Политическая система общества и политические режимы
Цель лекции: интерпретировать понятие «политическая система» и рассмотреть его основные структурно-функциональные аспекты.
Вопросы:
1. Понятие и сущность политической системы, ее модели.
2. Структура и функции политической системы
3. Классификация политических систем
4. Политический режим как функциональный аспект политической системы.
Система – совокупность элементов и связей между ними.
Системный подход в науке получил распространение в 40 годы 20 века. Людвиг фон Берталанфи – основоположник общей теории систем. Значительное влияние на развитие теории систем оказала кибернетика (наука об управлении информацией). Винер – основоположник кибернетики. Первую модель социальной системы представил американский социолог Парсонс.
Термин «политическая система» стал широко использоваться в политологических исследованиях в послевоенный период. Модель политической системы впервые разработал Дэвид Истон в 50 годы 20 века. «Политическая система» (1953), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Анализ политической структуры» (1990). Системные идеи развивали: Алмонд и Дойч.
В современной политической науке политическая система изучается исходя из двух подходов:
1. Институциональный. Политическая система как совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Основной акцент делается на изучении институтов: государство, политические партии, движения, объединения. Был характерен для советской социальной науки и сегодня доминирует в правовых науках. Однако данный подход не позволяет исследовать не институциональные формы политического взаимодействия личностей и малых социальных групп.
2. Системный. Политическая система как система социальных взаимодействий, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения. Рассматривает политическую систему как самостоятельную подсистему социальной системы. Акцентирует внимание не на анализе институтов, а на специфике взаимоотношений между политической системой и обществом, отдельными элементами политической системы. Системный подход значительно более широкий, нежели институциональный.
Модели политической системы:
1. Культурологическая концепция Т. Парсонса
2. Системная концепция «вход-выход» Истона
3. Структурно-фукнциональная концепция Алмонда
4. Информационно-кибернетическая концепция Дойча.
Источник: Решетников С. В. «Системный подход как методология анализа публичной политики»; Н. А. Антанович – Минск: ИСПИ, 2002. – 108с. (с.48)
Требования, вход, поддержка –> политическая система –> решения, выход, действия. «Петля обратной связи». Окружение (среда) политической системы.
Истон определяет политическую систему как совокупность взаимодействия, посредством которых ценности авторитарным образом привносятся в общество и в нем распределяются. Он рассматривает политическую систему как «черный ящик», то есть оставляет без внимания то, что происходит у системы внутри. С помощью системного анализа Истон исследует взаимодействие политической системы со средой или ее окружением, объясняет, как политическая система справляется с общественными проблемами, конфликтами, обеспечивает динамизм (с одной стороны) и стабильность (с другой). В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и открыта, имеет свои границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на ее пределы, - «вход» и «выход».
Вход – практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на политическую систему и способно изменить ее. На вход в политическую системы из среды (окружения) подаются различные импульсы: во-первых, требования как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости/несправедливости решений власти, связанных с распределением общественных благ и использованием ресурсов. Во-вторых, поддержка как выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Поддержка может быть открытой, скрытой, эмоциональной и инструментальной. Три уровня поддержки:
1. Поддержка всего политического сообщества
2. Поддержка режима
3. Поддержка органов власти
Без поддержки политические системы подвержены кризису и разрушению.
Выход. Результат функционирования политической системы, ответная реакция на взаимодействие системы со средой, преобразованная самой политической системой и ее институтами в политические решения и действия. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. Решения и действия оказывают влияние на окружающую среду, как результат возникают новые требования. Вход и выход системы взаимодействуют постоянно через окружающую среду. Этот цикл называется петлей обратной связи.
Структура политической системы:
1. Институциональная подсистема – совокупность институтов.
2. Нормативно-регулятивная подсистема – совокупность норм, регулирующих политические отношения. Сюда входят правовые нормы, нормы политической этики, традиции, обычаи и нормы морали.
3. Функциональная подсистема. Характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, методы и средства воздействия на общественную жизнь. Выражается в политическом процессе и политическом режиме.
4. Коммуникативная подсистема включает все формы и принципы коммуникативного взаимодействия внутри и вне политической системы: как официальные, так и неформальные.
5. Политико-культурная (или политико-идеологическая) подсистема: знания, ценности, политические идеи, убеждения, стандарты политического поведения, менталитет.
Функции политической системы с точки зрения институционального подхода:
1. Определение социально-значимых целей развития общества
2. Мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей
3. Управление политическими процессами
4. Контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение.
Алмонд «Политика развивающихся регионов» (1968)
Функции системы в целом:
1. Политическое рекрутирование
2. Политическая социализация
3. Политическая коммуникация
1-3 – действуют как на входе, так и на выходе политической системы.
Функции процесса:
1. На входе – артикуляция интересов и агрегирование интересов
2. На выходе – определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений.
1-2 связывают вход и выход.
Функции политического курса или функции конкретной политики: экстрактивная, дистрибутивная, регулятивная, реагирующая, символическая.
Классификация политических систем:
Классификационный критерий | Типы политических систем |
По доминирующему типу политической культуры (Алмонд) | Англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная (СССР) политические системы |
По допустимой в обществе политической оппозиции и по степени политического участия граждан (Даль) | Закрытая гегемония, включающая гегемония, конкурирующая олигархия, полиархия. |
По характеру взаимодействия с внешней средой | Открытые и закрытые |
По типу легитимного господства | Традиционные, харизматические, рационально-легальные |
По типам политических режимов | Тоталитарные, авторитарные, демократические |
По территориально-пространственному критерию | Островные и континентальные |
По историческому типу общества | Рабовладельческие, феодальные, буржуазные |
По цивилизационному критерию | Политическая система в рамках западной цивилизации, политическая система в рамках православно-славянской цивилизации, политическая система в рамках конфуцианской цивилизации |
По уровню социально-экономического развития общества | Традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. |
Политический режим – совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов:
1. Демократический
2. Авторитарный
3. Тоталитарный
Смешанные политические режимы: авторитарно-демократический и тоталитарно-авторитарный.
Политический режим определяется формой государства, характером законодательства, фактическими полномочиями государственных органов, соотношением политической системы с историческими традициями страны и международной обстановкой. Характеристика политических режимов – приложение 3.
Лекция 6