Парламентаризм в России: история и современное состояние.
Парламентаризм- парламентская система организации и функц-ия верховной гос. власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле — его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодат. органа, обладающего также контрольными полномочиями.
Две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.
Исторически двухпалатная системапостроения парламентов существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения.
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных гос-вах,где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
~ в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты(Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:
1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией - характерны для федеративных и децентрализованных унитарных гос-в (США, Франция, Испания). В таких гос-вах центральн. власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).
2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией - т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
3. Парламенты с относительно определенной компетенцией - т.е. границы компетенции являются относ-но подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правит-ва (Швейцария).
Лоббизм, его возникновение и развитие.
Понятие появилось в Англии 12в.
Лобизм представлял собой попытка действовать на власть скрыто. Так
зарождался профессиональный лобизм.
Сегодня - это скрытая деятельность, а значит всегда есть коррупция.
1946 году в США профессиональный лобизм был поставлен в юридические рамки.
Это бывшие политики, они должны зарегистрироваться.
В 1996 году закон о лобизме детализируется, уточняется.
В ЕС много лет спустя решили принять такой закон, но пока не такой подробный.
Лобизмсегодня - это любая попытка лица или структуры апеллировать к власти
или ее структуре по поводу защиты своих интересов. Против такого, открытого
лобизма не возражают. Противоречия связаны с любыми скрытыми действиями.
3 направления воздействия на власть:
1.Прямое (на чиновников...).
МЕТОДЫ:
1) Информирования - любая группа давления пытается уведомить власть о
состоянии дел, о своих требованиях и проблемах + пример решения за рубежом;
2) Консультирование - представители группы давления участвуют в процессе
решения. Но нужно получить согласие на постоянное воздействие на власть.
3) Угроза - террор, забастовки, протесты, акции...
2.На общественно мнение (чтобы через него на власть):
МЕТОДЫ:
1) Пропаганда
2) Применение насилия (от морального до физического: нападение на виновного,
например представителя власти, или на мирное население);
3.Через политические власти:
МЕТОДЫ:
1. Кратковременное давление групп давления на партию;
2. Устойчивые (например группа давления - часть партии);
Типология
1. Деление на группы интересов (корыстные) и группы идей (защита идей);
2. Морис дю Верже делит на массовые (сила в их численности) и традиционные
(кадровые) вес определятся качеством участников;
3. Деление на частные и общественные (созданы для лобирования
общегосударственных интересов) интересы.
31 Группы интересов и особенности их деятельности в России.
Группы интересов- объединение людей, которые созданы на основе осознанного
этими людьми этого интереса с целью его реализации;
Группы давления.
Мнения расходятся. Некоторые ученые считают тождественным понятию «группы
интересов», некоторые говорят об отличиях.
Группы давления - это группы, которые для реализации своих корыстных
интересов воздействуют на власть.
Чистые социологи говорят что группы интересов превращаются в группу давления
когда обращаются к власти, стремится на нее воздействовать.
Функции :
1. Функция артикулирования интересов (открытая функция) - озвучивание
интересов (Выделил Габриэль Алмонд);
2. Функция интеграции (скрытая функция) - занижение требований групп, уступки
лидеров групп под давлением власти. Она не афишируется. Но всегда
присутствует;
Родоначальник изучения групп воздействия - Артур Бентли.
США пришло к демократии через активную позицию, через создание групп
давления.
в эпоху бихевиорализма изучение о группах давлени очень популярно.
Политология. Лекция 7
С уходом бихевиорализма отходит на второй план.
Сложность изучения обусловлена следующими факторами:
1. Они чрезвычайно разнохарактерные (от комитета местного значения,
антивоенное движение и т.д.).
2. Не структурированы;
3. Не устойчивы в своем существовании;
4. Действуют вне законодательного поля;
5. Есть группы похожие на группы давления, но таковыми не являются. Феномен
описан Морисом дю Верже, назвал их псевдо группами давления.
Псевдо группы отстаивают не свои интересы, а людей, которые стоят за ними;
Он выделил 2 разновидности__________:
1) Технические группы давления (избирательные фонды на западе - фонды, куда
люди анонимно могут вносит средства, которые используются для
протекционируемых партий); Профессиональные лобисты (лобби).
2) СМИ. Независимые - это те, которые не финансируются государством.
6. Группы давления похожи на политические партии и даже могут перерастать в
политические партии:
Отличие групп давления от политических партий.
Морис дю Верже четко сформулировал эти отличия:
1. Отстаивание своих узко корыстных интересов перед структурами власти;
Главная цель партии - прийти во власть, чтобы формировать правительство или
действовать на его решения;
2. Любая политическая партия формирует проект общественного устройства.
Группы давления этим не озадачиваются;