Избирательные системы понятие типология достоинства и недостатки.

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

- пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;

- пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает "партийную" точку зрения.

27.Политические конфликты: понятие, причины,
типология, функции, этапы и способы разрешения.

Конфликт - понимается столкновение (противоборство) общественных сил, отдельных групп или лиц, происходящее в ходе разрешения осознанного ими противоречия.

В политической науке существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения политических конфликтов:

- марксистский подход (причина политического конфликта - экономические противоречия).

- ресурсный подход (причина - неравное распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий).

- ценностный подход (причина - взаимоисключающие системы верований, убеждений и несовпадения представлений о справедливости, присущие разным социальным группам).

-биологический подход (причина - проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных).

Типология:

Внешнеполитические конфликты – это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господство на мировой арене. Внутригосударственные конфликты – это конфликты внутри государства между различными политическими силами.

По степени публичности развития: открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.

По продолжительности: кратковременные и долговременные.

В зависимости от статусной принадлежности участников: горизонтальные (между равными по рангу участниками) и вертикальные конфликты (между выше- и нижестоящими субъектами).

По степени и характеру нормативной регуляции выделяют институциализированные (порядок их разрешения четко прописан в нормативных актах) и неинституцианализированные (не регулирующиеся законодательством).

Урегулирование конфликта– это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т. п.).

Принципы технологии урегулирования конфликтов:

- публичная оценка истинных причин конфликтов, изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликтов;

- общественный и государственный контроль конфликтов, оперативное реагирование с целью предотвращения разрушительных социальных последствий;

- обязательное создание специальных (состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, общественности) институтов по урегулированию конфликтов (они организовывают диалог, переговоры конфликтующих сторон, консультируют их);

- организация переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному примирению.

Наши рекомендации