Поведение отклоняющееся — тип поведения, противоре чащий принятым в данном обществе социальным нормам, цен ностям и ожидаемым образцам поведения.
Как правило, под отклоняющимся поведением подразуме вают:
· правонарушения;
· уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное по ведение.
Совершению правонарушений нередко предшествует амо ральное поведение человека, т. е. такое поведение, которое на рушает те или иные нравственные нормы данного общества. При мером аморального поведения может быть пьянство, стяжатель ство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Входя в привычку, такое поведение зачастую приводит и к совершению правонарушений.
Преступное поведение отдельного человека объясняется со четанием результатов неправильного развития личности и не благоприятной ситуации, в которой оказался человек. К резуль татам неправильного развития могут быть отнесены дефекты пра вового и нравственного сознания, содержания потребностей лич ности, особенности характера, эмоциональной, волевой сферы личности и др.
Первые проявления отклоняющегося поведения нередко на блюдаются в подростковом возрасте. Они могут объясняться не достаточным интеллектуальным и волевым развитием, отрица тельным влиянием ближайшего окружения (семьи или прияте лей).
Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действи тельности, против кажущейся несправедливости. Вместе с тем следует понимать, что отклоняющееся поведение подростков в значительной степени определяется недостатками воспитания. Они могут привести к образованию устойчивых личностных пси хических свойств, способствующих совершению аморальных и противоправных поступков.
Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы ста тусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Глав ный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.).
Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлеж ности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый —это статус, приобретаемый индивидом благодаря его собствен ным усилиям и требующий от него определенных индивидуаль ных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д.
Социальный статус хотя и связан с оценкой положения ин дивида или социальной группы («ниже», «выше», по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или гла варь мафии, зависит от господствующей в данном обществе сис темы ценностей, от культуры конкретного общества.
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — уче ние) — наука о законах становления, развития, функционирова ния общества в целом.
Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политичес кой и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной де ятельности людей.
Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимо связи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни. Ученые-социологи проводят социологические исследования, де лают теоретические обобщения, определяют основные направле ния общественного развития.
Социология насчитывает более 40 специализированных от раслей, численность которых продолжает расти.
Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляет ся в нескольких значениях: 1) общество как единая социальнаясистема; 2) разновидность человеческой общности (род, общи на, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).
Специализация производства — сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.
Способности — индивидуально-психологические особен ности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
Различают общие (интеллектуальные) и специальные (усло вие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.) способности.
Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваива ет ту или иную деятельность.
Способности личности могут изменяться, развиваться. В • вязи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В )i ом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятель ности.
Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками могут (>ыть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия.
В основе одинаковых достижений при выполнении какой-ли- бо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успехов в различных видах деятельности.
Высокий уровень развития способностей выражается поняти ями «талант» (получение оригинальных, совершенных и общест венно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осу ществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере твор чества).
Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа) —
организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражи рование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), пе риодичность воздействия на потребителей информации.
К СМИ относят:
· периодическую печать — газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;
· телерадиовещание — радио, телевидение, видеопрограммы;
· цифровые издания на компакт-дисках;
· информационные агентства;
· массовые периодические рассылки (более 1000 адресатов) с использованием телекоммуникационных сетей (Интернет, SMS, MMS и др.).
Одни исследователи не относят к СМИ Интернет (блоги, фо румы, конференции и т. п.). Другие, наоборот, включают в СМИ не только Интернет, но и кинематограф и шоу-бизнес.
Поскольку СМИ охватывают огромную аудиторию и являют ся основным источником информации, они оказывают серьезное влияние на формирование общественного сознания.
Субкультура — относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. Субкультуры создаются от дельными социальными группами (например, детская субкульту ра, этническая субкультура, субкультура хиппи, профессиональ ная субкультура и т. п.) и отражают в определенной мере соци альную структуру общества.
Основой субкультуры могут стать образ жизни, религиозные или политические взгляды, музыкальные или спортивные при страстия. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от ценностей господствующей культуры.
Субъект права — лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности.
«Лицо» на юридическом языке — это отдельный гражданин или организация — государство, государственное учреждение, государственное или частное предприятие, муниципальная или общественная организация — словом, к данному понятию отно сятся все те, кто способен иметь и осуществлять права и обязан ности, установленные законом.
Судьба — констатация неотвратимости событий, явлений, поступков в жизни человека или народа. Особенно широко этот термин представлен в мифологическом сознании. В современномобыденном сознании термин «судьба» употребляется в несколь ких значениях: ход жизненных событий, не зависящих от воли человека; доля, участь; законченная история (кого-то, чего-то); то, что произойдет в будущем.
Сущность — главное содержание предмета или явления.
Сферы жизниобщества — это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как сис тему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финан совые учреждения, обмен, распределение и потребление, отноше ния людей в этих процессах деятельности. Социальная—охватывает классы, социальные группы, этносы, различные от ношения в обществе (например, национальные, семейные), об разовательно-воспитательные и медицинские учреждения, орга ны социальной защиты, основной задачей которых является за бота о пенсионерах и малоимущих. Политическая — вклю чает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духов ная— охватывает мораль, науку, религию, образование, искус ство, культуру в различных их проявлениях и организациях, твор ческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.
Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на дру га). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на про цессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сфе рам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной.
Т
"Талант (от греч. talanton) — выдающиеся способности, ода ренность в какой-либо области (художественной, научной, поли тической и др.).
Творчество — создание, открытие, изобретение новых духов ных или материальных ценностей. Это целенаправленная дея тельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неиз вестное. Она отличается неповторимостью, уникальностью, ори гинальностью.
Существует точка зрения, что творческие способности прису ши любому человеку, — необходимо лишь суметь раскрыть их и развить. Творчество предполагает наличие у личности интересов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается но вый, оригинальный, уникальный продукт. При этом не всегда прослеживается прямая связь между школьными оценками — двойками или пятерками — и развитием творческих способностей.
На первый взгляд процессы творческой деятельности могут показаться спонтанными, т. е. самопроизвольными, неуправляе мыми. Однако специалисты нашли возможности изучать процесс творческой деятельности. Они подчеркивают важную роль разви того воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности людей в раскры тии и реализации своих созидательных возможностей в процессе творчества. Оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной- целеустремленности, последовательности, трудо любия и способности взглянуть на проблему по-новому, поддать ся интуитивному порыву. Комбинация из целеустремленности и умения преодолеть косность (консервативность) мышления — вот зерно, из которого рождается всякое творчество.
Специфика творчества обусловлена той сферой культуры, в которой оно протекает. Например, творчество может иметь мес то в таких сферах, как производство, техника, искусство, наука,политика, педагогика и др. Каждая сфера обусловливает своеоб разие процессов творческой деятельности.
Новизна, свойственная творческой деятельности, может быть объективной и субъективной. Объективная новизна свойственна деятельности конструкторов, ученых, изобретателей, композито ров, писателей (изобретение новых приборов, открытие новых за конов, создание новых литературных или музыкальных произве дений и т. п.). Субъективная новизна характерна для индивиду альной мыслительной деятельности, в ходе которой человек от крывает то, что было открыто до него, но ему не было известно. С этой точки зрения учебный процесс может быть творческой мыслительной деятельностью.
С развитием кибернетики начались попытки моделирования процесса творчества. Однако формализовать (строго конкретизи ровать) все составляющие этого сложного процесса не представ ляется возможным.
Тинейджер (англ. teenager) — подросток, юноша или девуш ка в возрасте 13—19 лет. Употребляется в двух значениях:
3. подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы;
4. указывается на принадлежность к молодежной субкуль туре.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в общест- иоведческом смысле — 1) терпимость к другим мнениям, верова ниям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отноше нии от превалирующего типа или не придерживаются общепри нятых мнений. Выражение «проявление толерантности» означа ет отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять дру гую точку зрения, требование, позицию; способность сострадать [ I сорадоваться другому, готовность всегда идти с другим на кон- I акт и т. п.
Толерантность как искусство жить с непохожими людьми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него, субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия.
Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с сущест вующими в данном обществе нравственными, правовыми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблю дать.
Труд — целесообразная деятельность человека, направлен ная на создание с помощью средств труда материальных и духов ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери альных благ.
В технологическом отношении труд — соединение профес сионально подготовленной рабочей силы со средствами произво дства.
С точки зрения экономической труд — осознанная, обще признанная целесообразная деятельность человека, людей, требу ющая приложения усилий, осуществления работы; все умствен ные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе про изводства. Это один из основных факторов производства.
Труд является необходимым условием существования обще ства.
Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1'егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда', отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда.
Основные источники трудового права — Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и другие законодательные акты. По некоторым
вопросам трудовых правоотношений законодательные акты со держат лишь самые основные, исходные правила, а конкретные нормы "могут устанавливаться работодателями (в лице админист рации) и работниками (в лице профсоюза или иного уполномо ченного органа). Источником таких конкретных норм являются, в частности, коллективные договоры.
Основание возникновения трудовых отношений — трудовой договор (контракт) — добровольное соглашение между работни ком и работодателем. В соответствии с этим документом работ ник обязуется выполнять работу по определенной специальнос ти, квалификации или должности и подчиняться внутреннему распорядку, а работодатель — выплачивать трудящемуся зарпла ту и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодатель ством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих обязанностей порождает дисциплинарную ответственность. Добросовестный, творческий труд поощряется.
У
Уголовное право — отрасль права, совокупность норм ко торого определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений.
Уголовное право регулирует уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу совершения преступления. Преступ ление — виновное, общественно опасное, запрещенное уголов ным законом деяние (действие или бездействие). По характеру и степени общественной опасности преступления подразделяются на 4 вида: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. По объекту посягательства они бывают: против личнос ти (убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование, кле вета и др.); в сфере экономики — против собственности (кража, грабеж, вымогательство) и в сфере экономической деятельности (лжепредпринимательство, контрабанда, ограничение конкурен ции); против общественной безопасности и общественного по рядка (терроризм, вандализм, незаконное изготовление наркоти ческих средств с целью сбыта, вовлечение в занятия проституци ей и др.); против государственной власти (государственная изме на, шпионаж и др.); против военной службы (неисполнение при каза, дезертирство и др.); против мира и безопасности человече ства (публичные призывы к развязыванию войны). Правовым последствием совершения преступления является уголовная ответственность (один из видов юридической ответственнос ти). Она подразделяется на два вида: без назначения наказания и | назначением наказания. Уголовное наказание — мера го сударственного принуждения, назначаемая по приговору суда. ()на применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном законом лише нии или ограничении прав и свобод этого лица. При установле нии наказания учитываются отягчающие и смягчающие обстоя тельства.
Виды уголовных наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь.
Целями уголовного наказания являются: восстановление со циальной справедливости, исправление осужденного, предупреж дение совершения новых преступлений.
Уголовное право строится на принципах законности, равен ства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. ()сновной источник уголовного права — Уголовный кодекс Рос сийской Федерации.
Урбанизация (от лат. urbanus) — процесс перемещения боль шей части сельского населения в города в связи с процессом ин дустриализации. Сосредоточение материальной культуры в горо дах.
Неизбежным следствием урбанизации стало исчезновение традиционной патриархальной семьи, жалкое существование де ревень.
Свидетельством неуправляемости этого процесса являются i\ 1 с гаполисы (города-монстры).
Уровень жизни — показатель обеспеченности населения не обходимыми для комфортного и безопасного существования то варами, услугами и условиями жизни.
Этот показатель зависит от того, насколько экономика способ на удовлетворять запросы потребителей и возможности последних приобретать все необходимые для жизни товары и услуги.
Уровень жизни, как правило, сводят к такому показателю, как объем валового внутреннего продукта на душу населения.В более широком значении уровень жизни может включать множест во показателей: средняя продолжительность жизни, уровень об разования, состояние окружающей среды, уровень реальных до ходов, доступность культуры, уровень здоровья людей, заня тость населения и др.
В большинстве развитых стран считают важным обеспечивать минимально необходимый уровень жизни, предоставляя всем членам общества возможность бесплатно получать среднее обра зование, медицинскую помощь и другие услуги.
Ф
Философия (от греч. phileo ----- люблю, cophia — мудрость) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого от ношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее ос новных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и мес та человека в нем.
Формация общественно-экономическая — согласно марк систской концепции исторического процесса определенная ста дия развития общества. Она определяется исторически соответ ствующим способом производства, который характеризуется вза имосвязью производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также средства производства, т. е. пред меты и орудия труда) и производственных отношений (отноше ния людей в процессе совместной трудовой деятельности). Про изводственные отношения зависят от того, в чьей собственнос ти находятся основные средства производства. История обще ства в соответствии с этой концепцией представляет собой про цесс развития сменяющих друг друга формаций.
X
Характер (от греч. charakter — черта, примета, признак, осо бенность; печать, зарубка) — отличительная особенность, свой ство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устой чивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.
Характер представляет собой единство психических и мораль но-этических, духовных свойств человека. В этом смысле часто можно слышать выражения: «хороший характер», «плохой харак тер», «сильный характер», «слабый характер», «бесхарактерный человек».
Считают, что в характере соединяются индивидуальные и ти пичные проявления. Индивидуальные черты характера определя ются своеобразием жизненного пути, особыми условиями жизни человека, его личностными особенностями. Общие обстоятель ства жизни людей, конкретно-исторические условия формируют типичные стороны и черты характера человека. В этом смысле иногда говорят о традиционном складе характера, национальном характере, например о характере русского человека.
Христианство — одна из трех мировых религий, возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи. Библия — ос новной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа) и христиан, и Новый Завет. Христиане верят, что Бог выступает в трех ли цах — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица состав ляют Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец пс рождается и не исходит от другого лица, Он из ничего сотво рил мир и человека.
Христианство — это религия искупления греха и спасения ду ши. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека Спасителя — цент ральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению. Христиане верят в то, что грядет Второе пришествие Христа на землю, что Он будет су пить живых и мертвых, дарует вечное блаженство праведникам, а грешников обречет на адские мучения.
В процессе своего развития в христианстве выделились три крупные ветви — католицизм, православие и протестантизм. Каждая из ветвей, в свою очередь, разделяется на течения, на правления, группы.
ц
Цель жизни — проблема, связанная с жизненным выбором, осознанием жизненных позиций, установок и потребностей. М ного общего имеет с понятиями «смысл жизни» и «предназна чение человека». В центре проблемы — заранее мыслимый ре- (ультат сознательной деятельности. Чем сложнее поставленная цель, тем более трудный и длительный путь необходим для ее до стижения, тем сложнее комбинация необходимых средств. Дос тижение жизненных целей сопряжено с прогнозированием и пла нированием деятельности. Планирование всегда устремлено в будущее, а будущее сопряжено с неизвестным, непредсказуемым.
Источником неудач, крушений жизненных планов могут быть как объективные причины, не зависящие от сознания и воли человека (экономический кризис, стихийное бедствие и т. д.), так и субъективные, связанные с особенностями склада характера человека.
Личные качества оказывают решающее воздействие на осо знанный отбор объектов (отношений) с точки зрения степени их значимости для данной личности. Лучшему усвоению понятия «цель жизни» способствует обращение к понятиям «потребнос ти» и «мотивы».
Ценности — специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (например, доб рое — злое, прекрасное — безобразное). Ценности присущи от дельным личностям, социальным группам, но формируются так же общечеловеческие ценности, объединяющие людей.
Тот или иной объект является ценностью, лишь поскольку он вовлечен в сферу человеческой деятельности, общественных от ношений (например, камень сам по себе не обладает какой-либо ценностью, но как строительный материал, используемый чело веком, он эту ценность приобретает). Ценности позволяют чело веку как субъекту деятельности ориентироваться в предметной и социальной действительности. Ценностями могут являться мате риальные предметы и идеальные (например, образы, нормы, принципы, информация и т. п.) объекты.
Ценные бумаги — юридические документы, удостоверяющие право их владельцев на доход или имущество.
В зависимости от целей выпуска и характера операций разли чают следующие виды ценных бумаг: фондовые (акции, обли гации), коммерческие (вексель, чек, закладные, залоговые свидетельства).
Ценные бумаги определяют взаимоотношения между лицами, выпустившими их, и теми, кто их приобретает. Они содержат тре бование, условие, как правило, связанные с выплатой дохода (ди виденда, процента), а также возможностью передачи прав другим лицам. Ценные бумаги могут быть объектом купли-продажи.
Ценные бумаги выпускаются государственными и коммерчес кими организациями. Их выпуск и обращение регулируются за конодательством.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государствен ный, общественный) — 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации — этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (нормы права). Про цесс становления цивилизации рассматривается как наращива ние социальной основы, социального потенциала развития обще ства. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особен ностей природных, исторических и культурных условий форми рования и развития.
Ч
Частное право — часть системы действующего права (су- нсротрасль), включающая отрасли, которые обеспечивают част ный интерес отдельной личности, коллективов людей. Частно правовые отношения, в отличие от публично-правовых, основа- 11 ы на свободе договоров и юридическом равенстве участников — частных лиц или объединений. Государство в сфере частного нрава тоже действует, но уже как частное лицо.
Ядром частного права является гражданское право; закреп- иенные в нем гражданские права приобретают характер исходных (базисных) частноправовых норм (принципов): равенство субъек тов, неприкосновенность собственности, недопустимость произ вольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав и пр. В этой связи понятия «частное право» и «гражданское право» нередко употребляются как синонимы.
Исторически гражданское право (от лат. gusoivile — цивиль ное право, или право граждан) возникло в Древнем Риме, отож дествлялось с частным («склоняющимся к пользе отдельных ниц») и противопоставлялось публичному праву. В настоящее время частное право, помимо гражданского права, включает се мейное, международное, частное, торговое (в странах, где имеет ся эта отрасль права).
Ряд отраслей находится на стыке между публичным и част ным правом. Например, в трудовом праве сочетаются элементы частного права (заключение договора и его расторжение по ини циативе работника) и публичного права (расторжение договора но инициативе администрации, наложение дисциплинарных изысканий).
Частное право — непременный элемент современного граж данского общества и его фундамента — рыночного хозяйства (см. Рыночная экономика).
Человек — целостное биопсихосоциальное существо. Одно временно организм в ряду других организмов (представитель ви да Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческогообщества, главный участник исторического процесса.
Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. По мнению одних, он выделился из природы благодаря способности производить орудия труда. Другие счита ют его сотворенным существом, являющимся принципиально но вым в природе. И в том и в другом случае сущность человека нельзя понять без осознания его связи с общественными услови ями жизни. Биологическое и социальное начала в человеке нахо дятся в сложном взаимодействии, определяют психическое раз витие и своеобразие человеческой личности. Социальное в чело веке рождается и развивается в ходе его сознательной деятель ности и общения. Если предпосылкой развития человека назы вают наследственность, то источником его развития считают со циальную среду (см. Индивид, Индивидуальность, Личность).
Отличительная особенность человека — способность воздей ствовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не су ществует, — строить так называемую вторую природу, создавать материальную и духовную культуру общества.
В современной философии определены основные черты, от ражающие своеобразие человека: его бытие социально; у него есть разум, воля и ценности', ему присуща общительность; он постоянно развивается.
Человек многолик. Он не укладывается в однозначный образ. Каждый человек — это целый бесконечный мир, он отличается своеобразием, является уникальным. Нельзя представлять за стывшими, раз и навсегда данными разум, характер, волю, спо собности, идеалы, нравственно-этические качества. В процессе жизни человека они изменяются, на смену одним могут прихо дить другие.
Изучая человеческую природу, современная наука проводит эксперименты чрезвычайной значимости. Перспективы генной инженерии, совершенствование средств искусственного произ водства потомства, трансплантация органов, изобретение препа ратов, изменяющих личность, — все это разрушает традиционные представления о природе человека. И вместе с тем современные научные исследования, как никогда ранее, показывают чрезвы чайную сложность человеческого существа, открывают все новые тайны человека как феномена. Многие проявления человеческой психики, духовного мира трудно поддаются объяснению и все еще остаются загадкой для ученых.
Чувственное познание — одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, воспри ятии и представлении.
Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др.) представляют собой отражение в сознании человека от дельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздейству ющих на органы чувств.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосред ственно складывающийся в живом созерцании совокупности всех его сторон; этот образ часто создается на основе различных ощу щений.
Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прош лом, но не воспринимаемого в данный момент.
Чувственное познание — исходный пункт освоения и пости жения действительности. Однако это далеко не всегда обеспечи вает истинность и достоверность получаемого знания. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действитель ность, дают неточную информацию о ней. Чувственное познание иессильно в социальной сфере — при столкновении с такими яв лениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познава тельной деятельности, обеспечивает рациональное познание', иногда последнее называют логическим мышлением.
Э
Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — синоним раз- пития; процессы, протекающие в живой и неживой природе, в со циальных системах', постепенные количественные и качественные изменения.
Значительная часть современных ученых (отечественных и за рубежных) отмечает преимущества эволюционного развития об щества в сравнении с революционным путем социальных пе ремен.
Одним из примеров эволюционного общественного развития может служить эволюция и крах авторитарного режима в Испа нии в 70-х гг. XX в., где установление демократических порядков проходило постепенно, без революционных потрясений.
Экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон) — 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального про изводства, обеспечивающие обществу материальные возможнос ти существования и развития; 3) наука, изучающая способы рас пределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее пол ного удовлетворения потребностей людей.