Признаки структура и функции гос-ва. Правовое гос-во и гражданское общество.

Слово «гос-во» в настоящее время употребляется в двух значениях: как основной элемент полит-ой системы общества и как синоним слова «страна».

Хотя гос-во как общественный институт возникло около пяти тысяч лет назад, специальный термин для его обозначения вошел в употребление лишь с XVI в. Первым в научный оборот его ввел
Н. Макиавелли, который назвал особым образом организованную власть словом stato (от лат. status – состояние, положение).

Русское слово «гос-во» произошло от древнеславянского «господарь» – повелитель, тот, кто господствует.

Сущность гос-ва и определение данного понятия следует рассматривать исходя из признаков гос-ва, его ф-ций и структуры.

Важнейшими атрибутивными, то есть неотъемлемыми признаками гос-ва, являются следующие:

¨ обозначенная границей территория, на которую распространяются полномочия органов власти;

¨ постоянно проживающее на данной территории население;

¨ организованная публичная власть, стоящая над обществом, имеющая право отдавать обязательные для всех без исключения жителей распоряжения и осуществляемая управленцами-профессиона-лами в пределах всей принадлежащей гос-ву территории.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков не позволяет говорить о наличии гос-ва.

Гос-во также обладает рядом черт, принципиально отличающих его от других общественных институтов.

Суверенитет – это обладание высшей и неограниченной властью на данной территории, независимость этой власти от внешних влияний.

Гос-во имеет исключительное право на применение принуждения и насилия в отношении своих граждан.

Лишь гос-во вправе издавать законодательные акты, обязательные для всего населения в пределах его территории, осуществлять взимание налогов и сборов, выпуск денежных знаков.

В полит-ой литературе имеется множество определений гос-ва. И. Кант понимал под гос-вом множество людей, подчиненных единым правовым нормам. М. Вебер определял гос-во как отношение господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие как средство. В. И. Ленин рассматривал гос-во как машину, обеспечивающую господство одних классов над другими.

В современной западной полит-ии гос-во рассматривается как надклассовый институт, регулирующий взаимоотношения
между людьми.

Следовательно, гос-во – это организованная в форме особых институтов, стоящая над обществом власть, обладающая верховенством в рамках определенной территории по отношению к проживающему на ней населению.

Играя большую роль в жизни людей, гос-во выполняет ряд важнейших ф-ций.

Ф-ции гос-ва принято делить на внутренние, осуществляемые в пределах его территории, и внешние, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими гос-вами.

К внутренним ф-циям гос-ва относятся следующие: защита конституционного строя; регулирование социальных отношений и хозяйственной деятельности; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан; защита природной среды; воспитание граждан в соответствии с принятыми в данном обществе идеологическими и моральными нормами.

Внешние ф-ции определяются внутренними, являются их продолжением на международной полит-ой арене.

В перечень внешних ф-ций гос-ва входят следующие: обеспечение территориальной целостности, суверенитета, безопасности, обороноспособности страны; защита интересов гос-ва и его граждан; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; увеличение престижа страны на международной арене.

Для осуществления указанных ф-ций формируется система учреждений, составляющих структуру гос-ва. Большинство современных государств имеют в основном схожую систему органов власти и управления, включающую следующие элементы:

¨ законодательную власть в виде представительных органов гос-венной власти, формируемых посредством всеобщих выборов (парламент), главная задача которых – издание законов;

¨ исполнительную власть в форме исполнительно-распорядитель-ных органов (министерств, ведомств, комитетов), осуществляющих непосредственное управление гос-венными делами;

¨ судебную власть в виде судов, которые осуществляют разрешение конфликтов и споров, правосудия;

¨ органы прокуратуры, которые проводят надзор за точным соблюдением законодательства.

В политологической литературе в структуре гос-ва иногда выделяют органы гос-венного контроля, органы охраны общественного порядка, органы гос-венной безопасности, вооруженные силы. Тем самым подчеркивается их особая роль, силовой характер. Тем не менее, они подчиняются соответствующим министерствам и ведомствам, входящим в систему исполнительной власти, и не являются отдельными ветвями гос-венной власти.

В демократических гос-вах существует и так называемая «четвертая власть» – независимые от гос-ва (негос-венные) средства массовой информации. Эта «власть» может давать населению непредвзятую информацию о деятельности всех ветвей власти, предотвращая тем самым злоупотребление ею.

Относительно необходимости существования гос-ва есть два основных подхода.

Сторонники первого из них (представители классического консерватизма и неоконсерватизма) утверждают, что гос-во крайне необходимо, поскольку без стоящей над обществом власти люди в борьбе за свои корыстные интересы уничтожат друг друга. Поэтому следует всемерно укреплять гос-во, его административную и военную мощь. Сильного боятся как внутренние, так и внешние враги.

Представители второго направления утверждают, что гос-во – это хищник, эксплуататор, «новый Левиафан», пожирающий людей через налоги и запреты, ограничивающий свободу, расправляющийся как с виновными, так и с невинными далеко не законными методами. Его необходимо либо уничтожить, либо существенно ограничить его полномочия и силу.

По мнению анархистов, в мире должно произойти последнее насилие – революция, которая уничтожит гос-во и всякие отношения господства и подчинения, приведет к обществу свободных общин, где не будет никакой власти человека над человеком.

Марксисты признают необходимость сохранения гос-ва в процессе строительства коммунизма. После его достижения, когда уровень сознания народа позволит добиваться соблюдения общих правил и норм без всякого принуждения, гос-во и относящиеся к нему органы насилия станут ненужными, произойдет их отмирание.

Либералы не отрицают надобность гос-ва, но выступают за минимизацию его ф-ций, отводят ему роль «ночного сторожа» прав и имущества собственников, «третейского судьи» в спорах между ними.

Известны варианты жизнеустройства без гос-ва (монастыри, израильские кибуцы, нетрадиционные общины в США и др.), однако они представляют собой несущественные во всемирном историческом масштабе исключения. Как показывает практика, ни одно общество в ближайшем будущем без гос-ва обойтись не сможет.

Наши рекомендации