Прововое гос-во и гражданское общ-во

Термин правовое гос-во утвердился в трудах немецких юристов XIX в. К. Т. Велькера и Р. фон Моля. Правовое гос-во ограничено в своей деятельности правом – системой законов, принятой в результате выражения суверенной воли народа, осуществляющей свои ф-ции строго на основе обязательных для всех граждан, должностных лиц, полит-х и социальных институтов законов.

Правовое гос-во – это гос-во, деятельность институтов и граждан которого всецело подчинена демократическим путем установленному закону.

Право не тождественно закону, оно подразумевает не только существование декларированных и обязательных для всех законов, но и механизмы, неукоснительно обеспечивающие их безусловное выполнение.

Впервые стремление к построению правового гос-ва было провозглашено в Конституции ФРГ 1956 г. В странах с многолетними демократическими традициями, где конституции приняты давно, речи о правовом гос-ве нет, однако законодательство основано на этой идее. В Конституции РБ прямо указано на правовой характер нашего гос-ва.

Основными признаками (и принципами) правового гос-ва являются следующие:

¨ правовое равенство всех субъектов полит-х отношений (личности, гос-венных и негос-венных институтов). Это означает необходимость строгого соблюдения закона всеми;

¨ взаимная ответственность гос-ва и личности. Не только граждане несут ответственность перед гос-вом за соблюдение законов, но и гос-во, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами;

¨ неотчуждаемость прав и свобод личности. В правовом гос-ве за личностью признаются данные ей от рождения и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и гос-во, права и свободы. Комплекс неотъемлемых гражданских, полит-х, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека изложен во Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и полит-х правах 1966 г.;

¨ разделение властей (четкая специализация, взаимный контроль и сдерживание ее трех ветвей). Законодательная власть принимает законы, исполнительная власть в строгом соответствии с ними управляет гос-вом, судебная власть обеспечивает выполнение законов.

Понятие правовое гос-во нередко дополняется определением «социальное». В статье 1 Конституции РБ указано, что «РБ – унитарное демократическое социальное правовое гос-во».

Социальное гос-во призвано проводить политику по сглаживанию социальных различий между гражданами, то есть обеспечивать достойные условия их существования, удовлетворения основных материальных и духовных потребностей, поддерживать социально незащищенные группы населения. Достигается это в первую очередь перераспределением национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения пол-ки занятости, развития общедоступного образования, здравоохранения, жилищного строительства.

На практике нигде в мире правового гос-ва в полном смысле нет. Это идеал, к которому стремятся все демократические режимы современности.

Понятие гражданское общество тесно связано с правовым гос-вом, поскольку в реальности эти явления невозможны, не существуют одно без другого и представляют собой обязательное условие наличия друг друга.

Концепция гражданского общества развивалась на основе идеи Гегеля о наличии в обществе сфер деятельности и отношений между людьми, неподвластных гос-ву, отражающих особенности, интересы и потребности не общества в целом, а отдельных личностей и групп.

В настоящее время термин гражданское общество употребляется в двух значениях: структурном и качественном.

С точки зрения структуры общества и гос-ва гражданское общество – это совокупность независимых от гос-ва общественных институтов и отношений, призванных обеспечить реализацию частных и групповых интересов. Последние могут осуществляться через семью, церковь, полит-ие партии, общественные объединения и т. д. Тоталитарный и авторитарный полит-ие режимы в той или иной степени подчиняют эти институты гос-ву, снижая тем самым эффективность их деятельности. Поэтому гражданское общество как часть общества в целом возможно только в условиях демократии.

Гражданское общество можно рассматривать и как определенный качественный этап развития общественных отношений, на котором граждане становятся способными обеспечивать значительную часть нормальных условий своей жизнедеятельности без вмешательства гос-венных структур. Это касается прежде всего экономики. В условиях рынка и многообразия форм собственности человек без непосредственной помощи гос-ва может содержать себя. Когда в обществе имеется высокий уровень культуры и сознания, люди сами могут решать такие вопросы, как благоустройство, профилактика правонарушений и т. д. Задача гос-венной власти – следить за тем, чтобы деятельность людей и их организаций строго соответствовала принятым от имени всего народа законам.

Экономической основой гражданского общества является многоукладное хозяйство, основанное на многообразии и равноправии форм собственности (частной, гос-венной, кооперативной).

В социальной области гражданское общество базируется на развитом среднем классе (его доля в общей численности населения не должна быть ниже 50 %), который включает мелких и средних предпринимателей и высококвалифицированных высокооплачиваемых специалистов, имеющих в своем распоряжении соответствующий современному этапу научно-технического развития набор и уровень материальных и духовных благ. Именно они заинтересованы в стабильном развитии демократии.

Полит-ой основой гражданского общества выступает многопартийность, широкое развитие массовых общественных организаций, ассоциаций, клубов, просто групп по интересам. Эти субъекты пол-ки обеспечивают обратную связь между обществом и гос-вом.

Духовная жизнь гражданского общества невозможна без высокого уровня образования и культуры в целом и гражданского сознания и культуры в частности, без наличия плюрализма и свобод в области идеологии, независимых от гос-ва средств массовой информации.

Социальное правовое гос-во и гражданское общество выступают как партнеры, дополняя друг друга на благо всех граждан. Такое гос-во и общество являются непременными условиями обоюдного существования: нет правового социального гос-ва без гражданского общества и наоборот.

Наши рекомендации