Политическая элита. Типология и механизмы отбора

1. Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

2. Характерные черты

• Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

• Высокий социальный статус

• Значительный объем государственной и информационной власти

• Непосредственное участие в осуществлении власти

3. Функции политической элиты:

• изучение и анализ интересов различных социальных групп;

• субординация этих интересов;

• отражение интересов в политических установках;

• выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

• создание механизма воплощения политических замыслов:

• назначение кадрового аппарата органов управления;

• создание и коррекция институтов политической системы;

• выдвижение политических лидеров/

4. Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.

Система гильдий Антрепренерская система
характерные черты:
· закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты); · высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности; · небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель); · тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру) · открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах); · небольшое число формальных требований к претендентам на должности; · широкий к электората, которым могут выступать все избиратели страны; · высокаяконкурентность отбора; первостепенность личностных качеств

Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и властвующая элита» включает в себе различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и др. виды элит.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Итак, политическая элита – это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, вице-президентами, премьер–министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен активный возраст входящих в нее лиц 50-55 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть – крупные собственники.

Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер – министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мєров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих _чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И ЕЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ.

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функции, выполняемых политической элитой, определяется конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным( законным, правомерным) существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью. Однако в реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью очень нередки. Так происходит как минимум в двух случаях. Во – первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во – вторых, возможны отступления от конституции. Например, в конституции СССР провозглашалась, что власть принадлежит советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная.

На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Его содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

• законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);

• мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

• регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

• координирующие (координация центральных и региональных действий);

• контролирующие;

• корректирующие и другие.


Наши рекомендации