Методология и методы политологии
Методологическую основу политологии составляют различные подходы к изучению явлений политической жизни,среди них исторический подход, системный и функциональный подходы, глобальный подход. Глобальный подход– система идей и методов, направленных на изучение политической жизни как единого целого, в котором все процессы и элементы взаимосвязаны друг с другом. Он исследует механизмы взаимодействия различных сторон политической жизни.
Исторический подход– система методов исследования политической жизни, представляющейся как непрерывный исторический процесс. Для него характерно сопоставление политического настоящего с прошлыми политическими событиями, выявление исторических истоков и фактов возникновения и развития политических явлений.
Функциональный подход– анализ политической системы с точки зрения ее взаимодействия с обществом в целом при ее внутреннем сохранении и действии. Он позволяет выявить формы взаимодействия политической системы и общества, установить ее характер, определить условия интегрирования общества на основе политической системы.
Системный подход– изучение политической жизни как единой системы, взаимодействующих политических субъектов – государства, политических организаций и партий, политических лидеров. Он позволяет выявить основные черты политической системы, определить ее место в общественной жизни.
Методы политологииформируются в соответствии с ведущими в политологии подходами. Они призваны осуществлять цели, которые ставятся в соответствии с общей идеей того или иного подхода. Можно выделить два основных типа методов политологии – теоретические и конкретные.
Теоретические методы– способы рассмотрения политических фактов, в основе которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых предметов и о значимых с этой точки зрения факторах. К ним относятся: 1) структурно-функциональный метод– рассмотрение общества как системы, состоящей из частей, выполняющих определенные функции, и характеризующейся устойчивостью. Политическая система состоит из разнообразных политических институтов: государства, политических организаций, политических партий. Структурно-функциональный метод изучает их деятельность и механизмы этой деятельности; 2) сравнительный метод– способ изучения политических явлений, основанный на их сопоставлении, выявлении общего и различий. Он основывается на сопоставлении разных политических систем с целью выявления общего и специфического; 3) исторический метод– способ рассмотрения политической сферы общества с точки зрения ее изменения; 4) интерпретирующий метод– прием, с помощью которого выявляются смыслы, приписываемые членами политической жизни определенным политическим событиям.
Конкретные методы– система приемов, направленных на получение данных или информации, касающейся определенного политического процесса или явления. К ним относятся: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов. Конкретное изучение политических процессов и явлений осуществляется с помощью всех известных методов.
6. Понятие и сущность политики
Политика (от греч. политика – государственные и общественные дела) изначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате «Политика» – дословно «все, что относится к государству»
Политика– область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.
Выделяют основные подходы объяснения политики:
• Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла.
• Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход.
• Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
• Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни.
• Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики:
1) отношения между классами;
2) господство, связанное с завоеванием и использованием власти;
3) управление, упорядочение общественной жизни;
4) система принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.
Во всех этих подходах просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Политику можно рассматривать в следующих основных аспектах:как средство организационного и духовного начала государственного устройства и в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.
Политическая власть
Политическая власть– совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти:тоталитарную авторитарную; демократическую.
Политическая власть делится наполитико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).
В истории существовали три основные разновидности политической власти:анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.
Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли.Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.
Гоббсназывал государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.
Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом.Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.
В толковании М. Веберавласть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.
Таким образом, политическая власть– это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Политическая системапредставляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе, благодаря которой обеспечиваются стабильность общества и определенный общественный порядок на основе использования государственной власти.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, которая включает в себя компонентыразличного профиля;
• институциональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения и т. д.);
• функциональный, складывающийся из совокупности всех тех ролей и функций, которые осуществляются отдельными социально-политическими институтами и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);
• регулятивный, выступающий в качестве совокупности политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи политические принципы, взгляды и т. д.);
• коммуникативный, представляющий собой совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с разработкой и осуществлением политики;
• идеологический, включающий в себя политические идеи, теории, концепции (политическое сознание политическая и правовая культура, политическая специализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную индивидуальную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Существуют подсистемы политической системы общества:
• политические организации, объединения, учреждения;
• политические отношения;
• политические и правовые нормы
• политическая культура и политическое сознание. Основные функции политической системы:
1) интеграционная: выражена в объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;
2) целеполагающая: состоит в установлении целей и задач развития общества;
3) организационная: заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;
4) регулятивная: состоит в легитимации политики обеспечении социального признания политики и власти, обеспечении политического участия граждан
5) контролирующая: политическая система должна контролировать конфликты интересов разных социальных групп, социальную целостность общества. Эта функция выражает способность политической системы снимать постоянную социальную напряженность, преодолевать конфликты. Она может быть осуществима только через контроль над распределением ценностей (материальные и духовные ресурсы, культурные достижения, политические привилегии и т. д.).