Избирательные системы: особенности и типология. Абсентеизм и его причины.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:

- мажоритарная

- пропорциональная

- смешанная

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.

- относительное большинство (Великобр, Канада, Новая Зеландия)

- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)(Австралия)

- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков(Грец, Израиль, Испания). Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае полужестк списков(Австрия, дания, нидерланды), предполагается голосован за весь список целиком, кандидату возгл партийн список гарант мандат, распределен остальн зависит от преференций.В случае открытых списков(Бельгия), избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

В РБ действ мажоритарн си-ма абсолютного большинства.

Это явление свойственно практически всем странам, где проводятся свободные выборы на общенациональном, региональном и местном уровнях. Во второй половине XX в. абсентеизм на общенациональных выборах в западноевропейских странах колебался примерно в пределах 25—30% от численности избирательного корпуса, а иногда еще выше. Традиционно высок абсентеизм в США (свыше 40%). Как правило, активность избирателей на президентских выборах несколько выше, чем на парламентских, а на последних неучастие возрастает во втором туре, поскольку многие из тех избирателей, чьи кандидаты не прошли в первом туре, теряют интерес к выборам. Существующее в некоторых странах правило обязательного голосования большого эффекта не дает. Наиболее значимые причины абсентеизма — низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него (пассивный абсентеизм). В меньшей степени абсентеизм — результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п. (активный абсентеизм). На уровне абсентеизма может сказаться плохая организация избирательной кампании, неудачно выбранный день для голосования и даже плохая погода. Наименьший уровень абсентеизма характерен для декоративных выборов и плебисцитов, проводимых диктаторскими, авторитарными режимами: избиратели опасаются неблагоприятных политических последствий неявки на избирательные пункты, а власти достаточно жестко контролируют избирательный процесс. С этим в значительной мере связана “знаменитая” цифра — 99,9% принимавших участие в выборах в бывшем СССР. Для свободных выборов, проходивших в Российской Федерации после распада СССР, характерен в среднем названный выше европейский уровень абсентеизма. При этом обнаруживаются значительные колебания. В апреле 1993 г. в голосовании по референдуму не приняло участия 35,5% от общего числа граждан, имевших право участвовать в референдуме. В декабре 1993 г. на состоявшихся одновременно референдуме по принятию новой Конституции РФ и выборах в Федеральное Собрание РФ абсентеизм составил 45,2% от численности избирательного корпуса. Критической точки он достиг на региональных выборах весной 1994 г., когда во многих округах выборы не состоялись в связи с неявкой избирателей. Однако затем кривая пошла вверх. На парламентских выборах (в Государственную Думу) в 1995 г. процент абсентеизма значительно уменьшился, а на президентских выборах 1996 г. приняло участие почти 70 % избирателей. Особенно наглядно выявилась корреляция между участием избирателей и социально-политической значимостью выборов. Сказался также возросший опыт проведения избирательных кампаний.В АВстр и Бельг за абсентизм налог штраф, в Австрии 4-х нед тюр заключ или больш ден штраф.



Наши рекомендации