Единство прав, свобод и обязанностей граждан РБ.

Можно выделить следующие особенности основных прав, свобод и обязанностей:

1. Значимость конкретного права или свободы для человека, общества и государства. Конституция закрепляет наиболее важные и значимые права и свободы.

2. Основным правам и свободам, особенно личным, присуща не отчуждаемость и принадлежность их человеку от рождения. На международном уровне, в ООН является общепризнанным, что основные права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения.

3. Существование государства и общества невозможно без деятельности людей в различных сферах общественной и государственной жизни. Так, например, без права на свободу труда, на свободу предпринимательства невозможно существование экономической среды; без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления государством и обществом.

4. Без правового оформления и закрепления основных прав и свобод человека и гражданина они не смогли бы предоставить им конкретный статус свободы и равенства.

Присущи основным правам и свободам особые юридические свойства, которые выражаются в следующих положениях:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) закрепляются за лицами, имеющими различный статус: за рабочими и служащими, покупателями и продавцами и т.д.;

в) характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность. И президент и рядовой гражданин обладают ими в равной степени;

г) основные права и свободы граждан Республики Беларусь не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Сам гражданин не может отказаться от их, ибо они закреплены в Конституции;

д) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Гражданин сам, без принуждения со стороны государства решает, воспользоваться ему ими или не воспользоваться. Механизм реализации гражданами своих основных прав и свобод подробно закрепляется в законах Республики Беларусь.

Итак, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему в силу рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах.

Основная обязанность человека и гражданина – это закрепленная в Конституции по воле белорусского народа в интересах всех членов общества и государства необходимость, предписывающая каждому, определенный вид и меру поведения.

Основные обязанности граждан закреплены в статьях 52-57 Конституции Республики Беларусь. Необходимость их закрепления связана с участием граждан в обеспечении интересов общества, государства, личности.

Система прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание гармоничных, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений гражданина и государства.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

С позиций субъекта (гражданина, человека) можно выделить права и свободы человека и гражданина.

Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата (ст. 33 Конституции Республики Беларусь).

В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (ст. 37 Конституции Республики Беларусь).

Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких как право на жизнь, свобода личности и личная неприкосновенность и ряд других, которыми человек обладает в силу самого рождения и которые не зависят от его принадлежности к определенному государству.

Права гражданина – это права и свободы, закрепляемые за лицом в силу его принадлежности к определенному государству.

По способу реализации – индивидуальные и коллективные.

Однако традиционной является классификация по сферам проявления человеческой деятельности.

Личные (гражданские)

Этот блок прав, образующих неразрывное единство, представляет собой основу практически всего правового статуса человека, так как без такой предпосылки любые другие права и свободы утрачивают смысл.

Набор личных прав и свобод в науке наделяют следующими особенностями:

-Они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

-Они особо значимы, и нарушение их особенно болезненно для личности;

-Они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает обязанности на государство и других граждан.

Политические права связаны с обладанием гражданством государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях каждому, принадлежат только гражданам. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

Права и свободы, входящие в группу социально-экономических, являются основой всех иных прав и свобод и потому образуют особую группу. В их число входят культурные права, которые в силу относительной самостоятельности можно выделить и в отдельную группу. Они принадлежат к таким сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

28. Социально-политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса В развитии политических взглядов Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) можно выделить три основных этапа. Первый этап длился с конца 30-к до начала 1843 г. На втором этапе (1843-1845 гг.) К. Маркс, разработал его чувственно-деятельную форму, существенно отличающуюся от созерцательной, в частности, яркой социально-политической направленностью. Политическая философия Маркса находится под сильным влиянием исторического события - Французской революции, ее множественных последствий.По отношению к каждой известной концепции или лозунгу Маркс предлагает существенное дополнение, которая вызывает общее смещение значений. Например, по отношению к буржуазной конфигурации государство-гражданское общество Маркс добавляет к ней третий термин: «пролетарской политики», - такое дополнение к официальной политической конфигурации, которое никакая буржуазная идеология не в силах терпеть, предпочитая вытеснять ее из области общепринятых терминов.

Маркс ставит под вопрос и сами демократические принципы Французской революции - свободу, равенство, братство. Эти принципы он ценит и сохраняет, но не оставляет без критики, поддавая, каждый по-своему, серьезной переоценке. В вопросе «равенства» -также - Маркса, как коммуниста, не может удовлетворить формально-юридическая идеология«равенства» перед лицом буржуазно-правового государства.

С середины 70-к годов по 1895 г., на третьей ступени, марксистское мировоззрение получает итоговую разработку. К. Маркс и Ф. Энгельс пытались выяснить и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от любых форм социального гнета, к преодолению бесправия и неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, при котором можно будет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организовать общественную жизнь, обеспечить свободное гармоничное развитие личности. Увлеченные этой идеей, К. Маркс и Ф. Энгельс обратились к широкому кругу прямо связанны с ней вопросов государства, права, законодательства, политики. Итогом такого обращения и явилась разработка марксистской историко-материaлистической концепции государства.

Марксистское учение о государстве включает как философские, так и социологические представления. Он считал, что государство в конечном итоге должно отмирать. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным. Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия. С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба.

Наши рекомендации