Западная политология 19-20 века. Вебер, Моска, Парето, Михельс.

32. Понятие структура функции политической системы. Подходы: - Структурно-функциональный: ПС – механизм принятия решений (акцент на действие) - Ролевой: ПС – система особых ролей (акцент на субъект) - Коммуникативный: ПС – система отношение (акцент на общение) - Институциональный: ПС – система институтов. Политическая система - систему институтов, теории и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Структура: - институциональная подсистема - нормативная (регулятивная – правила поведения для субъектов политики)

- функциональная (полит. отношения и решения) - идеологическая (политическое сознание и культура) ПС имеет вход и выход, на входе импульсы от общества, на выходе реакция системы, если импульсов много/мало, то система нестабильна. Особенности: - верховенство среди всех других систем - имеет право на насилие - имеет чёткую структуру.

Термин "политическая система" был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы. С точки зрения их политическую систему можно рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт - это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.

В состав политической системы входят:1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества;2. политические партии;3. политические отношения;4. политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы

Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы -политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели. В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, воздействует на неё и способно её изменить.

"Выход" - это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решения, которые передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это есть так называемая "петля обратной связи".

Политическая система на "входе" и на "выходе" выполняет определённые функции.

К функциям на "входе" в политическую систему относятся: - политическая социализация и рекрутирование;- артикуляция интересов;- агрегирование интересов;- политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система выполняет функции:- нормотворчества;- применения правил и норм;- контроля за соблюдением правил и норм.

Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "выхода". Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.

Коротко охарактеризуем эти функции. На "входе" политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация - это процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения. Социализация, в том числе и политическая социализация, формирует определённый тип личности (демократический или авторитарный) и обеспечивает преемственность в развитии политической системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация является важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки - основы самосохранения политической системы. С этой функцией связано и рекрутирование. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе.

Следующей функцией, которую выполняет политическая система на "входе" является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Надо сказать, что артикулирование интересов может быть явным и скрытым функцией политической системы на входе является агрегирование интересов. Это функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Наконец, функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Эта функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации.

На "выходе" политическая система выполняет три главные функции. Коротко охарактеризуем их. Первой функцией является нормотворчество. Она включает в себя процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Третьей функцией на "выходе" является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.

В итоге следует сказать, что "входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде.

33. Типология политической системы. По принципу соединения элементов: - моноцентрические - вертикальные, управляются из единого центра.

(+): Возможность быстрого принятия решения, возможность быстро проконтролировать исполнение решений, отсутствие конфронтации.

(-): Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей, отсутствие политической конкуренции, отрыв от общества.

- Плюралистические Условия: у каждой группы свои представители полит жизни общества, у каждой партии должен быть оппонент, свободная борьба идей и мнений

(+): нет сосредоточение власти в одних руках, менее зависит от личных качеств отдельных людей, децентрализация власти, взаимодействие власти и народа

(-): нарушения целостности общества

По формационному признаку: - Рабовладельческая - Феодальная - Буржуазная - Социалистическая

С т.з. сист. подхода: - Открытые (динамичная структура) - Закрытые (жёсткая структура)

По режиму: - Тоталитарные - Авторитарные - Демократические - Либеральные

Можно выделить: - Командная - Социо-примирительная – Соревновательная

По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Тоталитарные политические системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Для политических систем закрытого характера присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата. Политическим системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции.

Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.

Либерально-демократические системы открытого характера формирует социальная среда рыночного типа.

Для либерально-демократических политических систем характерны:

— в экономической сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений;

— в сфере политических отношении — многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей;

— приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов;

— в сфере общественных отношении преобладают правовые формы поведения людей;

— в сфере государственной жизни широко используются демократические институты.

Для политической системы открытого общества присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носи г конституционный характер. Политическая система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

34. Политика и право. Суверенитет и закон. На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки. Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.

Теория суверенитета формировалась вместе с идеей национального государства. Она первоначально разрабатывалась во Франции на рубеже средних веков и Нового времени в борьбе монархии против папы римского и Священной Римской (германской) империи, а также против феодальной раздробленности. Она была призвана помочь королю утвердить свою единоличную власть в пределах национального государства. Важным этапом в этом процессе явилось царствование Филиппа Красивого, который в своей борьбе против папы Бонифация VIII противопоставил римскому теократизму принцип суверенитета королевской власти, основанного на национальной самостоятельности. Идея национальной государственности одержала блестящую победу над римско-католическим универсализмом в XVII в. в борьбе англиканской церкви Великобритании с папством за свою самостоятельность.

*Приоритет в разработке идеи государственного суверенитета принадлежит публицисту периода религиозных войн Ж. Бодену, который считал, что суверенитет является основополагающим знаком государства. По его мнению, государству принадлежит вся полнота власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит. Государство образуется тогда, когда разрозненные члены сообщества объединяются под единой высшей власть т.е. суверенитетом. Те пертурбации и бедствия, которые пережила Франция того времени, привели Бодена к мысли о необходимости концентрации власти в руках централизованного государства. Политическая и социальная стабильность, утверждал он, требует, чтобы в любом государстве была верховная или суверенная власть, не ограниченная в своей юрисдикции и несменяемая. По Бодену, суверен не обладает неограниченной властью над личностью и собственностью своих подданных. Он подчинен ограничениям, налагаемым естественным законом и обычным правом. Но ни то, ни другое не может быть приведено в действие обществом Юридически суверена нельзя низложить или противодействовать ему. Либо правитель независимого государства обладает абсолютной властью, подчеркивал Боден, либо он подчинен какой-либо другой власти, например сословиям или группам, которые являются в таком случае суверенами.

Развивая эту традицию, Т. Гоббс утверждал, что государство получает свою законность или легитимность, своего рода мандат на преодоление состояния войны всех против всех в результате соглашения между членами догосударственного сообщества людей

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. Проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в ряду человеческих сообществ, союзов, коллективов. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевают, что все другие коллективы - общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. - занимают подчиненное по отношению к нему положение. На данной территории нет власти выше государственной.

35. Мировые политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм и неофашизм. Либерализм

Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит (1723—1790), обосновавшие процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося в недрах феодализма буржуа. Экономически активная, но политически бес­правная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокуп­ность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь ба­зовый набор либеральных ценностей.

Исходным тезисом либеральной, идеологии являет­ся положение о священности и неотчуждаемости ес­тественных прав и свобод личности: (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличи­ем зрелого гражданского общества, правового равенст­ва граждан, политического плюрализма как принципа организаций жизни общества на началах многообра­зия, правового государства с ограниченными возмож­ностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.

Глубокий кризис первой трети XX в. (1929— 1933 гг.) обнаружил известную слабость либерализма в сдерживании процессов нарастания социального не­равенства, что потребовало некоторой модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм транс­формировал ряд его идей. В частности, расширены со­циальные функции государства и границы его вмеша­тельства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, идея жесткого распределения политичес­ких ролей управляющих и управляемых сменилась тезисом о консенсусе всех политических сил как сущ­ности политики. Важнейшими достоинствами полити­ческой системы признаются справедливость, связан­ность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. Следова­тельно, неолиберализм предполагает, что государство должно ограждать личность от злоупотреблений и не­гативных последствий функционирования рыночной системы.

Консерватизм

Исходными ценностями консервативной по­литической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической пара­дигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в ли­берализме. Общество развивается благодаря на­личию в нем естественной жизненной силы, су­ществование которой рационально объяснить не­возможно. Коль скоро логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в ес­тественный ход исторического развития. Прини­мая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естествен­ного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, т. е.

власть принадлежит элите, а свобода трактуется как подчинение власти и лояльность к ней. Кон­серватизм возник не как идеология новых клас­сов, наоборот, он был реакцией на новые условия уходящих с исторической сцены классов, напри­мер аристократии.

Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые слишком далеко ушли от первоначальной идеи.

Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенно ограничены экономические и социальные функ­ции государства, что выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении со­циальных программ.

Во-вторых, введение некоторых новых поло­жений и идей сделало консерватизм идеологией широких слоев «среднего класса» западного об­щества. Исторической заслугой неоконсерватиз­ма стала его способность сформулировать и пред­ложить решение актуальных проблем, вызван­ных экономическим спадом 70-х годов XX в. Требовались структурная перестройка экономи­ки, отвечавшая потребностям нового этапа тех­нологической революции, и создание новой сис­темы стимулов взамен традиционной, ориентиро­ванной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореа­лизации личности. Неоконсерватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями по­стиндустриальной эры (творческий труд, уни­кальность каждой личности, ускоренное разви­тие культуры, образования, активное привлече­ние рабочих к управлению производством).

Социализм — это идеология, которая возникла из-за желания, чтобы оплата за труд производилась именно по труду. В связи с этим была поддержана именно мелкой буржуазией, потому что именно только она жила за счёт своего труда при собственности на свой труд. Действительное получение материальных благ в обществе по труду может возникать только при условии частной собственности каждого члена общества на свой труд и соответственно на результаты своего труда, при общественной собственности на общественные средства производства, - в этом и есть суть социализма.

С другой стороны идеи социализма точно вписались в общественное развитие человеческого общества, а именно человечество в своём развитии продвигалось именно к разделению ответственности между членами общества, так возник капитализм и следующим шагом по разделению ответственности должен стать именно социализм, который в венце своём приходит к обществу социальной справедливости, гармонии общества во всём и именно при социализме.

Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи. Основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.

Отъём частной собственности на общественные средства производства и индивидуальной частной собственности на коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.

Фашизм с момента своего зарождения выражает интересы агрессивных сил общества и характеризуется следующими чертами:

национализм,понимаемый как духовное единение всех частей нации ради некой общей ( "героической" ) цели - применение крайних форм насилия против оппозиции,расизм ( более характерен для нацизма ),широкое использование государственно-монополистических методов регулирования,максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни,социальная демагогия

Исторически, государством наиболее полно реализовывающим принципы фашизма была Италия в период правления Бенито Муссолини. Схожим является и режим Национал-Легионерского государства) Ещё одним примером реализации фашизма является Германия в период правления Адольфа Гитлера ( нацизм или национал-социализм )

В наиболее упрощенном виде фашизм можно описать как сочетание элементов национализма,синдикализма ( корпоратизма ) и этатизма, при этом,в своей политической программе фашистские организации могут обращаться к идее построения социального государства.

Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны.

Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

Отличительные черты- Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами.

Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа, фасции и др.) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.). Используя модифицированные (применительно к складывающейся политической обстановке) методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения (в первую очередь мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т. д.), выбитую из привычных условий жизни в результате обострения противоречий современного капиталистического общества.

36. Политические системы современной России.

Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах. Есть две основные, сущностные характеристики современной российской политической системы. Во-первых, это система личной власти «безальтернативных» президентов, при которой не может быть передачи власти от правящего президента к сопернику-оппозиционеру, президент имеет возможность сохранять власть столько, сколько он сам хочет, и передавать ее по наследству избранному им преемнику; во-вторых, эта личная власть осуществляется не открыто, как в неконституционных или квазиконституционных монархиях или военных диктатурах, а имитацией правовых демократических механизмов.

Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного пе риода. Все основные моменты этой системы – rocyдарственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества – еще не сформировались. И пока неясно, каков будет характер, формы всех элементов. Также неясно, какими будут взаимоотношения новой политиче ской системы с обществом.

В настоящий момент как по характеру, так и по форме ситуация развивается в пользу либерально-демократической политической системы. Однако в ближайшем будущем ее развитие вполне может приобрести другой характер – социал-демократический.Если говорить об административном устройстве, то Россия может сформироваться либо как подлинная федерация, либо как конфедерация.

Если говорить о партийной системе, то, скорее всего, в России сложится многопартийная система, а не двухпартийная, к чему были направлены усилия властей в прошлые годы.

2 Политической системе современной России присущи некоторые особенности В институцио нальной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнитель ных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти.

Другая особенность – низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Все это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на: существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

37. Политическое сознание. Политическое сознание определяется как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений [91]. То есть политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. Преломляясь через сознание людей, политические отношения находят свое обоснование и выражение в определенных социально-политических теориях. Внедренное через систему пропагандистских организаций и институтов, политическое сознание активно воздействует на общественное развитие. В качестве непосредственных побудительных мотивов действий индивидов выступают политические идеи и убеждения.

Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:

- оно непосредственно связано с социально-классовыми отношениями;

- оно воздействует через политические отношения на деятельность всех общественных организаций;

- оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание. В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д.[92].

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

Выделяют три уровня политического сознания:

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.

2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.

Таким образом, в структуре политического сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.

38. Международная политика и международные отношения. Содержание этих понятий не остается неизменным, поскольку постоянно меняется ситуация в мире. В самом деле, если в начале XX в. в мире насчитывалось всего 52 независимых государства, то к середине столетия их уже было 82, а сегодня число их превышает 200. Все эти государства и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах человеческой жизни.

Прежде в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и структур, сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций; международные правительственные и неправительственные организации; а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собою систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер. Однако в связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика».

Международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности,

охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, международная политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Международные отношения — это совокупность экономи­ческих, политических,правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

полицентризма и полииерархии. Поэто­му в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем. Раз­личные силы: государственные, военные, экономические, полити­ческие, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудни­чества.

39. Функция и типология политических элит. В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.

Способ отбора - Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств че

Наши рекомендации