Политические решения и их роль в общественном развитии.

Принятие политических решений.

Решение - это выбор цели и способа действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности. Альтернативой называют вариант действий, исключающий возможность реализации других вариантов.

Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Институционализация процесса принятия решений предполагает его формализацию, в частности, определение его процедуры.

Процедура принятия решений включает ряд стадий:

1. Возникновение проблемы — прием сигналов, адресованных субъекту принятия решений о требующих удовлетворения социальных потребностях либо об ожидаемом группой способе их удовлетворения.

2. Постановка и выявление проблемы — анализ проблемной ситуации, включающий установление цели, средств и вариантов ее решения. Происходит также сбор информации, выяснение критериев эффективности вариантов решения, определение исполнителей.

3. Формулирование возможных альтернатив.

4. Анализ вариантов решения.

5. Принятие решения в качестве плана действия. Здесь происходит окончательный выбор одного из вариантов решения проблемной ситуации и его юридическое оформление.

6. Реализация политического решения - финальная стадия, показывающая, каковы приоритеты государственной политики, порождаемые ими изменения в обществе. В ходе реализации политического решения нужно учитывать реакции и активность различных слоев общества.

Субъектами политических решений выступают субъекты политики:

- индивиды

- различного рода группы, образуемые в ходе собраний граждан, референдумов, голосований и др.;

- организации в лице индивидов, уполномоченных выступать от их имени и групп.

Объекты политических решений — это объекты и субъекты, находящиеся в поле власти субъекта принятия решения.

Научный подход к принятию политических решений предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании принятия решений.

Методами принятия решений являются компромисс, консенсус, гегемония и др., включая вооруженный конфликт, т.е. силовое решение проблемы.

Формами закрепления принятых решений являются законодательные акты, указы, постановления, договоры, пакты, программы, манифесты и др.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

28Политическая модернизация в РБ:

Беларусь как и Китай, Россия, Бразилия нах-ся в сост вторичной, догоняющей модернизации, которая осу-ся за счет связей с разв странами стоящими на стадии зрелой индустр-ии и пост-ии. Вторичная модернизация отличается неровностью развития различн сфер общ-ва, в ней смеш-ся эл-ты традиционного, индустр и постиндустр общества. В политике это проявл-ся в противоречивом сочетании разнородных полит символов и смыслов, аппелирующих к различным принципам организации полит жизни. Процессы модерн разв-ся в бел общ-ве с сов времен, когда в бел эк-ке было налажено индустр производство. С 1957 по 1979 гг на карте Б появ нов пром города(Солигорск, Жодино, Новолукомль). Минск увеличился втрое по численности населения. Урбанизация изменила соотношение городского и сельского населения. на 2005г доля гор нас сост72%, по сравнению с 21% в 1959г. В 2000г общий обхват населения с базовым образованием составил 95, 4%. В наименьшей степени модернизационные процессы затронули культурные и политические стороны жизни бел общества. Плюрализм мнений, независимые СМИ, соревновательная многопартийность начали появл в Бел только в конце 80-х и все еще продолжают развиваться.В то же время развитие научно-техничного прогресса, отсутствие в Бел собств природн ресурсов требует продолжения модернизации. Сегодня в Бел происходит постиндустриальная модернизация, главной чертой которой явл-ся перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального пр-ва в сф-ру услуг. Для включения широких слоёв общ-ва в процесс перехода Беларуси к постиндустр общ-ву в рамк бел модели развития необходимо:

- создать эффективную систему переквалифицирования экономически активного населения

- повысить долю занятых в негосударственном секторе, сфере кредитования и страхования

- сократить кол-во занятых в С/Х

- решить проблемы, связанные с сокращ раб дня,снижен доли тяжелого физ труда, освобожд женщин от работы в тяж и вредн условиях, а также о ночных смен

Наши рекомендации