно нечто среднее
в) нет

11. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к работе, то само собой получается, что я созываюсь во главе их:
а) да
б) не уверен(а)
в) нет

12. Меня считают человеком, которому обычно приходят в голову хо­рошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему:
а) да
б) не уверен(а)
в) нет

13. Как правило, в моих конфликтах с другими я не бываю вино­ват(а):
а) да
б) нечто среднее
в) нет

Результат подсчета баллов

Из трех вариантов ответов — а, б, в — выберите тот, который вам больше всего подходит.

Подсчитайте количество набранных баллов: по два балла за каждый ответ «а» в вопросах 2, 5, 9, 10,12, 13 и ответ «в» на вопросы 1, 3, 4, 6, 7,8.За каждый ответ «б» к сумме прибавляется ещё по 1 баллу.

0—9 БАЛЛОВ. Скорее всего, вы склонны к подчинению в межличностных отношениях. Вам свойственна кротость, способность уступать дорогу другим, послушность и согласие с группой даже в тех случаях, когда внутренне убеждены в противоположном. Часто оказываетесь в зависимом положении; в случае неудачи совместных действии берете вину на себя; тревожитесь о возможных ошибках. Скорее всего, это следствие доверия к другим, преувеличение их значимости, развитости, умения решать сложнейшие проблемы, которые вы видите более глубоко, чем те, кто внешне легко их преодолевает, а на самом деле просто не замечает, что есть повод для сомнений. Уверенные действия по привычке вы принимаете за решительность, ответственность и умение быстро ориентироваться и поэтому соглашаетесь подчинить свою волю другому и признать его превосходство.

10—16 БАЛЛОВ. Вы сочетаете умение подчиняться и умение управлять другими, уверены в себе, способны быть хорошим советчиком, ставником и руководителем. Эта «серединная линия» между доминированием и подчинением не является выражением стремления к независимости. Скорее ее можно рассматривать как проявление хорошей приспособленности к деятельности в условиях различных организационных структур. Условия умеренной «дедовщины» — где бы то ни было — вас не испугают.

17—26 БАЛЛОВ. Вероятна склонность к властвованию, лидерству в межличностных отношениях. Возможна самоуверенность, непризнание собой никакой власти и правил, норм, кроме своих личных мнений и убеждений. В конфликтах и неудачах совместной работы, скорее всего, обвиняете других. Вам невероятно трудно понять, почему люди разрушают вашу железную логику, которая прямо ведет к цели и обеспечивает полный успех дела, своими «нелепыми и необоснованными» возражениями, поэтому вам сложно руководить квалифицированными специалистами и творческими коллективами. Но выводы о нецелесообразности и неэффективности назначения вас на организаторскую работу все-таки преждевременны и недостаточно основательны. Дело в том, что доминантные руководители в некоторых социальных условиях, как правило, при наличии крупных управленческих структур центрального подчинения, способны предохранять подчиненных от обессмысливающих труд людей, нелепых или противоречивых директив высшего начальства, от незаслуженных или случайных взысканий. Таким образом, вы имеете явное преимущество по сравнению с покорными и послушными руководителями, которые в таких ситуациях действуют безлично и нервируют людей, считая, будто ответственность за все несут только те, чьи распоряжения они выполняют.

Литература.

Литература

Артемов, Г. П.Политическая социология [Текст] : учеб. пособие / Г. П. Артемов. – М. : Логос, 2003. – С. 49—58. – ISBN 5-94010-064-3.

Болл, Т.Власть / Т. Болл // Полис. – 1993. – № 5. – С. 36—43.

Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство / Р. Даль // Вопросы философии. – 1994. – № 3. – С. 12—25.

Анциферова, О.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации / О.В. Анциферова // Конституционное и муниципальное право, 2006. – № 5. – С. 20—22.

Лапшина, И.К. Государственная политика в условиях разделенного правления: теоретические аспекты вопроса / Лапшина И.К. // История государства и права, 2010. – № 15. – С. 3—7.

Ледяев, В. Власть: концептуальный анализ / В. Ледяев // Полис. – 2000. – № 1 (97) – 2 (6).

Мокшин, В.К. Феномен власти в системе управления советского типа / В.К. Мокшин // Вестник Московского университета. – Сер. 18, Социология и политология. – 2004. – № 4. – С. 105—118.

Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 178—198.

Согрин, В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы / В.В. Согрин // Новая и новейшая история, 2004. – № 2. – С. 3—27.

Шестопал, Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России / Е.Б. Шестопал // Полис. – 2005. – № 3. – С. 137—151.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/03.php – данная ссылка обращает внимание на политологический словарь-справочник, в котором раскрывается сущность категории «власть».

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59340#pg54

В. Пугачев, Соловьев А. Введение в политологию - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/14.php

Вебер, М. Политика как призвание и профессия [Электронный ресурс]: Избранные произведения. – М.: 1990. – Режим доступа : www.polbu.ru/veber_politics. 11.01.2010http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81515 – обозначенная ссылка открывает доступ к статье Теренс Болла «Власть», профессора политических наук университета штата Миннесота, США, в которой раскрыты основные концептуальные подходы к содержанию понятия "власть", анализируются противоположные точки зрения на значение понятия "власть".

Е. Шейгал «Власть как концепт и категория дискурса» - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/scheig_vlast.php –

А. Дегтярев «Основы политической теории» - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Degt/_03.php.

Т. Парсонс «О понятии «политическая власть» – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/27.php.

Механизм формирования и функционирования политической власти, аспекты проявления власти, изложены в статье М. Дюверже «Политические институты и конституционное право»: ссылка – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/36.php.

1.

Наши рекомендации