Формы правления и госудаственного устройства.

Лекция2

Природа политической власти.

Основные концептуальные подходы и понятия исследования политической власти

Структура властных отношений

Механизм политического властвования

Проблема легитимности политической власти

политика и власть находятся в причинно-следственных отношениях. Властные отношения амбивалентны, они могут существовать при наличии субъекта и объекта.

Подходы к трактовке власти:

-психологический подход. Для Германии например хпрактерен волевой психологический подход, воля господствующей власти, возведенная в закон. В рамках этих подходов важно бехевериоральное направление, которое возникло с чикагской школы. В середине 20-го века они совершили бихевериоральною революцию. Исследует как одни субъекты полит-го процесса оказывают на других,т.е. они изучают власть.

-системный подход. Политическая система должна решить проблему доступа к ресурсам и распределить их, убедить членов полит-ой системы в том,что так должно быть. Системное понимание полит. Власти – это свойство системы.

-структурно-функциональный подход. Власть, как реализация своей функции ролями и статусами. Общество структурировано и каждая структура выполняет свои политические функции. Возможность системы политических институтов черпать ресурсы из общества.

Политическая власть носит всеобщий характер. Она публична, потому что она легитимна. Власть,которая применяет насилие – теряет свою власть. Власть – это высшя форма общения, «отношения отношений». Власть – это способность и возможность политических субъектов оказывать влияние на другие субъекты, с целью достижения своих установок с помощью воли, авторитета, права, насилия. Способность и возможность связана с волей, авторитетом, правом и легитимным насилием (т.е. с ресурсами).

Структура властных отношений. В нее входят субъект- субъектное отношение (во власти есть субъект,который направляет свою волю к власти на объект, но водном случае объект является объектом, а в другом субъектом).Объест,субъект, система ценностей, ресурсы, способы реализации политической власти – составляющие систему властных отношений = политический процесс.

Ля властного субъекта требуются определенные характеристики. Субъект политики должен обладать политической волей. Она заключается в строгом выполнении конституции, как основного закона.Для процесса властвования он длжен обладать профессионализмом,который порождает авторитет, тот, который является индикатором политической власти (доверие). Личности,социальныегруппы,общество в целом.

Требования к объекту.Если этот объект облпдпет определенным типом политической культуры, то он будет зависеть от политической культуры. Идентификация в политических отношениях повышает политическую силу. Политическая власть напрямую зависит от доверия.

Система ценностей. Если убеждения объекта и субъекта сходятся, то происходит продуктивное взаимодействии.Совокупный кризис провоццирует переход от одной системы к другой.Кризисидентичности,ценностныйкризис.Когда политика опирается на социальные общности,которые его поддерживают,тогда это лучший вариант. (Идентичность и интересы). Интрес- это готовность граждан поддержать политика.

Ресурсы власти. От них зависит очень многое. Ресурсы в самых общих чертах – это все то, что оказывает влияние на процесс властных отношений конкретных субъектов. Обычно выделяют 3 типа ресурсов:утилитарные (материальные), нормативные, силовые (принудительные). Обладание такими ресурсами дает возможность подкупать целые политические партии, социальные группы и т.д. Нормативные ресурсы – это законы, Принудительные ресурсы – силовые структуры, финансовые ресурсы. Ресурсы – это то,что дает политику политическую силу.

Способы реализации политической власти. Это политический режим. Когда объект полит-го властвования, политически-зрелый, то с таким объектом довольно тяжело работать для достижения полит-их целей.А когда этот объект становится предметом манипулирования, тогда у власти появляется желание освободиться извне «элитическое государство). В зависимости от того как складываются отношения между обществом и полит-ой системой, власть меняет свое отношение.

Механизм политического властвование имеет 3 уровня и составляет структуру полит-ой системы

-господство и подчинение. (власть и отношение) структурирование и институализация полит-ой власти, установления гос-гопорядка,который возникает в системе различных иерархий.

-контроль влияние. Оно власть строго контролирует. Поддерживать политическую стабильность.

-управление давление. Полит-ая система управляет, а гражданское общество оказывает влияние.

Нужно различать 2 понятия. Есть понятие легитимность (нравственная оценка, доверие к полит.Власти) и легальность (юридическое отражение формирования господства и подчинения). Власть может быть легальной, но не легитимной и наоборот. Три типа господства: традиционное, харизматическое и национально-легальное.

Семинар 12.09.11

Политика – это отношение по поводу власти.Этото,что связано с понятием общего блага, справедливости. Это отношение субъектов по поводу общего блага в разных сферах. Государство – это совокупность граждан, объединенных общими интересами. (Цицерон).

Западная Европа развивала понятие политики. Понятие гражданского общества вышло из Рима. Феодализм способствовал появлению гражданского общества и правового.

До настоящего времени предметная область политической науки остается проблемой.

Понятие политической системы.

Структура, модели и функции.

Типология политических систем.

Политическая система современной России.

У основания теории полит систем Парсонс. Он высказал несколько принципов, которые легли в основу полит.систем.Система состоит из многих элементов, единое целое, имеет границы, имеет вход-выход, обратную связь. Адаптация(экономическая сфера, адаптация в существующей среде),цели достижения(полит сфера), интеграция (регулятивно-правовая система, на этой основе происходит объединение общества), поддержание модели (нормы,цели традиции, социализация). Систеема может сужаться, расширяться, потому что она стоит из различных подсистем. Любая система должна быть самодостаточной, ее содержание должно обеспечивать ее нормальное функционирование.

Родоначальник полит системы, идеолог поведенческой революции

Развивающийся, саморегулирующийся, активно реагирующий на импульсы, посредством которого происходит авторитетное (авторитарное) распределение ресурсов обеспечивающее бесконликтноеупраление системы(Истон) Организм, которой саморегулируется и активно реагирует на требования от среды.Это взаимодействие, которое вызывает последствия. (две функции: распределение ресурсов,чтобы это было убеждения для граждан, для общества,когда это происходит система становится саморегулирующимся элементом, там действуют живые субъекты, акторы.)ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. В этой конверсии не прописаны функции, структурно- функциональные модели – это недостаток в модели Истона.

Требования в современных государствах происходят в демократических конституционных государствах.

Среда – это социальная, несоциальная среда.

Биологические,человеческие, демографические ресурсы.

Для того,чтобы система была стабильной, саморазвивалась, она нуждается в ресурсах.

Вторая модель полит. Системы, автором ее является габриэльАлн.н структурный функционалист, в отличии от системщика Истена. В своей модели Алн использует структурный функционализм. Вместо государства – полит. Система, вместо субъекта – роли.Депутат- это роль,вместо структуры – соввокупность ролей. парламент – структура. Политическая партия-роль, партийная система – политический институт. В основе полит теории у Ална – это система, структура, роли, функции, полит культура. Англо-американскую,континентально-европейскую, индустриальную и доиндустриальную модель – типология политических систем по Алмонду относительно политической культуры.

Суть самой модели.В этой полит власти он находит 4 функции: социализации и рекрутирования – это значит приспособление, адаптация, включение новых рекрутов в политический процесс.; артикуляция интересов – в обществе появляются определенные идеи,которые могут стать проблемой для информационного повода,который может вырасти в проблему, в этой системе социальная среда и полит система, действуют живые субъекты. Агрегирование-разработка альтернативных методов политики. Политическая коммуникация – это реальная политическая власть (СМИ), можнейший инструмент манипулирования и вовлечения политическим сознанием.А на выходе еще 3 функции: как готовятся законы?какреализуются?как контролируются? Принимается? – можно судить о характере и типе паолит. системызаконы могут быть хорошими, но они не работают,как контролируются законы.Выделил 3 уровня функционирования:1-ая возможность – способность системы обеспечивать себя ресурсами (финансовые,налоги,человеческие),2. Способность политика3. Форма реагирования.символическая функция.

Как артикулируются интересы?как они агригируются, как контролируются законы?-это реальные индикаторы сравнительного анализа различных полит. Систем.

Как проходит полит. Социализация?

Как рекрутируются политическая элита?

Уровни функционирования полит системы:

Институциональные подсистемы – политические институты

Нормативно-регулятивная – показывает как формируются законы

информационно-коммуникативная-связана с субъективной стороной политики, процедуры, от которых зависит реальное политическое состояние.

Тема: государство как универсальный политический институт

Что такое государство: природа, признаки и функции?

Анализ структуры современной государственной организации : 3 ветви власти.

Концепции правового и социального государства.

Государство – это универсальный политический институт на легальной основе организовывающий, навправляющий и контролирующий совместную полит. Деятельность и отношения людей, социальных общностей, ассоциаций, осуществляя свои сущностные цели. Это универсальный институт, потому что это самый крупный институт полит. Системы, он уже самой полит. Системы, но шире любого другого ее института, он является всеобщим институтом, т.к. охватывает все сферы жизнидеятельностилюдей.Оно осуществляет свои сущностные цели, каждое государство помимо общих присущих для этого понятия имеет свои особенности.

Теории возникновения государства:

-теория общественного разделения труда, на основе этого выделяется управленческий труд. Повысилась производительность труда, способствовало появлению оседлого обрза жизни, происходит выделение класса управленцев. Первая дисертация Руссо, в ней была очень ярко прописана данная теория.Теория классовой борьбы,частнойсобствености и эксплуатации. Гизо,Меньи,Тери. Продолжение Марскс,Вебер.

-теокртическая теория. Государство как Божий промысел.Вся власть идет от Бога. Фома Аквинский, Августин Блаженный,(еврейские,индийские, нынешние православные теории)

-патриархальная теория. Власть отца. Одна из самых живучих и историчнных.Все реформы происходили с учетом этой теории.

- договорная естественного права. Гоосударства возникает в результате контракта,договора. Гоббс. При договоре основное условие – отменение принципа всехпротив всех.

- контрактная теория Локка. В естественного состоянии человек имеет собственность, свободу, люди все равны, поэтому такие ценности,как свобода, права на собственность, рпво на жизнь – это естественные права. Государство возникает на основе не борьбы, а консенсуса.

- Теория «концепция ночного сторожа». Функция охраны.

- теория насилия. Дюринг Энгельс. Есть государство по согласию, а есть государство приобретенное. Государство является предметом внутреннего и внешнего действия, насилия

- психологическая теория.

Суть государства нельзя сводить только к классовой природе. На природу государства оказывают воздействие множество различных факторов и классы в том числе. Струвэ «Государство – организация порядка». Государство должно поддерживать стабильность системы и создавать условия для ее развития.

Признаки гос-ва:

-исторический – выделение из родоплеменных отношений публичной власти и появления в связи с этим профессиональных управленцев (бюрократия)

Родоначальник рациональной бюрократии в России М.М. Сперанский.

-наличие суверенитета, выделенной властью и распрстраняемая на определенную территорию. Суверенитет – важнейший признак самостоятельности государства. Верховная власть,легитимная власть, которая распространяется на конкретную территорию

-территориальный признак, на котором складывается общность социально-политическая, которых объединяет менталитет, психология, цели, обычаи.

-только этот институт в политической системе имеет право лигитимного и легального насилия для защиты своих интересов и интересов граждан

-исключительное право взимания налогов. Способность государства взимать налоги безболезненно. Для того,чтобы поддерживать публичную власть необходимы излишки.

Каждый из этих признаков – это историческое обрастание государства.

Функции государства:

Всякое государства обеспечивает в процессе своего функционировании господство и подчинение.

- функция безопасности своей безопасности и безопасности граждан. У Лока – это центральная функция

-функция порядка. Установление господства и подчинения, которая выражается в институализации политической власти, власть становится легальной формальной.

- хозяйственно-организационная. Оно должно регулировать, реагировать, созидать распределять ресурсы.

-социальные функции. В каждом государстве нужен был принцип «хлеба и зрелищ». Гоббс ставит вопрос о создании условий для воспроизводства полит.власти. Включение в общество людей с теми ценностями, с которыми работает данное государство

-экономическая функция

- функция культурная и социализации. Государство дорлжно беспокоится о воспроизводстве своего состояния.

Локк впервые поставил вопрос о разделении властей:исполнительная,законодательная, федеративная.

Отношения между другими странами – естественное состояние (по Локку).

Структура современной государственной организации

-ранее средневековье

-среднее средневековье

- Позднее средневековье 16 век

Современная государственность возникла в эпоху ранних буржуазных революций. Современное государство вытекает на основе конституции.

Понятие современного государства. Особая государственность возникшая в определенное время, возникшая на определенных принципах и формах – современное конституционное государство. Первым современным государством можно назвать Англию

Конституция-это определенный свод принципов формирования политической власти и государственного устройства, способов воиизъявления граждан в формировании институтов власти, принятия полит. Решений, а так же обосноваии концепции прав человека и гражданина. В Конституции подробно излагается, как устроена полит власть, как формируются институты власти, как осуществляется волеизъявление власти. Конституция может носить мобилизационный характер, в стране конституция существует и то,что в ней пишется рассматривается как то, к чему мы должны прийти. Этот аспект соответствия конституции реальным политическим процессам – одна из самых важных исследовательских проблем.

Современной особенностью государственности является конституализм. Современная госуд-ть выстраивается на принципе разделения властей - основная черта современной конституции.

Принцип разделения властей-Джон Локк второй трактат о правлении, Монтескье в работе «О духе законов», американская конституция работа»федералист, в этой работе подробно обосновывается формирование нового гос-ва США. Три ветви власти были относительно независмы друг от друга, с целью не дать одной из власти прийти к господству, что приведет к авториторизму.

В современной государственности есть 3 ветви власти.

Представительная - через институт политического представительства общество передает часть своих полномочий своим представителям.

Законодательная (парламент). Парламент – это важнейший политический институт (В России это федеральноесобрание,которое состоит из 2 палат Госдума(нижняя), совет федерации (верхняя палата). Всегда в парламенте имеется председатель, фактически номинальная техническая должность. Есть структура различных комитетов. Главное,чем занимается парламент – это создание законов.

Исторически сложилось несколько избирательных систем, с помощью которых происходит реализация политического представительства.Три системы: можеритарная, пропорциональная, смешанная. Мажоритарная система есть абсолютного большинства (50+1), относительного большинсства, профессиональное (квалификационное) 2/3 голосов (по терминологии) процент выше 50+1,т.е. где-то 60%. Преимущество можоритарной избирательной системы состоит в том,что вы голосуете за живых людей, вы с ними общаетесь, предъявлете свои требования.

В парламенте может оказаться 2-3 партии,т.е. создаются предпоссылки стабильного правительства, но есть и минус (при малой явке, избранный представляет интересы лишь малой части граждан) (для переходных стран – это нормально,т.к. присутствует безразличие к выборам среди населения)

Пропорциональная система (их насчитывают до 150). В выборах участвуют не конкретные кандидаты, привязанные к конкретным округам, а участвуют политические партии, которые должны преодолеть барьер (в России 7%)Формирование политической представительной власти более справедлива,чем в мажоритарной.

Смешанная система (до недавних пор она была в России, в парламенте 450 мест, 225 мест избиралось на пропорциональной основе от партийной системы, а 225 мест по мажоритарной). Она очень удобна для переходных стран,т.к. она включает в себя лучшие стороны обоих систем.

Исполнительная власть – это политический институт. Правительство. Исп. Власть – государственный орган оперативного управления, реальный орган реализующий альтернативную концепцию политики,которую реализуют люди, пришедшие во власть. Обычно правительство возглавляет ПМ. Исполнительная власть состоит из отраслевых министерств и там есть министр – это тоже политический институт,который тоже подчиняется примьеру. Политические министерства – это иерархия, область интереса формирования главы государства. Есть элита,которая формируется через институты политического представительства, а есть элита,которая приобретается через назначения. Администрация – это органы власти.

Судебная власть – это очнь важная власть.Если этот суд несправедлив, если он не является судом в полном смысле этого слова, то идея правового государства, гражданского, эти принципы не будут работать

Когда мы говорим о современной государственности, мы понимаем,что современное государство возникает в эпоху нового времени.Право городское, гражданское и т.д. оно вышло из кононического права.

Основные признаки правового государства:
выстраивания гос. Системы на принципе разделения властей,что обеспечивает невозможность авторитарного режима и тирании

Принцип разделения властей, предполагает всеобщность права, закон является мерилом человеческих отношений. В этом правовом государстве действует принцип «разрешено все,что не запрещено законом», как итог – это приоритет у государства прав человека и гражданина. Государство должно создавать среду,чтобы правовое государство осущетвилось

Условием правового государства является развитое гражданское общество. Это понятие сформировалось,какопредленная ценность классической традициплитической философии, начиная от Локка. Гражданской общество (строй) – создание хорошего гражданского кодекса,т.е. системы законов гражданских отношений, отсюда следует что гражданское общество противопоставляется государству, но это неверно. Вторая позиция – рассмотрения гражданского общества, как активного субъекта полит. Процесса.Третья точка зрения,которая рассматривает гражданское общество, как между экономикой и политической системой, третий сектор.

Понятие социального государства – это дифиниция, категория полит. Науки, которая сформировалась в середине 19-го века.Демократия – это метод организации политической власти. Она предполагает всеобщность выражения мнений граждан. Должна быть многопартийность.

Современные формы правления

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Структура властных отношений включает в себя субъект-субъектные отношения, а эти отношения мотивируются ценностными системами, опирающимися на ресурсы. Властные отношения еще характеризуют способы реализации власти. Чем менее образованная страна, чем больше она относится на переферии к развивающимся странам, то можно принять любую конституцию и она не будет работать.

1. Понятия структура и формы функционирования политического процесса.

2. Субъекты политического процесса и формы их политического участия

3.Типология олитических процессов

4. Особенности политического процесса современной России.

Дефиниция политический процесс – это одна из важнейших категорий в политической наукой. Обычный подход, представление о политическом процессе,который уравнивается с понятием «политика», это публицистический подход. Политика и политический процесс находятся в причинно-следственных отношениях. Второй подход связан с поведенческой революцией (она сделала акцент на предмете политического знания, политическое поведение граждан) – результирующее взаимодействие политических воль, интересов, стремлений.Политический процесс – броунада внутри политической системы,которая по существу представляет собой технологию политической власти. Политическая социология изучает как раз политический процесс, технологию политической власти. Системный подход о политическом процессе. По Истону политический процесс – это реакция политической системы на влияние внешней среды,с целью принятия политический решений в интересах наиболее значимых групп давления или групп интересов (т.к. политическая система постоянно требует баланса сил между обществом и политической системой). Конфликтный подход (Маркс,Дариндорв). Политический процесс, как взаимодействие структур, политических институтов с различными социальными общностями,которые выполняют определенные роли (По Алмонду)

Промежуточное определение полит процесса – совокупность взаимодействий политических субъектов с т.з. своих конкретный интересов, в ходе которых происходит процесс формирования, функционирования и развития полит. Системы. Главное в политическом процессе то, как она возникает, функционирует и развивается. Содержание политического процесса отвечает на два вопроса:

-Как общество формирует эту власть и влияет на нее?

-Как политическая система завоевывает общество?

А это пространство между политической системой и обществом мы называем технологией политической власти.

Практически политический процесс последовательная смена различных фаз в развитии политического процесса с различными субъектами, а эти фазы предстовляют различные этапы прохождения политического процесса.(вертикальное рассмотрение)

Избирательный процесс – это избирательная система, которая состоит по горизонтале из целого ряда моментов, которые прописаны в законе.

Политический процесс можно рассматривать на макроуровне, взаимодействии политической системы и гражданского общества

На среднем уровне политический процесс рассматривают по частям. Рассмотрения политической системы местных органов.

Можно рассматривать политический процесс, беря конкретно одну составляющую (выборы, социальная политика в определенном регионе).

Субъекты политического процесса – социальные субъекты (личность, группа, класс, элита), институциональные (государство, полит партии, группы). Политическое участие различных субъектов в политическом процессе – это действие участников политического процесса, направленное на оказание влияния с целью принятия или не принятия того или иного политического решения. (это дефиниция) .Хантингтон выделяет два вида политического участия:

Автономное (самостоятельное), когда личности участвуют в полит процессе без мобилизации.

Мобилизованное участие, такое участие политсубъектов, которое мобилизуется через мобилизационныю и манипулятивную систему.

Использование различных манипулятивных технологий.

Конвенциальное (согласительное), которое определено нормами, по согласию. Неконвенциальное – это масса различных форм политического участия от митингов, протестов, а кций самосожжения и т.д.

Типология политических процессов

Есть базовые политические процессы и есть периферийные. Базовый процесс – механизм формирования политический власти, господства и подчинения, а относительно базовых процессов есть и перифирийные. Перифирийные означает, что в политической системе есть целый ряд бруонады, и они не влияют на политический процесс.

Внутрисистемные процессы и внешнеполитические процессы. Демократические процессы и недемократические процессы. Революционные процессы и эволюционные процессы.Стабильные/нестабильные процессы. Открытый и теневой процесс.

Особенности политического процесса в современной России.

Типологию повернуть на процесс в России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тот механизм,который заводит государственный механизм, центральное плитическое звено.

1.Понятие, основные этапы и субъекты гос управления

2. Основные этапы принятия гос. Решений

3. Модель гос-го управленческого цикла

4. Фактор влияющий на характер и тип гос управления

Политическое управление- один из типов социального управления. Мы предполагаем,что отношения субъектов по поводу власти предполагают обратную связь. Отношение влысти и обратной связи. Гос управление разбивается на 2 блока: государственная политика (как развивается власть? Способы реализации политической власти (административные методы, технология власти), политические режимы

Государственное управление – это прежде всего организованный процесс руководства, регулирования, контроля со стороны государственных органов за всеми сферами общественной и государственной жизни.

В системе управления в общем и в системе управления в частности нужно определять точку, в которой управление начинается. В обществе масса отношений и по горизонтали и по вертикале,но не всякие политические отношения относится к государственному управлению.Государственное управление начинается с момента принятия политического решения. Само решение состоит из выбора различных альтернатив. Мы можем выделить основные этапы гос управления:

- формирование субъекта гос управления

-после интситуализации этих субъектов происходит разработка полит курса, принятие гос решений и их реализация

-использование различных процедур и методов, то, что связано с понятием политических режимов. Методы администрирования

-контроль и арбитраж за выполнением гос решений. Регулятор

Чисто дикларативна субъектами гос управления явл. Государство с совокупностью всех своих гос органов (законадательна, исполнительная судебная, а если государство федеративное, то добавляются региональные государственные органы)

Подходы и способы формирования политических субъектов.

-Граждане принимают участие в политической системе в формировании институтов власти через идею политического представительства. Они формируют институты власти. Политическиеэлиты (Моско, Парето, ранее Монтескье)

-корпоротивистский – принцип согласования интересов, наиболее ярко выраженный трипартизм, где между работодателями, трудящимися и государством принимается сог7лашение.

Плюралистический подход – установка ставится на равные возможности в политическом процессе различныхгруп.

Партификаторный – формирование институтов власти, где установка делается на дробление, сами институты формируются снизу вверх, жесткая вертикаль власти.(Бакунин, Кропоткин)

В выше сказанном речь идет о запуске политической системы, которой управляют живые люди, политическая элита.

Когда мы говорим об элитизме, мы говорим о процессе гос управления. Есть правящая элита, экономическая элита, духовная и т.д. .политика Бурдье – все ,что он представлял состоит из элит

Разрабатывает гос курс и принимает альтернативную концепцию гос решений – правящая элита. Помимо правящей элиты существует бюррократия. В России бюррократизированная система.

Принятие гос. Решенй и реализация решений.

Как принимается гос решение. Обычно выделяют 5-6 пунктов принятия плит. Ршений. В процессе функционирования политической системы происходит артикуляция интересов и происходит возможно и агригированиеинтересов.Массы, граждане артикулируют эти интересы, создают какие-то информационные фонды и если интресы становятся общезначимыми, то политические партии используют их в своих программах

Для того,чтобы взглянуть на проблему с разных сторон существуют в политических системах различные аналитические службы.Блок аналитическая служба – это один из основных компонентов гос управления. Гос управления начинается с момента выбора одного из вариантов решения.

5 блоков принятия политических решений

- появление повестки дня. Существует очень много артикулированных интересов, но не все они становятся событиями, проблемами, из них главные отделяются и формируют концепцию политики

-взвешиваем и анализируем со всех сторон возможности принятия одного из нескольких вариантов

-Выбор и принятия политических решений

-реализация политических решений

-контроль и арбитраж

Способы и методы достижения поставленых целей – политические режимы

Управление начинается с принятияодного из альтернативных решений, но всякое управление предполагает отклонкние от принятия этих решений.

Методы:

Метод консенсуса, когда принимается очень ответственные решения межгосударственного и государственного уровня. Самый тяжелый и ответственный метод. (единогласное принятие решений)

Процесс голосования. Обычный способ принятия решений. (Принятие законов Думе, через электронное табло)

Модель госупраления.

Когда возникает в политической системе какая-то проблема на уровне артикуляции, то соответствующая группа интересов и политические партии начинают выбирать из этого то, на чем они будут делать политику. Во всех институтах существуют аналитические службы, которые занимаются этим вопросом.

Блок анализатора существует в политиеской системе по определению, который связан со всеми блоками. Важнейший блок в управлении, но управление здесь еще не существует.

Те программы, с которыми шли кандидаты превращаются в альтернативную концепцию политики.

Если принимается закон в парламенте, то президент реализует его. Для этого существует блок привода. Ресурсы для выполнения закона начинает реализовывать исполнительная власть. Для того,чтобы образ кандидата запомнился, надо минимум 7 различных рекламных продукций.

Привод – это организация принятия в жизнь конкретной политического решения до последней инстанции .

Просчитываются краткосрочные, долгосрочные прогнозы развития и решения той или иной проблемы. Это обязательная атрибутика любого управления, в т.ч. и государственного.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Лекция2

Природа политической власти.

Основные концептуальные подходы и понятия исследования политической власти

Структура властных отношений

Механизм политического властвования

Проблема легитимности политической власти

политика и власть находятся в причинно-следственных отношениях. Властные отношения амбивалентны, они могут существовать при наличии субъекта и объекта.

Подходы к трактовке власти:

-психологический подход. Для Германии например хпрактерен волевой психологический подход, воля господствующей власти, возведенная в закон. В рамках этих подходов важно бехевериоральное направление, которое возникло с чикагской школы. В середине 20-го века они совершили бихевериоральною революцию. Исследует как одни субъекты полит-го процесса оказывают на других,т.е. они изучают власть.

-системный подход. Политическая система должна решить проблему доступа к ресурсам и распределить их, убедить членов полит-ой системы в том,что так должно быть. Системное понимание полит. Власти – это свойство системы.

-структурно-функциональный подход. Власть, как реализация своей функции ролями и статусами. Общество структурировано и каждая структура выполняет свои политические функции. Возможность системы политических институтов черпать ресурсы из общества.

Политическая власть носит всеобщий характер. Она публична, потому что она легитимна. Власть,которая применяет насилие – теряет свою власть. Власть – это высшя форма общения, «отношения отношений». Власть – это способность и возможность политических субъектов оказывать влияние на другие субъекты, с целью достижения своих установок с помощью воли, авторитета, права, насилия. Способность и возможность связана с волей, авторитетом, правом и легитимным насилием (т.е. с ресурсами).

Структура властных отношений. В нее входят субъект- субъектное отношение (во власти есть субъект,который направляет свою волю к власти на объект, но водном случае объект является объектом, а в другом субъектом).Объест,субъект, система ценностей, ресурсы, способы реализации политической власти – составляющие систему властных отношений = политический процесс.

Ля властного субъекта требуются определенные характеристики. Субъект политики должен обладать политической волей. Она заключается в строгом выполнении конституции, как основного закона.Для процесса властвования он длжен обладать профессионализмом,который порождает авторитет, тот, который является индикатором политической власти (доверие). Личности,социальныегруппы,общество в целом.

Требования к объекту.Если этот объект облпдпет определенным типом политической культуры, то он будет зависеть от политической культуры. Идентификация в политических отношениях повышает политическую силу. Политическая власть напрямую зависит от доверия.

Система ценностей. Если убеждения объекта и субъекта сходятся, то происходит продуктивное взаимодействии.Совокупный кризис провоццирует переход от одной системы к другой.Кризисидентичности,ценностныйкризис.Когда политика опирается на социальные общности,которые его поддерживают,тогда это лучший вариант. (Идентичность и интересы). Интрес- это готовность граждан поддержать политика.

Ресурсы власти. От них зависит очень многое. Ресурсы в самых общих чертах – это все то, что оказывает влияние на процесс властных отношений конкретных субъектов. Обычно выделяют 3 типа ресурсов:утилитарные (материальные), нормативные, силовые (принудительные). Обладание такими ресурсами дает возможность подкупать целые политические партии, социальные группы и т.д. Нормативные ресурсы – это законы, Принудительные ресурсы – силовые структуры, финансовые ресурсы. Ресурсы – это то,что дает политику политическую силу.

Способы реализации политической власти. Это политический режим. Когда объект полит-го властвования, политически-зрелый, то с таким объектом довольно тяжело работать для достижения полит-их целей.А когда этот объект становится предметом манипулирования, тогда у власти появляется желание освободиться извне «элитическое государство). В зависимости от того как складываются отношения между обществом и полит-ой системой, власт

Наши рекомендации