Цели и функции политической культуры.
Воплощая целостно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более институционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;
- адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могутвоспроизводитьсятрадиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способнапорождать новые,нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих,комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
61. Типология политической культуры.
В современной политологии общепринятой схемой классификации политических культур является концепция, сформулированная Г. Алмондом и С. Вербой («Гражданская культура» 1963 г.), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они выделили три «чистых» типа культуры:
· патриархальная – характеризуется отсутствием у людей интереса к политическим институтам, к центральной власти, интересы людей не выходят за рамки их местной общины. Такая культура характерна для народов, находящихся на стадии племенного строя;
· подданническая– отличается сильной ориентацией на деятельность власти, на политическую систему, но слабым участием в политической жизни;
· активистский– характеризуется заинтересованностью граждан в политическом участии и проявлением ими политической активности.
По мнению Э. Баталова можно выделить рыночную политическую культуру (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельности граждан) и этатистскую (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида).
Существуют также и другие типологии политических культур, наиболее интересной из которых является разделение на западную и восточную.
62. Понятие общей политической культуры и субкультуры.
Классическое определение политической культуры дали Г. Алмонд и Г. Пауэлл: политическая культура – совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение.
Политическая субкультура представляет собой совокупность политических ориентаций, которые отличаются от господствующих, доминирующих в обществе (молодежная субкультура).
63. Особенности современной российской политической культуры.
Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского (или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т.д., и социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство). Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.
На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.
До 1980-х годов во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особенности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.
Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.
Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:
первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях;
второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры;
третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.
Традиционное и индустриальное общества дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический.
Для тоталитарного типа советского периода характерны: унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела как у политической элиты, так и у рядовых граждан. Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Она включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то или кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом.
Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».
В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.
В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.
Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:
1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;
2) связанный с языковыми и этническими особенностями;
3) социально-экономическая субкультура, связанная с различиями в стиле жизни наряду со спецификой интересов;
4) религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.
Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.
Особенностями политической культуры современного российского общества являются:
1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;
2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;
3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;
4) слабость политических партий и движений;
5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;
6) неприятие западных традиций.
Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегодня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры.
64. Понятие и роль политической психологии в политическом процессе.
Политическая психология – это практическое осознание субъектовластных отношений.
Политическая психология – это совокупность духовных образований и установок, которые формируются у человека и способствуют выработке мотивов его политического поведения.
В научный оборот понятие «политическая психология» было введено Г. Лассуэлом в 30-х гг. XX в.
Политическая психология включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни, так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни. Поэтому она одновременно выступает:
как внутренний механизм, который органически вплетен в политическое поведение человека;
как группа специфических явлений, оказывающих самостоятельное воздействие на выработку мотивов и политическое поведение человека.
Объектом политической психологии можно считать рефлекторные и рефлексивные механизмы формирования политических представлений у массовых, групповых, индивидуальных субъектов власти.
Политическая психология включает 2 составляющие части:
Устойчивая часть – здравый смысл, психологический склад этноса, нравы.
Подвижная, динамичная часть – переживания, эмоции, чувства, ожидания.
Преобладание устойчивых чувств уменьшает потребность человека в политической информации и снижает потенциал его политического участия. Если преобладает динамичная часть, то политическая активность возрастает.
Компонентами реализации политической психологии являются: политические идеалы, политические принципы, политически нормы. Также влияние оказывает степень эмоционального восприятия политического события.
Существуют следующие подходы к политической психологии:
Первое направление – внеценностное – подразумевает внеценностное отношение к человеку как субъекту политики. Акцентируется внимание на изучении биологически приобретенной индивидом информации. При таком подходе главными становятся физиологические потребности; человек рассматривается как часть толпы.
Второе направление – персоналистское – изучает индивидуальные, личностные характеристики и мотивации человека в политике.
Третье направление – психоанализ – рассматривает политическое поведение человека как действие, обусловленное подсознательно накопленными скрыто политизированными чувствами.
65. Феномен толпы.
Еще одна особенность политической психологии состоит в ее способности к формированию специфического политического субъекта - толпы. Французский социолог Г.Тард (1843-1904) называл толпу самой “старинной” социальной группой после семьи. Суть этого объединения состоит не столько в его социальных характеристиках (отсутствие устойчивой внутренней структуры и пр.), сколько в его психологических механизмах: группу людей превращает в толпу объединяющая их психическая связь, какой-то резко переживаемый людьми эмоциональный фактор, вызывающий массовое состояние гнева, радости, агрессии и т.д. При этом внутреннее единство толпы постоянно укрепляется за счет многократного взаимного усиления коллективных чувств и эмоций. Известный русский психиатр и психолог В.М.Бехтерев подчеркивал, что взаимовнушение и самовозбуждение людей гораздо в большей степени движет поведением толпы, нежели какие-либо провозглашаемые ею идеи.
Постоянно поддерживаемый наплыв эмоций, как правило, обуславливает односторонность мышления и действий толпы. Люди в толпе не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя единый волевой настрой. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это ярость. В то же время тот или иной фактор (внезапное событие, выступление яркого оратора на митинге) способен изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями, вновь придающими ей горячность и импульсивность.
Для индивидов пусть кратковременное, но мощное доминирование коллективных чувств и настроений приводит к потере ими критичности политических воззрений и утрате контроля за своими поступками. Лишь в толпе индивид приобретает сознание непреодолимой силы, которая позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. Все перечисленные психологические свойства толпы делают ее удобным орудием манипулирования людьми, использования их организаторами массовых уличных акций в своих политических целях.
66. Политические настроения.
В противоположность устойчивым элементам у политической психологии есть и более динамичные элементы, одним из которых являются политические настроения. По сути, это тот эмоционально-оценочный показатель вовлеченности населения в политику, который демонстрирует уровень его адаптированности к существующему режиму и господствующим ценностям.
Выражая определенное эмоционально-психологическое состояние людей, настроения могут порождать самые разнообразные, в том числе противоположные по направленности политические движения, усиливать спонтанность и импульсивность действий, изменять психологическую сплоченность групп и населения в целом.
Наряду с негативными, настроения могут обладать и нейтральными (например, состояние апатии, свидетельствующей о снижении притязаний к власти) и положительными значениями (люди могут испытывать энтузиазм в результате призывов властей, предвкушение своей близкой победы на выборах, героизировать свои чувства, сопротивляясь врагу, и т.д.).
Понимая важность настроений, политические режимы пытаются не только прогнозировать их динамику, но и управлять ими. Инициирование нужных властям настроений чаще всего осуществляется при помощи сложных манипуляций, специфического информирования и дезинформации населения. Особенно ярко стремление использовать настроения в своих политических целях наблюдается во время выборов, когда обещания партий и лидеров нередко переходят все рамки реально возможного.
67. Сущность и типы политического поведения.
Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов.
Специфика политического поведения определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.
В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:
- лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;
- активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;
- последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;
- лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.
68.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова .
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
- стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений;
- усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров;
- охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики;
- отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
69.
хзхзхз
70.
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной. В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития.
По модулю полярности можно выделить три класса систем международных отношений. Однополярная, двухполярная и многополярная.
В однополярной системе доминирует один центр силы, один полюс. Не часто это бывает. Вспомним Древний Рим. Дальше – большая пауза. И начало XXI века – Соединенные Штаты Америки. Однополюсный мир вполне удобен. Нападение на этот самый «полюс» исключено почти по определению. Порядок, дисциплина, равновесие на политической поверхности часто скрывают разброд и недовольство под этой поверхностью. Двухполюсный мир еще тревожнее. Ведь речь идет не просто о двух государствах, а о двух противостоящих идеологиях, двух антагонистических социальных системах. Мирное сосуществование СССР и США теоретически не исключало истребительную войну между ними. Двухполюсный мир характеризуется жесткой блоковой дисциплиной, дисциплиной интересов и идеологий. Главная опасность соперничества двух центров силы – постоянная гонка вооружений. Что касается многополярного мира, то мировое сообщество, опирающееся на взаимодействие, равновесие нескольких центров силы, несравненно сложнее, потенциально опаснее, чем мир, держащий равновесие на один или два центра. Не случайно обе мировые войны возникли как следствие нарушения, срыва именно многомерного баланса, который был призван удерживать великие державы тех лет от резких движений [2, с. 75-176]. Но существует и другая точка зрения на многополюсный мир - он является и исходной гранью, и основной нормой состояния международных отношений, так как он отвечает формационным и общецивилизационным процессам современности, интересам всего мирового сообщества [20, С. 31].
71.
Глобальные проблемы современности
(от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации. Отличительная черта современной цивилизации - нарастание глобальных угроз и проблем. Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений, неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п. Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их объективной "иерархии", т.е. о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, она диктует определенную последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.
Специалисты выстраивают глобальные проблемы в следующем порядке:
Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение;
Охрана окружающей среды;
Демографическая проблема человечества;
Проблемы обеспечения сырьем и энергией;
Использование ресурсов Мирового Океана;
Освоение космического пространства;
Устранение голода и болезней;
Преодоление отсталости.
Геополитическое положение современной России
Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР - России.
Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:
военном (военностратегическом);
геоэкономическом.
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержав