Особенности формы правления и государственного устройства современной России
Соверемнная государственность выражается в современных формах правления и в современных формах гос.устройства. В современной государственности выделяют две формы существующие: монархия и республика.
Монархия – это одна из древнейших форм гос.устройства. По крайней мере монархия прошлого не имеет ничего общего с монархией современной,хотя суть общая. Современная монархия двух видов: Абсолютная монархия (Саудовская Аравимя) – это означает,что источником власти, носителем суверенитета является один человек, там существует правительство,которое назначается монархом, существует гос. Порядок систем господства и подчинения. Вторая форма Неабсолютная(конституционная)монархия,которая в свою очередь подразделяется на два типа – это парламентская монархия и дуалистическая монархия. Парламентская монархия – монархия ограничена в своей власти конституцией, форма организации осуществляется на принципе разделения властей,демократическая форма правления.Официально, но номинально в парламентских республиках является монарх,который выполняет в основном декоративные функции, условно выполняет исполнительной властью, но верховной гос.властью обладает парламент.Парламентская монархия – это практически отражает парламентскую республику,только в парламентской монархии происходит наследование.Власть осуществляется на основе парламенткогобольшинства.Существуеткабинет,который осуществляет власть так же как в парламентских республиках. Второй тип монархии – дуалистическая монархия. Англия была первой конституционной монархией,которая стала на путь современной демократии. Система формирования политической власти будет такова, что парламент будет с большими полномочиями и ограничивает власть короля,но кабинета не было, король имел право вета на законы парламента. Те монархи,где глава исполнительной власти имеет возможность активно участвовать в законадательном процессе называется дуалистической монархии (Мароко,Иордания,Кувейт)
Республики. Если говорить о республиках в историческом контексте, то в современнойгос-ти сложилось три типа республик – парламентская республика, президентская республика, смешанная республика.
Парламентская республика(большинство в мире)-это форма правления, при котором правительство подотчетно парламентом,т.е. правительство формируется парламентом на основе конституции. они выстраиваются на принципе разделения властей.В республике парламент фактически является высшим гос. Органом. Он являетспаредставительным и законодательным органом гос. Власти. Он является носителем суверенитета. Власть формирует народ. Парламент обладает очень многими функциями. Глава государства парламентских республик,его функции:
-процедурные
-декоративные
-представляет страну на международной арене
-принятие верительные грамоты
-награждает людей
-представляет государство внутри страны, как символ
Судебная власть в парламентской республике. .суд станоовитсянезависимымВо-первых по отношению к правительству:
Формирование правительства
Он занимается законотворческой деятельностью
Он ватирует (утверждает) бюджет
Разрабатывает государственный курс правительства
Критика правительства
Правительство формируется на основе парламентского большинства. Лидер партии и победивший становится примьером. Премьер в этом правительстве занимает фактически главную роль, т.е. во время войны он становится главнокомандующим, разрабатывает внешнюю и внутреннюю политику вместе с парламентом.Члены правительства могут быть депутатами парламента.Конфигурация власти очень сильная.Если парламент выразил недоверие правительству (ему же созданному) , правительство может уйти в отставку или поднять вопрос перед королевой.Такая конфигурация власти парламентской республики обеспечивает стабильность и требует определенного типа политической культуры, гражданского типа политической культуры. Особенность парламентской республики является то,что правительство под отчетом паламента. По сути парламент и формирует правительство.
Президентская республика. Президент и парламент функционируют практически независимо друг от друга. Президент выстцпает одновременно и главой государства и главой правительства. Президент формирует кабинет министров,которыйотчетен только перд ним.
Чистая президентская республика – США. Биль о правах 1791 г.Конституция в 1787г. Президент США рассматривался,как глава гос-ва и глава исполнительной власти, законодательную власть представлял Конгресс:Сенат(формируемый территорией) и палата представителей.Институт президента может выбираться прямым голосованием(народ), но может быть по системе выборщиков.Президентявл-ся главой гос-ва, главой исп-ой власти, он независемо формирует кабинет (министерства) и с согласия сената утверждает кабинет.Главнокомандующий, разработчик внешней и внутренней политики, обладатель институтом ветом, представитель страны на международной арене.избирается на 4 года. Палата представителей избирается на 2 года, прямым голосованием. Конгресс избирается по конституции с 1787. Сенат избирался на бессрочно (условно на 6 лет), через 2 года на 30% происходило переизбрание,т.к. образом всегда существовала приемственность.Система сдержек и противовесов.Конгресс участвовал в поцессе. Конгресс обладал исключительным правом импичмента. Президент не может отправить в отставку конгресс и наоборот. Президентская республика может быть одновременно и федеративной и унитарной республикой. США – федеративная республика. Была власть федеральная,которой штаты давали определенные полномочия. Формирует правительство, разрабатывает внешнюю и внутреннюю политику – президент.Функциипарламента:законотворчество, участие в формировании институтов полит. Власти, он ватируетбюджет,право импичмента по отношению к президенту и судебному корпусу. Институт судей формируется сенатом, но он независем и несменяем. Функция конституционного надзора.
В смешанной республике. Он явл-ся главой гос-ва. Он не обладает законодательной инициативой, но ей обладает премьер,которого он назначает.Он частично явл-ся главой исп-ой власти. Правительство подчиняется и президенту и парламенту и формируется по принципу распределения властей.Президент может ввести ЧП. Парламент тоже избирается самостоятельно., но в этом случае он не имеет право роспуска парламента. Парламент ватируетбюджет,критикуетправительство.Если парламент контролирует правительство и выразить ему недоверие, то в таком случае президент может отправить в отставку либо парламент,либо правительство. Судьи обладают независимостью от ветвей власти.
Выделяют 3 формы гос. Устройства: унитарное гос-во, федеративное гос-во, конфедерация.
Унитарное гос-во – это гос-во,которое имеет жесткую единую модель вертикально-направленного гос-гостроительства,которая издает законы распространяющаяся на всю территорию, единое гражданство, единая денежная система,образования.Единая конституция. Два вида:децентрализованное и централизованное. В децентрализованное гос-во – это такое гос-во,где существует единая центральная власть со всеми функциями унитарного гос-ва и одновременно существует значительное послабления для территориальных единиц (имеют собственные области,парламенты)делигирование полномочий центра.Франция унитарное децентрализованное гос-во.
Большие государства – это федеральные гос-ва как правило. Когда мы говорим о федерализме, мы говорим о союзном гос-ве. Оно должно обладать некоторыми характеристиками. Федеральное гос-ва построенном на принципе федерализма должен существовать единый суверенитет.Централизованный федерализм.
-централистская концепция федерализма (конституционная)
-договорная концепция федерализма
Федерализм может быть симметричный и ассеметричный. Договорная концепция федерализма – это такой вид федерализма,который выстраивается на договоре, который состоит в том что субъекты федерации отдают часть своих полномочий, а все остальное остается за субъектами федерации.
Централистская федерация – это США.Субъекты федерации Обладают одинаковыми правами, имеют свою исп-ую власть, имеют свои полномочия. Конституция США не позволит усилению федерального центра.
Конфедерация – это не союзное гос-во,которое имеет единый суверенитет. Это союз государств,в которым не затрагивается суверенитет этих гос-в.Это объединение для решения каких-либо общих проблем.С 76-го года начался конфедеративный путь развития Америки и завершится он только через 10 лет, по принятию конституции. Конфедерация имеет так же как федерация имеет тенденцию, либо идти к федерации, либо к распаду.
Статья 13,начало конституции, статья о том,что Россия явл-ся светским гос-ом
Функции института президента, правительства,власти и систему сдержек и противовеса.