Системы формирования и смены политических элит.


Системы формирования и смены политических элит


Политическое развитие общества тесно связано с системами формирования и смены политических элит. Эти системы определяют: кто, как и из кого осуществляется отбор претендентов на политическое руководство, каковы его порядок и критерии, круг селектората, т.е. лиц, осуществляющих отбор, и побудительные мотивы его действия.

В мировой политической практике сложились две основные системы формирования политических элит:

антрепренерская (предпринимательская);

система гильдий (корпоративная)

Антрепренерскую систему характеризуют открытость, участие в политической жизни представителей различных социальных и политических групп общества. Эта система предъявляет небольшое число формальных требований к претенденту на лидерство, включает широкий круг экспертов, которые могут представлять весь электорат. В ней складывается высокая конкурентность отбора лидеров, острота соперничества за занятие руководящих должностей. На первый план здесь выдвигается значимость личностных качеств, индивидуальной активности, умение найти поддержку широкой аудитории, заинтересовать ее хорошими идеями и реалистичными программами. Антрепренерская система ориентируется на талантливых людей, она открыта для молодых лидеров и нововведений.

В то же время антрепренерская система имеет определенные недостатки. Она влечет за собой большую вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно низкую предсказуемость в политике, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом, демагогией и популизмом. В целом же эта система, как свидетельствует мировая политическая практика, обеспечивает стабильность и динамизм политической, социально-экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Система гильдий имеет давние традиции и преобладает в обществах, где господствуют недемократические политические режимы. Для данной системы характерны следующие признаки:

закрытость, отбор претендентов на более высокие должности главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь продвижения по службе. Примером в этом отношении является сложная номенклатурная система, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

высокая степень институционализации процессов отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, служебная характеристика;

небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, представительной власти, руководитель фирмы;

тенденции к закреплению и воспроизводству существующего типа политической элиты. Эти черты логично вытекают из предыдущих – наличия многочисленных формальных требований, подбора кадров узким кругом руководителей, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Система гильдий также имеет как положительные, так и негативные черты. К числу положительных относится взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии, малая вероятность внутренних конфликтов, достаточно высокая предсказуемость политики. Главные ценности системы гильдий – преемственность, равномерность и бесконфликтность. В то же время она имеет явно выраженную тенденцию к бюрократизации, организационной рутине и догматизму. Система гильдий культивирует массовый конформизм, затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной дегенерации политической элиты, ее отрыву от народа и превращению в привилегированную касту.

Когда правящая политическая элита теряет способность эффективно управлять обществом, наступает революции или контрреволюции. Социальная революция – это борьба политических элит, которая завершается падением правящей элиты и приходом к власти новой элиты. После смены политической элиты жизнь людей, однако, не всегда становится лучше.

Социальные системы формирования и смены политических элит оказывают значительное влияние на качественный состав и результативность деятельности политических элит. Но этого еще недостаточно для их эффективной деятельности и демокра-тичности. Нужны и другие предпосылки, без которых политические элиты неизбежно превращаются в класс, обеспечивающий в первую очередь собственные интересы и потребности. Среди этих предпосылок следует назвать:

полную гласность деятельности политических элит. Это означает, что обществу регулярно предоставляется отчет о деятельности всех органов государственной власти, критический и разносторонний анализ результатов управления экономической, социальной и духовной сферами общественной жизни;

недопущение превращения правящей элиты в тоталитарную. Решение этой задачи в первую очередь связано со свободой массовой информации, которые должны быть независимы в финансовом отношении от всех ветвей власти, только тогда они будут объективно, полно и разносторонне информировать людей о политической жизни в обществе;

установление истинного плюрализма в обществе. В политической сфере это предполагает свободную деятельность политических партий и общественных движений, которые соблюдают законы, нормы и традиции данного общества.

Формирование политической элиты – процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.

В России в начале 90-х гг. XX в. политическая элита была сформирована «явочным порядком» из бывших советских партийных работников и «молодых экономистов-реформаторов» в течение двух-трех лет. Как показывает практика последних 15 лет, компетентность российской правящей элиты, ее нравственная и политическая ответственность пока не выдерживают никакой критики.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Наши рекомендации