Семинар «Политическая система современного общества и политические режимы современности»

(форма обучения очная)

1. Политическая система: понятие, структура, механизм функционирования.

1.1. Типология политических систем.

1.2. Российская политическая система.

2. Политические режимы как способы функционирования и система методов осуществления государственной власти.

2.1. Типология политических режимов.

2.2. Динамика политических режимов: изменение направленности и методов осуществления власти.

Темы сообщений:

1. Системный анализ и его роль в становлении теории политической системы. Модель политической системы Д. Истона.

2. Классификация политических систем. Вклад Г. Алмонда, Т. Парсонса, С. Липсета в теорию типологии политических систем.

3. Современные политические системы: сущность и особенности.

4. Демократические и недемократические системы, их генезис и особенности.

5. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.

6. Отличительные черты авторитаризма. Конструктивные возможности авторитарных политических режимов.

7. Элитарная демократия и корпоративизм.

8. Основные черты и разновидности тоталитарных режимов.

9. Сравнительный анализ политических режимов.

10. Политический режим и модернизация общества.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите причины, обусловившие создание теории политической системы.

2. Сравните подходы к пониманию политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.

3. Раскройте механизм функционирования политической системы общества.

4. Выделите основные критерии эффективности политической системы. Проанализируйте выбор на примере российской политической системы.

5. Определите соотношение понятий «политическая система» и «политический режим».

6. Рассмотрите типологию политических режимов и укажите ее основания.

7. Дайте сравнительную характеристику тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

8. Сравните современные теории демократии и определите их плюсы и минусы.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару

Анализируя причины возникновения теории политической системы, выделите гносеологические и социальные условия данного процесса.

Выполняя второе задание, используйте соответствующие схемы и постарайтесь определить в них общее и различное.

При выполнении третьего задания обратите внимание на разграничение функций «входа» и «выхода».

Рассматривая основные критерии эффективности политической системы, проанализируйте способности российской политической системы:

а) мобилизовать ресурсы;

б) контролировать поведение индивидов и групп;

в) распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы;

г) сохранять и воспроизводить ценности;

д) обеспечивать политическую стабильность;

Выполняя пятое задание, аргументируйте тезис о том, что функционирующая политическая система создает в обществе определенный политический режим.

При выполнении шестого задания укажите критерии, используемые для определения политического режима в конкретной стране.

Сравнивая демократический и недемократические режимы, объясните, чем обусловлено утверждение того или иного режима в конкретной стране. Ответ проиллюстрируйте историческими примерами.

Рассматривая современные теории демократии (элитистской, плюралистической, партиципаторной и др.), выделите в них общие и отличительные черты, сведя их в таблицу. Оцените возможность применения этих теорий при анализе политического режима современной России.

Семинар по теме «Политическая система современного общества и политические режимы современности» проводится с целью изучение системного подхода к политике, анализа моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда, определения структуры и функций политической системы. Важной задачей занятия является также изучение основных типов политических режимов, выявление характеристик сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов.

Особое внимание необходимо обратить на изучение таких понятий как: политическая система, окружающая среда, коммуникация, «вход» в систему и «выход» из нее, требование и поддержка, типы политических систем, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

При подготовке к семинару следует использовать литературу, рекомендованную к данной теме. Особое внимание обратить на изучение указанных в рекомендациях первоисточников.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова история системного анализа в естественных и общественных науках и как он применяется в политологии?

2. В чем заключается роль Т.Парсонса, Д.Истона и Г.Алмонда в создании теории политической системы общества?

3. Каково соотношение понятий «политика», «политическая жизнь», «поли­тическая сфера» и «политическая система»?

4. Как соотносятся понятия «политическая система» и «полити­ческая организация»? Что принято понимать под политической орга­низацией?

5. Что представляют собой основные функции политической системы?

6. От чего зависит формирование той или иной политической системы в разные исторические эпохи и в разных странах? Какие факторы определили специфику политической системы России? В чем она заключается? Что повлияло на характеристики уста­новившейся в нашей стране с 1991 года политической системы?

7. От чего зависит стабильность политической системы? Какие типы политических систем являются более жизнеспособными и почему?

8. Какую сторону деятельности государства и политической сис­темы выражает понятие «политический режим»?

9. Что лежит в основе классификации политических режимов?

10. Какие исторические и политические условия приводят обще­ство к тоталитаризму? Каковы его главные черты?

11. Какие социальные слои общества и почему становятся опорой тоталитарных режимов?

12. Почему многие тоталитарные политические системы смогли просуществовать сравнительно долго и пользовались массовой под­держкой?

13. Объясните, в чем разница между тоталитарным и авторитар­ным режимами: общее и особенное.

14. Чем отличается «новый авторитаризм» от классических воен­ных режимов?

15. Каковы основные принципы демократического политического режима?

16. Существует точка зрения, что народ далеко не всегда бывает «подготовлен» к демократии и что в этих условиях целесообразнее на определенный период иметь «просвещенный авторитаризм», кото­рый подведет массы к ней. Как Вы относитесь к таким взглядам? Каковы возможные позитивные и негативные последствия подобного развития событий?

17. Имеются ли отрицательные стороны у такой формы соци­альной организации, как демократия? В чем они состоят и можно ли их преодолеть?

Наши рекомендации