Социалистическая и коммунистическая идеологии.
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".
Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца".
В этот период возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.
Основными чертами коммунистической идеологии являются: - в отношении общества и личности - превалирование общественных интересов над групповыми и личными, участие своим трудом каждой личности в укреплении общества, создание обществом для всех своих членов максимальных возможностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей; - в отношениях личностей - сотрудничество, взаимоуважение, взаимопомощь; - в отношениях общества и личностей с природой - полная компенсация наносимого природе ущерба и способствование ее развитию.
Современный неолиберализм.
Неолиберализм сложился во второй половине XIX в.
Его основные черты:
1. сохраняется приверженность основополагающим постулатам либерализма, неолиберализм вмещает в себя такие принципы: свободы и права личности, равноправие всех граждан, конституциализм, частная собственность и предпринимательство как основа хозяйственной жизни и др.;
2. допускается государственное вмешательство для стабилизации рыночной экономики, так как действие механизма свободной конкуренции не обеспечивается автоматически (формирование монополий, кризисы в экономике, инфляция и др., нарушают механизм рыночного саморегулирования);
3. Наиболее яркий пример воплощения в политическую практику идеологии неолиберализма является деятельность демократической партии США.
Современный консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма.
Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.).
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными.
Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности.
Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.
Неоконсерватизм
Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными.
В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.
В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
Идеология фашизма.
Фашизм ( итал. fascismo, от итал. fascio - связка, объединение) - идеология культа сильной личности, агрессивного шовинизма и расизма . Основой идеологии фашизма является крайний шовинизм и национализм, переходящие в идею расовой избранности, милитаризм и вождизм.
Фашизм - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В строгом смысле, фашизм - феномен политической жизни Италии 20-40-х гг XX в. С 30-х гг понятия «фашизм» стало распространяться и на другие режимы: национал-социалистический в Германии ( нацизм ), военно-фалангистской в Испании ( Испанская фаланга ), военно-полицейский в Португалии т.д. В любых своих проявлениях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый «новый порядок» и жесткие средства его утверждения. Фашизм у власти опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится монопольной), подконтрольные власти профсоюзы и непререкаемый авторитет «вождя» , «дуче» , «каудильо» , а также на массовый идеологический и физический террор .
Признаки фашизма как идеологии , политического движения и социальной практики:
1. обоснование по расовому признаку превосходства и избранности одной, выбранной в силу этого господствующей нации , дискриминация в отношении других «чужеродных», «враждебных» наций и национальных меньшинств;
2. отрицание демократии и открытости власти;
3. насаждения режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;
4. утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;
5. милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем