Социалистическая и коммунистическая идеология

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ

Идеологическая панорама современного мира чрезвы­чайно сложна, многообразна, многогранна. В ней сосуще­ствуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идео­логии различного масштаба, уровня, разных степеней вли­яния на людей.

Для правильного понимания и истолкования различ­ных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация. Эта логико-теоретическая про­цедура представляет собой вычленение из общей совокуп­ности сходных в определенном отношении социальных феноменов их основных, существенных признаков посред­ством конструирования типов, т.е. общезначимых харак­теристик на основе выявления их сходства и различия, надежных способов их идентификации.

Осуществление такой процедуры предполагает пост­роение некоей идеализированной модели абстрактной ло­гической конструкции, которая фиксирует принципы клас­сификации и систематизации сложноорганизованных фе­номенов социальной действительности, каковыми являют­ся идеологии, тем самым несколько упрощая их, но вместе с тем позволяя вычленить системообразующие связи, существенные признаки, отличительные особенности.

Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от простран­ственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентации, стан­дартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частич­ные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные, политические. По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к про­грессивным или реакционным, революционным или контр­революционным, гуманистическим или антигуманным.

Либерализм

Одной из наиболее влиятельных глобальных идеоло­гий на протяжении последних полутора-двух столетий является либерализм (лат. liberalis - свободный). Его идейно-теоретические истоки восходят к периоду буржу­азных революций XVII—XVIII вв., сформулированы в рабо­тах Дж. Локка (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), Б. Франклина (1706- 1790), Т. Джефферсона (1743-1826), А. Токвиля (1805-1859) Мировоз­зренческие, политические, экономически, социальные основы либерализма были сформулирована в XIX в. в тру­дах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера.

Содержательное ядро либеральной идеологии состав­ляют следующие принципы: 1) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека; 2) абсолютная цен­ность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 3) автономия индивидуальной воли, 4) неот­чуждаемые права человека - на жизнь, свободу,. собствен­ность; 5) создание и функционирование государства на основе консенсуса с единственной целью сохранить и за­щитить естественные права человека; 6) договорный ха­рактер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмент контроля над по­ведением людей; 8) разделение властей в государственном механизме и создание системы их сдержак и противове­сов; 9) ограничение объема и сфер деятельности государ­ства; 10) господство частной собственности и ее непри­косновенность как гарантии независимости и достоинства личности; 11) идеалы свободного рынка, личной инициати­вы и честной конкуренции; 12) развитие гражданского общества, основанного на свободном рынке и частной собственности, независимого от государства и политичес­ких институтов; 13) защищенность частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.

Разумеется, каждый из названных основных принци­пов либерализма нуждается в конкретизации. Если иметь в виду первый из этих принципов, то речь идет о том, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для всех людей и чтобы в обществе были созданы условия и возможности, говоря словами Т. Грина, для «свободной практической реализации человеком своих способностей». Если этот тезис конкретизировать, то либерализм признает необхо­димость равенства всех граждан перед лицом закона и право каждого человека пользоваться основными свобода­ми - совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий. Кроме того, признается и приветствуется свобод­ное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция как универсаль­но значимые социальные механизмы, позволяющие чело­веку реализовать свою самостоятельность и инициативу в экономике, культуре и других сферах общественной жиз­ни и побуждающие его заботиться о повышении эффектив­ности своей деятельности, о приобретении знаний, повы­шении профессионального уровня и компетенции.

В рамках развития идеологической доктрины либера­лизма был разработан идеал равенства возможностей каждого члена общества независимо от того, к какой соци­альной группе или классу принадлежит семья, в которой он родился, одобряется стремление добиваться повышения своего благосостояния и приобретения собственности, а также перемещаться на более высокие этажи социальной пирамиды, но непременно в соответствии с затраченными им усилиями, со степенью его трудолюбия, предприимчи­вости и других личных свойств.

Но практика частного капиталистического предпри­нимательства развивалась совершенно в ином направле­нии, чем утверждаемые либерализмом идеалы. Первый из охарактеризованных принципов реализовался в безудерж­ном индивидуализме, а безграничная свобода конкуренции и свободный рынок не смогли сформировать гармоничные отношения между людьми, но привели к господству моно­полий, превративших лозунг «равных возможностей» в право жесткой эксплуатации людей наемного труда.

Кризис классического капитализма и взлелеянного в его недрах классического либерализма привел к возник­новению «нового», «социального» либерализма - неолибе­рализма.. Стержневое требование этой разновидности ли­берализма, сформулированного в высказывании одного из видных его идеологов Л. фон Мизеса, таково: «Если скон­денсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность... Все другие требования либерализма вытекают из этого требования».

Другой его крупнейший идеолог, выдающийся англий­ский экономист Дж. Кейнс признавал допустимость и не­обходимость вмешательства государства в экономическое развитие и отдавал предпочтение государственному сек­тору в экономике. В его понимании, главные задачи госу­дарства заключаются в прекращении социальных конфлик­тов посредством поддержки социально уязвимых слоев на­селения через налоги, государственную «собственность и бюджетное регулирование».

По мнению новых либералов, государство должно при­нимать меры, способствующие реальному, а не декларатив­ному выравниванию возможностей, и в этих целях повы­шать уровень социальной защищенности тех групп и слоев граждан, которые очутились в более трудном экономичес­ком положении, оказывать им социальную помощь.

Всякая идеологическая доктрина несет в себе много­сторонний набор идей, взглядов, представлений, основан­ных на знаниях, а нередко и на предрассудках. Но в таком наборе выделяются три основные системообразующие идеи, касающиеся отношения к собственности, распреде­лению доходов и к власти. Этот основополагающий кон­цептуальный ряд в либерализме приобретает следующую конфигурацию.

В современном либерализме существует консерватив­ное, праворадикальное течение, получившее название либертаризма и сумевшее адаптировать традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в. Наиболее известные и влиятельные представители либертаризма Л. Мизес, К. Поппер, Ф. Хайек, М. Фридмен делают акцент на пра­вах и свободе индивида и отводят государству минималь­ную роль в экономике. Л. фон Мизес, в частности, считал, что единственной разумной экономической политикой со­временного общества может быть только предоставление полной свободы выступающим на рынке производителям, а государственное вмешательство в хозяйственную жизнь вредно для общества, порождает нестабильность, поэтому должно быть максимально ограничено.

Если либералы выступают за личную свободу, но одно­временно признают необходимость известной регуляции экономической деятельности, то либертаристы, в отличие от них, провозглашают свободу отдельного человека во всех сферах его деятельности при резком ограничении ре­гулирующей роли государства. Лучшее из государств то, которое вообще «не правит», «ультраминималистское». Они - решительные противники государственного контро­ля над ценами, заработной платой, трудовыми отношения­ми, социальной сферой и экономикой в целом. Однако, вы­ступая на словах за снижение роли государства как анти­пода индивида и его свободы, либертаристы поддерживают ту его деятельность, которая обеспечивает благоприятные условия для развития крупного бизнеса, национальных и транснациональных корпораций, международных финансо­вых структур. Применительно к переходным типам обще­ства в современных странах Латинской Америки, Восточ­ной Европы (включая Россию и Беларусь) либертаристы выступают за применение «шоковой терапии», приводя­щей к падению темпов и объемов промышленного произ­водства, к снижению уровня жизни населения, к финансо­вым потрясениям и обострению социальных противоречий.

В противовес классическому либерализму в общем лоне либералистской идеологии развивается течение неолиберализма, который признает не только допустимость, но и необходимость государственного вмешательства и экономику, а целью общества провозглашает прогресс че­ловечества на основе конституционного закона и порядка.

В этой идеологической доктрине приобретают боль­шую значимость и ценность такие цели, для достижения которых требуются не только действия, соответствующие законам рынка и конкуренции, но и такие поступки, кото­рые мотивируются гуманистическими идеалами и выходят за рамки рыночных и конкурентных отношений. В частно­сти, поборники этой доктрины активно выступают за про­грессивные налоги на доходы граждан и прибыли предпри­ятий в целях перераспределения части национального бо­гатства в пользу людей, которые по различным причинам не смогли стать полноправными субъектами свободного предпринимательства, рынка и конкуренции либо даже превратились в жертвы их спонтанного развития, оказа­лись безработными.

Сторонники неолиберализма (Р. Даль, Дж. Роулс и др.) поддерживают расширение деятельности государства в со­циальной сфере и упрочение системы социального обеспе­чения имущественно уязвимых слоев населения,, высказы­ваются за многообразие и плюрализм мнений, реализуемых через осуществление многопартийности. Один из наибо­лее известных поборников неолиберализма, американский социолог, философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма утверждает, что в условиях коллапса коммунисти­ческой идеологии мировое человеческое сообщество дви­жется к «концу истории». Под последним понимается уни­версализация государств, воплощающих в реальность принципы свободы и равенства граждан и поэтому способ­ных решать фундаментальные проблемы, вставшие перед человечеством - «экономический расчет, бесконечные тех­нические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя».

Но как бы ни трансформировался либерализм в своих попытках адаптироваться к новейшим социально-экономическим и политическим трансформациям, в нем сохраня­ются многие основополагающие идеи, демонстрирующие ограниченность данной идеологии (включая Белорусский народный фронт, либерально-демократические партии в Беларуси и России) в изменяющихся исторических усло­виях. К числу таких идей относится ориентация преиму­щественно на публичные виды человеческой жизнедея­тельности - политическую активность показного характе­ра, свободу от предрассудков, предприимчивость, отноше­ние к морали как частному делу индивида, враждебное от­ношение к интересам различных общностей - народу («на­род наш цёмны»), государству. Подобного рода принципы оказываются не в состоянии дать ответы на вызовы време­ни, в силу чего не получают ныне широкой поддержки народных масс, которые нередко отдают свои симпатии консерватизму.

Консерватизм

К числу глобальных идеологических доктрин принад­лежит консерватизм (лат. conservo- охраняю, сохра­няю) - идеологическая ориентация и политическое движе­ние, противостоящее новым тенденциям социального раз­вития, отстаивающее необходимость сохранения традици­онных ценностей и порядков. Впервые термин был упот­реблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозна­чал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в. К ос­новоположникам консерватизма обычно причисляют фран­цузских мыслителей Э. Берна (1729-1797), Ж. де Местра (1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Берн в своих «Раздумьях о Французской революции» (1790) сформули­ровал классическое консервативное утверждение: уста­новленные социальные и политические учреждения долж­ны защищаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии является тради­ционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопостав­ляется настоящему. С точки зрения Э. Берна, следовать традиционализму - значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступ­ки с вековой мудростью, аккумулированной в традицион­ных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господство­вали три основные идеи: противостояние революции, кри­тика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологичес­кую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представления­ми, позициями, партиями, а с другой - консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Ос­новные представители консерватизма - Э. Берн, Ж. де Местр, Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в ХIХ-ХХ вв. к этому идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П. Побе­доносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерва­тизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины: 1) необходи­мость основать социальное благополучие на традиционных ценностях; 2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству); 3) необходимость каждому индивиду соблюдать соци­альную лояльность и долг перед общностью. Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями. Наиболее существенные из них таковы: а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества); б) осторожное, пре­имущественно критическое отношение к социальным пе­ременам; в) критическое отношение к потенциальным воз­можностям совершенствования общества и человека с по­мощью политических и экономических средств; г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев); д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей; е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны.

Последовательные сторонники консерватизма отрица­ют идею, согласно которой человеческая история пред­ставляет собой непреклонное совершенствование обще­ственной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравен­ство, считают они, является неизменной формой совре­менного стратифицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.

Отвергая перспективы возникновения авторитарной тирании, они утверждают, что последняя может возник­нуть в двух случаях: 1) правление толпы; 2) деспотизм, приведенный к власти в результате крушения хорошо орга­низованной социальной иерархии.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею соци­ального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, кото­рые, по их утверждениям, «мешают естественным и жела­тельным различиям между людьми». Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограни­чивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «не­обходимым тормозом потенциального социального перево­рота» (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает мо­ральные ценности».

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепен­ным реформизмом, в основе которого должен лежать ком­промисс. Именно компромисс, с их точки зрения, состав­ляет единственную гарантию сохранения существующих экономических и политических отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной социальной гармо­нии различных социальных сил.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал высту­пать преимущественно в обличье неоконсерватизма. Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С. Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющи­ми американскую политику» и обеспечивающими ее «по­ворот вправо». В основном они экслибералы, обеспокоен­ные закатом традиционной власти и «избытком демокра­тии», волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов, упадком традиционных ценностей индустриальной циви­лизации. Существуют две основные трактовки неоконсер­ватизма: 1) как современного консерватизма, приспосаб­ливающего традиционные для него ценности к нововведе­ниям постиндустриальной эпохи; 2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демок­ратизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изме­нение курса во время шторма - это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что «современная американ­ская идеология консерватизма является по своему воздей­ствию на людей глубоко и, безусловно, либеральной». Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных кон­сервативных элементов.

Одна из наиболее существенных особенностей нео­консерватизма заключается в том, что наиболее извест­ные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бже­зинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П.Стейнфельса, «...неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которо­му относительно долго не хватало идеологической поддер­жки от академических кругов, с энтузиазмом приветство­вал неоконсерваторов. Поэтому, убежден П. Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патро­нов».

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители явля­ются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оп­тимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество явля­ется новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телеком­муникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся откры­тыми противниками прогресса, современные неоконсерва­торы превратились в поборников неотвратимости социаль­но-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы - снизу», а неспешными изменения­ми, проводимыми «сверху».

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид дол­жен рассчитывать на собственные силы и локальную соли­дарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку го­сударства, государство же призвано сохранять целост­ность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и полити­ческой системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологичес­кой доктрины заключается в обосновании тезиса, соглас­но которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильно­сти и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективны­ми средствами искоренения всяких нестабильностей выс­тупают рыночная система и основанные на идеологии нео­консерватизма принципы порядка и устойчивости, актив­но внедряемые в жизнь современного общества.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограниче­ние вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) прин­ципа солидарности, основанного на единстве труда и ка­питала; б) принципа справедливости - справедливое рас­пределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности - содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают при­оритетность принципов свободы над принципом равен­ства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсер­ваторы строго придерживаются тезиса: демократия долж­на быть вертикальной, а вершину ее составляет полити­ческая и экономическая элита.

Социалистическая и коммунистическая идеология

Социализм (лат. Socialis - общественный) - сложный комплекс социально-философских, общественно-полити­ческих концепций, идеологических доктрин и установок, обосновывающих идеалы общественного устройства, осно­ванного на приоритете общественной собственности, от­сутствии эксплуатации, справедливом распределении ма­териальных и духовных благ. При всей своей многовариант­ности социализм имеет единые теоретико-философские и политические истоки. Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи, сформулированные еще в античной Греции в «Государстве» Платона (427-347 до н.э.), а затем в «Утопии» Т. Мора (1478-1535) и в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639). Существенное зна­чение для его становления имели сформулированные Ж.-Ж. Руссо идеи о частной собственности как причине социального неравенства, о необходимости построения гражданского общества, основанного на общественном до­говоре и равенстве людей.

Само понятие «социализм» как противоположное тер­мину «индивидуализм» было введено в научный оборот французским мыслителем Пьером Леру в его работе «Об индивидуализме и социализме» (1834). К этому времени получили достаточно широкое распространение сочинения Р. Оуэна (1771-1858) в Англии, А. Сен-Симона (1760-1825) и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции. Первый из них обли­чал недостатки капитализма и считал, что новые произво­дительные силы, созданные индивидуализмом, могут слу­жить не кучке богачей» а использоваться на благо всех людей, если будет уничтожена конкуренция и установлен кооперативный контроль над промышленностью.

А. Сен-Симон считал, что современное ему общество, страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, может и должно быть преобразовано развитием науки и техники, которое приведет к обществу, управляемому высокообразованными и компетентными экспертами. Та­кое общество обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в нем положение, соответствующее его способностям. На основе искоренения источников обще­ственного беспорядка в таком обществе можно будет лик­видировать государство как принудительный социальный институт.

Решительным противником капиталистической систе­мы был Ш. Фурье, который выступал за создание плана экономической организации общества, опирающейся на мелкое товарное производство в так называемых «фалан­гах» - первичных общественных ячейках, основанных на социальном равенстве, оптимальном сочетании талантов, страстей и вкусов и включающих в себя 1600 человек. Хотя взгляды названных теоретиков утопического социализма значительно различались по многим вопросам, но все они утверждали, что в обществе существуют реальные возмож­ности для немедленного реформирования его на условиях искоренения эксплуатации, неравенства, индивидуализма, пороков, бедности и осуществления социальной справед­ливости, уничтожения противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Наиболее существенный вклад в развитие социалис­тической идеологии в XIX в. внесли К. Маркс (1818-1883) И Ф. Энгельс (1820-1895) - основатели марксизма, став­шего синонимом коммунистической идеологии. Они разработали философскую, экономическую и социально-поли­тическую теорию, согласно которой социализм - это не утопия и не заманчивая мечта, а неизбежная и закономер­ная фаза исторического становления более отдаленного »тапа развития общества - коммунизма, представляюще­го подлинную цель прогресса человечества. В их понима­нии, капитализм в процессе своего развития сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации час­тной собственности и перехода к социализму.

Согласно учению К. Маркса, рабочие, т.е. люди, совер­шающие трудовую деятельность при помощи орудий тру­да, средств производства, и сами эти средства производ­ства являются производительными силами общества, т.е. теми его силами, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные блага. Но трудящиеся люди объединяются со средствами производства не пря­мо, поскольку они не являются их хозяевами, а через вла­дельца этих средств, их собственника, который нанимает работающих людей, предоставляет им работу и тем самым соединяет их с орудиями труда. Именно собственность на средства производства выступает в качестве основы соци­альных отношений, которые возникают между работника­ми, а также между работниками и владельцами средств производства - капиталистами. Эти отношения, склады­вающиеся в процессе производства, называются производ­ственными отношениями.

Способ производства материальных благ, состоящий, Согласно К. Марксу, из двух неразрывно связанных сто­рон - производительных сил и производственных отноше­ний, не остается раз навсегда данным, неизменным, на - против, он находится в процессе постоянного изменения и развития. Революционизирующим элементом развития способа производства, вызывающим его изменения, явля­ются трудящиеся люди и орудия труда, которые изменяют­ся быстрее, чем базирующиеся на собственности произ­водственные отношения. Вследствие этого на определен­ной ступени своего развития материальные производи­тельные силы приходят в противоречие, в состояние кон­фликта с существующими производственными отношени­ями, прежде всего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития про­изводительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. При рассмотрении таких переворотов необходимо отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, философских, короче, от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

По мере развития капиталистического производства, считал К. Маркс, происходит не только обострение проти­воречия, конфликта между производительными силами и производственными отношениями, что составляет эконо­мическую основу революционного ниспровержения капи­тализма, но и формируется субъект такого ниспроверже­ния, могильщик капитализма - рабочий класс.

К. Маркс устанавливает, что основное средство полу­чения капиталистической прибыли - «безграничное раз­витие общественных производительных сил» - вступает в постоянный конфликт с ограниченной целью - «увеличе­нием стоимости существующего капитала». Поэтому ка­питалистический способ производства внутренне проти­воречив, а создаваемые им же самим производительные силы и, прежде всего главная из них - рабочий класс на­ходятся в постоянном, неуклонно воспроизводящемся противоречии со свойственными данному способу произ­водства общественными отношениями. По мере нараста­ния данного противоречия и осознания своих коренных интересов рабочий класс постепенно от частичных конфликтов доходит до понимания неизбежности своего всеоб­щего конфликта с буржуазией в рамках существующего буржуазного общества и необходимости революционного ниспровержения последнего.

Отсюда следует, что, в марксовом понимании, социальный конфликт является не только повсеместно распро­страненным, но и неизбежным свойством антагонистичес­кой социальной системы, вследствие чего он должен стать одним из основных объектов ее социального анализа. Бо­лее того, такие конфликты имеют тенденцию к возраста­нию и обострению, а высшим их средоточением и вопло­щением становится социальная революция, которая раз­решает все антагонистические противоречия и конфлик­ты и представляет собой главное социально-политическое орудие перехода к новому социальному устройству. Такой переход, по мысли К. Маркса, совершится очень нескоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объеди­ненными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социаль­но-политическом и духовном отношении стран будет сде­лан реальный шаг к гармоничному социальному развитию. В этом процессе свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы Предпосылки для устранения социальных антагонизмов и эксплуатации из жизни общества.

Наши рекомендации