Признаки структура и функции гос-ва. Правовое гос-во и гражданское общество.
Слово «гос-во» в настоящее время употребляется в двух значениях: как основной элемент полит-ой системы общества и как синоним слова «страна».
Хотя гос-во как общественный институт возникло около пяти тысяч лет назад, специальный термин для его обозначения вошел в употребление лишь с XVI в. Первым в научный оборот его ввел
Н. Макиавелли, который назвал особым образом организованную власть словом stato (от лат. status – состояние, положение).
Русское слово «гос-во» произошло от древнеславянского «господарь» – повелитель, тот, кто господствует.
Сущность гос-ва и определение данного понятия следует рассматривать исходя из признаков гос-ва, его ф-ций и структуры.
Важнейшими атрибутивными, то есть неотъемлемыми признаками гос-ва, являются следующие:
¨ обозначенная границей территория, на которую распространяются полномочия органов власти;
¨ постоянно проживающее на данной территории население;
¨ организованная публичная власть, стоящая над обществом, имеющая право отдавать обязательные для всех без исключения жителей распоряжения и осуществляемая управленцами-профессиона-лами в пределах всей принадлежащей гос-ву территории.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков не позволяет говорить о наличии гос-ва.
Гос-во также обладает рядом черт, принципиально отличающих его от других общественных институтов.
Суверенитет – это обладание высшей и неограниченной властью на данной территории, независимость этой власти от внешних влияний.
Гос-во имеет исключительное право на применение принуждения и насилия в отношении своих граждан.
Лишь гос-во вправе издавать законодательные акты, обязательные для всего населения в пределах его территории, осуществлять взимание налогов и сборов, выпуск денежных знаков.
В полит-ой литературе имеется множество определений гос-ва. И. Кант понимал под гос-вом множество людей, подчиненных единым правовым нормам. М. Вебер определял гос-во как отношение господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие как средство. В. И. Ленин рассматривал гос-во как машину, обеспечивающую господство одних классов над другими.
В современной западной полит-ии гос-во рассматривается как надклассовый институт, регулирующий взаимоотношения
между людьми.
Следовательно, гос-во – это организованная в форме особых институтов, стоящая над обществом власть, обладающая верховенством в рамках определенной территории по отношению к проживающему на ней населению.
Играя большую роль в жизни людей, гос-во выполняет ряд важнейших ф-ций.
Ф-ции гос-ва принято делить на внутренние, осуществляемые в пределах его территории, и внешние, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими гос-вами.
К внутренним ф-циям гос-ва относятся следующие: защита конституционного строя; регулирование социальных отношений и хозяйственной деятельности; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан; защита природной среды; воспитание граждан в соответствии с принятыми в данном обществе идеологическими и моральными нормами.
Внешние ф-ции определяются внутренними, являются их продолжением на международной полит-ой арене.
В перечень внешних ф-ций гос-ва входят следующие: обеспечение территориальной целостности, суверенитета, безопасности, обороноспособности страны; защита интересов гос-ва и его граждан; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; увеличение престижа страны на международной арене.
Для осуществления указанных ф-ций формируется система учреждений, составляющих структуру гос-ва. Большинство современных государств имеют в основном схожую систему органов власти и управления, включающую следующие элементы:
¨ законодательную власть в виде представительных органов гос-венной власти, формируемых посредством всеобщих выборов (парламент), главная задача которых – издание законов;
¨ исполнительную власть в форме исполнительно-распорядитель-ных органов (министерств, ведомств, комитетов), осуществляющих непосредственное управление гос-венными делами;
¨ судебную власть в виде судов, которые осуществляют разрешение конфликтов и споров, правосудия;
¨ органы прокуратуры, которые проводят надзор за точным соблюдением законодательства.
В политологической литературе в структуре гос-ва иногда выделяют органы гос-венного контроля, органы охраны общественного порядка, органы гос-венной безопасности, вооруженные силы. Тем самым подчеркивается их особая роль, силовой характер. Тем не менее, они подчиняются соответствующим министерствам и ведомствам, входящим в систему исполнительной власти, и не являются отдельными ветвями гос-венной власти.
В демократических гос-вах существует и так называемая «четвертая власть» – независимые от гос-ва (негос-венные) средства массовой информации. Эта «власть» может давать населению непредвзятую информацию о деятельности всех ветвей власти, предотвращая тем самым злоупотребление ею.
Относительно необходимости существования гос-ва есть два основных подхода.
Сторонники первого из них (представители классического консерватизма и неоконсерватизма) утверждают, что гос-во крайне необходимо, поскольку без стоящей над обществом власти люди в борьбе за свои корыстные интересы уничтожат друг друга. Поэтому следует всемерно укреплять гос-во, его административную и военную мощь. Сильного боятся как внутренние, так и внешние враги.
Представители второго направления утверждают, что гос-во – это хищник, эксплуататор, «новый Левиафан», пожирающий людей через налоги и запреты, ограничивающий свободу, расправляющийся как с виновными, так и с невинными далеко не законными методами. Его необходимо либо уничтожить, либо существенно ограничить его полномочия и силу.
По мнению анархистов, в мире должно произойти последнее насилие – революция, которая уничтожит гос-во и всякие отношения господства и подчинения, приведет к обществу свободных общин, где не будет никакой власти человека над человеком.
Марксисты признают необходимость сохранения гос-ва в процессе строительства коммунизма. После его достижения, когда уровень сознания народа позволит добиваться соблюдения общих правил и норм без всякого принуждения, гос-во и относящиеся к нему органы насилия станут ненужными, произойдет их отмирание.
Либералы не отрицают надобность гос-ва, но выступают за минимизацию его ф-ций, отводят ему роль «ночного сторожа» прав и имущества собственников, «третейского судьи» в спорах между ними.
Известны варианты жизнеустройства без гос-ва (монастыри, израильские кибуцы, нетрадиционные общины в США и др.), однако они представляют собой несущественные во всемирном историческом масштабе исключения. Как показывает практика, ни одно общество в ближайшем будущем без гос-ва обойтись не сможет.