Тема 5: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья
Исторически первой формой познания политики является еe …
- религиозно-мифологическая трактовка
- философское понимание
- нормативно-юридический подход
- теократическая парадигма
Решение:
Исторически первой формой познания политики является ее религиозно-мифологическая трактовка. Для нее были характерны представления о божественном характере власти и о правителе как земном воплощении божества.
Первыми профессиональными учителями знаний, необходимых для государственной деятельности в античности, стали …
- софисты Протагор, Горгий, Гиппий
- Сократ, Платон, неоплатоники
- Аристотель, перипатетики
- Цицерон, стоики
Решение:
Первыми профессиональными учителями различных знаний, необходимых в первую очередь для государственной деятельности, стали софисты – «платные учителя мудрости». Гегель именует первых софистов (Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и др.) «учителями Греции»: вместо того, чтобы размышлять, как элеаты, о бытии, или, как ионийцы, о природе, они избрали удел профессиональных воспитателей, торгующих своими умениями и своей мудростью.
Цицерон полагал, что наилучшей формой государства является смешанная, соединяющая в себе положительные свойства простых форм правления :
- монархии, аристократии, демократии
- олигархии и демократии
- монархии, аристократии, тимократии
- монархии и аристократии
Решение:
Цицерон полагал, что наилучшей формой государства является смешанная, которая образуется путем равномерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления: царской власти (монархии), власти оптиматов (аристократии) и народной власти (демократии).
Значительное влияние на формирование политической концепции Фомы Аквинского оказало учение …
- Аристотеля
- Платона
- Сократа
- Цицерона
Решение:
Значительное влияние на формирование политической концепции Фомы Аквинского оказало учение Аристотеля. Так, Аквинат рассматривал государство в духе аристотелевской традиции как результат социальной природы человека, как институт, целью которого является «общее благо».
В последнем проекте идеального государства Платон основную ставку делает на …
- законы
- мораль
- права человека
- аристократию духа
Решение:
В последнем проекте идеального государства Платон основную ставку делает на законы. В сочинении, которое так и называется «Законы», он описывает государство, где публичная и частная жизнь человека жестко регламентирована законами, на охране которых стоит правосудие.
Линейно-эсхатологическая концепция истории человечества свойственна …
- христианству
- софистам
- конфуцианству
- даосизму
Решение:
Линейно-эсхатологическая концепция истории человечества свойственна христианству. Эту идею развивал Августин Блаженный (354–430). В отличие от циклических подходов к пониманию истории, он рассматривал исторический процесс как имеющий начало (от Адама) и конец (Страшный суд).
Платон, в отличие от Аристотеля, считал причиной возникновения государства необходимость …
- удовлетворения многообразных потребностей людей
- установления власти сильнейшего
- управления неспособными управлять
- завоевания соседних племен
Решение:
Платон, в отличие от Аристотеля, считал причиной возникновения государства необходимость удовлетворения многообразных потребностей людей. Поскольку люди в одиночку не в состоянии доставить себе необходимое для жизни, они обращаются к другим. Аристотель же полагал, что в основе государства лежит потребность в общении.
В концепции идеального государства Платона, изложенной в диалоге «Государство», предполагалось наличие следующих сословий …
- правители-философы, воины, производители
- правители, чиновники, торговцы
- правители-философы, чиновники, земледельцы
- правители-философы, воины, чиновники, производители
Решение:
В концепции идеального государства Платона, изложенной в диалоге «Государство», предполагалось наличие трех сословий: правители-философы, воины (стражи), составляющие в совокупности высший класс, и «третье сословие», то есть масса производителей. Эти три сословия соответствовали трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) и трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому).
Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит …
- Аристотелю
- Сократу
- Платону
- Фрасимаху
Решение:
Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит Аристотелю. По его мнению, государство существует по природе человека и выступает целью его развития. Государство представляет собой высшую форму общения, где все другие формы достигают «благой жизни» и завершения.