Функции политической культуры.

Создаваемая многими поколениями, политическая культура, так же как и политические институты оказывает регулирующее воздействие на политическую жизнь общества, тем самым задавая смысловые границы, действиям людей, ориентируя их на ценности и идеалы, влияя на их выбор рациональных целей. Если перейти к рассмотрению функций политической культуры, их характер становится более понятным.

Всего мы можем выделить четыре основные функции политической культуры:

- ценностно - ориентационная;

-нормативно - регулятивная;

- функция интеграции;

- инновационная функция.

Первой функцией является ценностно – ориентационная. Смысл этой функции заключается в том, что политическая культура способствует формированию в обществе устойчивого восприятия политического мира и его оценки индивидами. Эта функция задаёт смысловые ограничения, которые позволяют людям, живущим в рассматриваемом обществе, познавать и объяснять политическую реальность. Каждый человек из созданной до него культуры таким образом усваивает ценности и знания, суждения и стереотипы восприятия, которые впоследствии определяют его образ мысли , а так же личную систему оценок окружающей его действительности.

Устойчивый метод восприятия и оценки людьми окружающего мира на основе усвоенной ранее системы ценностей называется – менталитетом. Понятие «менталитет» или «ментальности» было введено в научный мир антропологами, которые изучали примитивные общества, обратив внимание на то, что люди, выросшие в разных культурах, по разному воспринимают и оценивают окружающий мир, а также происходящие в нём события. Так была введена закономерность опосредующего воздействия господствующих в обществе представлений и ценностей на индивидуальное отношение человека к окружающей среде. В сложных обществах, таких, где существуют разнообразные системы ценностей, групповые субкультуры, единство типов мышления, восприятия и оценок, являющихся характерными для примитивных социумов, нарушается, но приверженность некоторым глубинным пластам общенациональной культуры сохраняется.

Политическая культура формирует свой сегмент менталитета народа.

Такой сегмент может проявиться в устойчивости нигилистического отношения к закону, если в истории страны доминировали беззаконие и права сильного в непонимании преимуществ демократии, если все предшествующие поколения росли в условиях авторитаризма и т.д.

Менталитет проявляется в устойчивой форме, укоренившейся в массах.

Таким образом, культура, в которой воспитывался человек, и политическая культура в частности задают направленность его мышлению, восприятию и оценке окружающей действительности, а так же способствуют формированию определённых ценностных ориентаций, которые влияют на его отношение к происходящим вокруг событиям и на собственную деятельность.

Второй функцией политической культуры является нормативно - регулятивная. В политической культуре формируются устойчивые ценностные образы поведения человека в политической сфере. Усваивая такие образы поведения в процессе социализации, человек воспроизводит их в своих действиях, он следует предписаниям своей культуры, которая «перемещается »во внутрь личности и подсказывает ему, как себя вести в данной ситуации. Если индивид совершил ошибку или намеренно нарушил установленные в обществе правила взаимодействия, то следует реакция других участников взаимодействия, которые своими замечаниями побуждают человека к тому типу поведения, который приемлем данной культурой. Постоянное регулирующее воздействие норм культуры, осуществляется с помощью двух механизмов внутреннего регулирования, когда мы испытываем неловкость или стыд, чувство вины и муки совести, если человек нарушает принятые нормы общения, когда окружающие нас люди делают нам замечания или осуждают за наши поступки.

Человек, выросший в рамках определённой культуры, не ощущает внешнего регулирующего воздействия культуры, потому что она очень органично входит в его внутренний мир. Смысл данной функции постигается путём соприкосновения с другой культурой. В таком случае он оказывается лишенным привычного для него мира и начинает испытывать трудности по любому поводу. Такое состояние человека называется «культурный шок».

Политический культурный шок может возникнуть не только в результате соприкосновения с обществом, в котором сложился иной, не похожий тип политических властных отношений, но и при резкой смене политической системы и легитимирующих её ценностей. Человек, привыкший к определённому восприятию политических отношений, оказывается не в состоянии понять поведение новых политических лидеров, которые ориентируются на новые для него политические ценности и нормы.

Третья функция политической культуры – функция интеграции.

Культура формирует представления человека о самом себе, а политическая культура – представления об особенностях его политической жизни. С помощью культуры человек осознает непохожесть своего общества на другие общества, что формирует чувство идентичности в его сознании.

Человек начинает воспринимать все, сто относится к его народу, таким образом, ощущая себя его частью.

Четвертая функция политической культуры – инновационная. У культуры есть способность удерживать ранее сложившиеся образцы поведения и ценности, однако в культуре рассмотрены не только представления народа о своем прошлом, но и взгляды на будущее, которые выражаются в идеалах, сформулированных задачах и целях. В политической культуре складываются представления о возможных типах политической системы, которые в последствии люди пытаются реализовать в своей практической деятельности.

Политическое лидерство

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Характеристики политического лидерства:

1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);

4) необходимый уровень политической культуры;

5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);

9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;

10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.

7.Право. Правовые отношения.

Наши рекомендации