Формы правления и государственного устройства.

Кл-ция государств:

– по классовому признаку. В зависимости от того, какой класс занимает господствующее в обществе положение, таков и тип государства. Было выделено неск. основных типов государства, соответствующих общественно – экономическим формациям: рабовладельческое (в двух вариантах ­– азиатское и античное), феодальное, буржуазное и социалистическое.

– по организации высшей власти и её источнику: монархии и республики;

– по соотношению полномочий между центральной, региональной и местной властями государства: унитарные, федерации и конфедерации;

– по политическому режиму: демократические либеральные, авторитарные и тоталитарные государства.

Форма правления – это организация государственной власти, стр-ра и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Исходя из особенностей правового положения главы государства, различают две основные формы правления: монархические и республиканские.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства – монарха. Она явилась первой исторической формой правления. Власть монарха передается по наследству, является бессрочной и считается непроизводной от какой – либо другой власти, ее органа или избирателей.

При абсолютной монархии вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная, военная) сосредоточена в руках главы государства. Управление страной он осуществляет ч-з многочисленных чиновников, советников, министров. Последние, как правило, являются членами монаршей семьи. Отсутствуют всяческие представительные учреждения, народ полностью отчужден от управления гос-вом. Обладая суверенной, неограниченной властью, монарх не несет конкретной пол и юридической ответственности за результаты своего правления. (Бруней, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – это гос-во, в котором полномочия монарха ограничены парламентом и конституцией. Здесь он выполняет чисто представительские ф-ции, являясь символическим, формальным главой государства. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Источником власти является народное большинство. (Бельгия, Бахрейн, Великобритания, Голландия, Дания, Испания, Швеция, Япония).

Ряд политологов конституционную монархию подразделяют еще на дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая (двойственная) монархия хар-ризуется формально–юридическим разделением государственной власти между монархом, формирующим ответственное перед ним правительство (исполнительную власть), и парламентом, представляющим законодательную власть. Однако в реальности парламент также подчинен монарху: он имеет право на его роспуск, назначения в верхнюю палату, а также право veto. (в Германии до 1918 г., в Иране до 1979 г., сейчас сохранилась в Кувейте, Иордании, Морокко).

Республика – это форма правления при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Источником власти в республике является народ.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике глава государства избирается всем народом в результате прямого голосования (Беларусь, Россия, Франция) или особой коллегией выборщиков, представляющей граждан страны (косвенным путем) – в США, Бразилии, Финляндии.

Президент одновременно является главой государства и исполнительной власти. Он формирует правительство, кот ответственно перед ним, руководит внутренней и внешней п-кой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

Президентская республика основана по принципу жесткого разграничения компетенций между законодательной и исполнительной ветвями власти. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов, и в то же время – на взаимозависимости: президент не имеет права распустить законодательный орган, парламент не может объявить вотум недоверия правительству; парламент может ограничить действия президента посредством закона и утверждения бюджета, президент же обладает правом безотлагательного вето на решения парламента и законодательной инициативы. Разграничение полномочий между высшими органами власти закрепляется в конституции государства.

Парламентской республике присуще верховенство законодательного органа. Выборы в парламент одновременно решают вопрос об образовании правительства. Оно формируется парламентским большинством и ответственно перед ним. Высшей единоличной властью в стране реально обладает премьер-министр (канцлер). Формальный глава государства – президент – избирается парламентом. Все полномочия президента, закрепленные в конституции, осуществляются им только по согласованию с главой правительства.

При парламентской форме правления существует противоречие между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, однако реально он работает под жестким контролем правительства. Парламентские формы правления существуют в Германии, Греции, Венгрии Израиле, Италии, Латвии, Эстонии и др.

Смешанная форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Имеет место двойная ответственность правительства, как перед президентом, так и перед парламентом. Парламент имеет возможность контролировать правительство ч-з утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Президент и парламент избираются всенародно. Во Франции, Австрии, Болгарии, Португалии, Польше, Финляндии, Швейцарии.

Форма государственного устройствараскрывает территориально-организационную стр-ру государства и хар-р взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами власти.

Унитарное гос-во – единое гос образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Федерация – форма государственного устройства, состоящая из государственных образований, обладающих юридической и определенной пол самостоятельностью. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, провинции) имеют свое собственное административно-территориальное деление. (Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США).

Конфедерация - это пол союз суверенных государств, сохраняющих независимое существование и объединенных для координации своих действий, чаще внешнепол и военных. В этом объединении государств нет единой территории, единого гражданства, единого законодательства (конституции), единой пол, экономической и налоговой систем. Входящие в конфедерацию страны сохраняют гос суверенитет, а в общую компетенцию союза передают только ограниченное число вопросов, для решения кот. он создавался.

Конфедерация – аморфное объединение, неустойчивая форма государственности, кот обычно перерастает в федерацию (Германия, Швейцария, США) или распадается на отдельные государства (ОАР, Сенегамбия).

Кроме вышеназванных форм государственного устройства, в истории имели место и другие гос образования – империи, унии, протектораты.

Империя – это гос образование, создаваемое на огромной территории с сильной централизованной властью, неравноправными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, с разнородным в этническом и культурном отношении населением.

Наши рекомендации