Политическое лидерство в современном общественном развитии

Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях - лидерах. Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства и групповому лидерству. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляет отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Таким образом, у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя.

Политический лидер - одновременно является субъектом и объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим незаурядным качествам становится во главе социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями. Политический лидер одновременно и объект политики. Различные эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами, в основе которых постоянно действующий критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Политическое лидерство имеет определенные признаки: 1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее; 2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера; 3) постоянное подтверждение своего права на лидерство. Раскрывая сущность лидерства в политическом процессе, необходимо остановиться на роли политического лидера. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий. Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что "сильный лидер" может решить все проблемы. Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей в решение назревших проблем общественной жизни. В этой связи политическая наука считает необходимым особо выделить следующие черты лидера:

· умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы;

· интересы общества для него должны быть выше личных интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет;

· способность организовать активные действия людей;

· коммуникабельность и ораторские способности;

· высокая политическая культура;

· эрудированность, корректность (вежливость), высокие нравственные качества - честность и порядочность.

· политический лидер должен быть яркой личностью;

Транснациональная политика.

Происходящее во многом под влиянием глобализации становление транснациональной

среды мировой политики получает сегодня различные воплощения. Среди них:

1) закрепление де-факто (отчасти уже и де-юре) в качестве легитимных участников международных отношений негосударственных и надгосударственных акторов со своими специфическими интересами и позициями — от транснациональных корпораций (ТНК), неправительственных организаций (НПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) до общественно-политических и иных движений, некоторых групп интересов, даже отдельных индивидов. Этих нетрадиционных участников международных отношений нередко называют транснациональными акторами (ТНА);

2) формирование и развитие самостоятельной сферы активных транснациональных взаимодействий и взаимосвязей, обладающей собственными закономерностями. По уже крылатому выражению американских политологов Р. Кохейна (в другом написании — Кеохейна или Кохэна) и Дж. Ная, именно в этом состоит суть отличия современного транснационального подхода к международным исследованиям в духе парадигмы мировой политики от прежней государственно-центристской схемы. Подобные взаимодействия и взаимосвязи новых международных акторов осуществляются в экономической, политической, культурной, информационной и иных средах. Они включают в себя, в числе прочего, и сферу «глобального

гражданского общества», т. е. транснациональной деятельности различного рода НПО и МНПО по всему спектру международной правозащитной проблематики, по вопросам содействия демократическим преобразованиям, по экологическим проблемам и др., однако не сводятся к названным областям;

3) становление и большее разнообразие собственно транснациональной повестки дня мировой политики, находящейся «по ту сторону» традиционной проблематики межгосударственных взаимодействий и обладающей глобальным по охвату форматом;

4) появление новых, нетрадиционных каналов и инструментов транснациональных взаимодействий, таких, например, как: новые информационные и коммуникационные технологии; сверхсовременные сетевые каналы взаимоотношений прежде всего НПО и МНПО, но также ТНК и других участников мировой политики; внешние, международные воздействия на внутреннюю политику отдельных государств, в частности, в соответствии с нормативными критериями соблюдения прав человека и демократических свобод (англ. democratic conditionality); выход внутренних регионов государств на международный уровень и пр. Становление сравнительно самостоятельной (прежде всего по отношению к традиционным государственным участникам международных отношений) новой транснациональной среды непосредственно связано, как уже указывалось, с процессам глобализации и проявляется не только в собственно политической сфере, но также и в других взаимодействиях на мировой сцене — финансово-экономических, военных, технологических,

информационных, культурных, ценностно-нормативных и др., -хотя именно политическое измерение транснационализации особенно важно.

Наши рекомендации