Представления о власти и государстве в трудах средневековых теологов (А. Августина, Ф. Аквинского)

На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Хотя и раньше влияние религии на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной. «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» – этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.

Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время.

Средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом перед государством принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетала преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.

В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Августин Аврелий (Блаженный) (354–430), учение которого легло в основу католицизма. Особенно большой вклад он внес в учение о разделение власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии.

Взгляды Августина на политическую жизнь изложены в его главном трактате «О граде Божием». В этом произведении он противопоставляет два государства: «Град Божий» – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, «Граду земному» – созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, за невмешательство в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом «земного града» для него является «христианское государство», где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

История, по мысли Августина, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть – не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим характеризовались как «большая шайка разбойников».

В отличие от древних греков, Августин не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме – верность религии и принципу справедливости.

За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя Блаженный и был причислен к лику святых.

С наибольшей полнотой дух эпохи Средних веков получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225–1274) – философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы политики и государства. Наиболее важными из них для понимания политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира, являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Исходный тезис всего мировоззрения Фомы Аквинского сформулирован им самим: «Философия – служанка богословия». Поэтому не составляет большого труда понять, какие цели стояли в центре его учения. Они были направлены на обоснование в логических категориях закономерности и справедливости современного ему миропорядка как результата божественного творения. Все творчество Фомы – опыт рационального обоснования истинности религиозных догматов.

Фома Аквинский признавал положительную роль государства, поскольку оно выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Хотя и раньше влияние религии на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной. «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» – этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.

Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время.

В Средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом перед государством принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетала преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.

В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Августин Аврелий (Блаженный) (354–430), учение которого легло в основу католицизма. Особенно большой вклад он внес в учение о разделение власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии.

Взгляды Августина на политическую жизнь изложены в его главном трактате «О граде Божием». В этом произведении он противопоставляет два государства: «Град Божий» – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, «Граду земному» – созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, за невмешательство в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом «земного града» для него является «христианское государство», где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

История, по мысли Августина, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть – не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим характеризовались как «большая шайка разбойников».

В отличие от древних греков, Августин не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме – верность религии и принципу справедливости.

За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя Блаженный и был причислен к лику святых.

С наибольшей полнотой дух эпохи Средних веков получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225–1274) – философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы политики и государства. Наиболее важными из них для понимания политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира, являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Исходный тезис всего мировоззрения Фомы Аквинского сформулирован им самим: «Философия – служанка богословия». Поэтому не составляет большого труда понять, какие цели стояли в центре его учения. Они были направлены на обоснование в логических категориях закономерности и справедливости современного ему миропорядка как результата божественного творения. Все творчество Фомы – опыт рационального обоснования истинности религиозных догматов.

Фома Аквинский признавал положительную роль государства, поскольку оно выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным (Божественный разум, правящий Вселенной); естественным (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека); человеческим (позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла) и Божественным (библейские заповеди). Он исходил из посылки, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы. Это вполне отчетливо выражается в нетерпимости Фомы Аквинского ко всякого рода ересям. Он теоретически обосновал необходимость церковной инквизиции, видя в ней средство сохранения чистоты веры.

Как и многие мыслители древности, Фома Аквинский отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных «чистых» форм – монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монарха ограничена законом. За исключением этой приверженности монархии, взгляды Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличались от взглядов Аристотеля.


Наши рекомендации