Общественные организации и движения. их роль в политике.
Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус.
«Организацией» называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое .
«Социальная организация» определяется и как «тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей, характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом». Все эти определения соотносятся с устойчивыми и масштабными структурами, социальными институтами. Объектом нашего рассмотрения являются общественные организации и движения как добровольные объединения людей на основе общих интересов и целей.
«Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий.
Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер
В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями
Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.
В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений.
У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока.
Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. Хотя, в отношении функционеров имеется и такое правило. Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует.
В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью.
Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы.
Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип – это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения.
К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно–политические движения.
Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы:
1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги; 2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения; 3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…» .
Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
Возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных организаций символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества еще далеко не реализован - возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.
36) ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РБ. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь продолжается сложный процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого социально-экономического и политическогокризиса конца 80-х – начала 90-х годов. Первая полови-на 90-х годов характеризовалась достаточно быстрым рос-том количества партий различных политических ориентаций. Их число достигало 43. Образование партий в этотпериод шло на фоне недоверия значительной части граждан к традиционным политическим институтам – КПБ,
Советам и свойственного их сознанию такого явления, как департизация. Отсутствие прочной социальной базы у подавляющего большинства партий приводило к их малочисленности, низкому авторитету среди населения, слабому влиянию на общественно-политические процессы. Умозрительность и идеологическая расплывчатость партийных программ, их слабая связь с острыми проблемами социальной действительности отталкивали даже ту часть граждан, которая видела потребность в демократизации общественной жизни и политическом плюрализме. И сегодня большинство населения республики никак не идентифицирует себя с политическими партиями.
Функционирующие в республике как официально зарегистрированные 18 политических партий отвечают нормативному требованию, которое устанавливает, что учредителе (членов) от большинства областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Кроме них, действуют и такие, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции.
Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее проявившихся черт выделим:
– отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми (фермеры, предприниматели);
– ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что приводит к претензии на представительство всех слоев населения;
– включенность в партийную деятельность на уровне членства главным образом представителей старшего и среднего поколений;
– возникновение партий как верхушечных образований;
– формирование и поддержание жизнеспособности за
счет наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот;
– закамуфлированный узконаправленный смысл существования в виде «помоста» для последующего скачка руководителей партии во власть;
– медленное освоение правил «политической игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента;
– схожесть с корпоративными структурами;
– неспособность существенно повлиять на «автономию» избирателей во время выборов;
– слабое представительство в регионах.
Перспективы существующих и могущих возникнуть политических партий будут зависеть от того, насколько гибко и точно они будут реагировать на социальную дифференциацию белорусского общества, происходящую в нем трансформацию ценностей, генерируя интересы все большей части граждан и отражая остроту подлинных, а не мнимых общенациональных проблем.
Существующим политическим партиям РБ свойственны некоторые общие черты:
Отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми социальными слоями.
Включённость в партийную деятельность на уровне членства , главным образом представительна старшего и среднего поколения
Возникновение партий как верхушечных образований
Формирование и поддержка жизнеспособности за счёт наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот
Медленное освоение правил политической игры, ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента
Схожесть с корпоративными структурами
Узконапрвленный смысл существования в виде трамплина для последующего скачка, руководителя партии во власти
Неспособность чувствительно повлиять на избирателей во время выборов
Слабое представительство в регионах
Перспективы существующих и возникших партий будут зависеть от того на сколько гипко и точно будут реагировать на социальную дифференциацию белорусские общества, происходящую в нём трансформацию ценностей, генерируя интересы всё большей части граждан и отражая подлинные общенациональные интересы.
Вообще действуют 18 партий, на сегодняшний день действуют16 (например женская исчезла и проблемы в коммунистической партии).
В Гродно функционирует 10 партий, 124 организованных структуры, 117 общественных объединений, 17 союзов, 16 франтов (4 международных и 3 республиканских).
Закон о политических партиях был введён в 1994 году, а новая редакция – в 2005 году.