Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают /потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.

Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человек проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970).Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим(или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные)выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человек выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духовные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности.

Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно.

Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительны явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего, деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны,

и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революци, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматривать создание новых видов военной техники. С точки зрения научно-технического развития это, несомненно, проявление созидательной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой деятельности.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями.

В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятельности должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1.В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2.Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни.

3.Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4.Что такое поведение? Каковы его критерии?

5.Какую роль в деятельности играет мотив?

6.Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб ностей?

7.Определите соотношение первичных и вторичных потребностей. Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетворенные потребности?

8.В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9.Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе?

Вчем состоят ваши ценности и идеалы?

10.Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

Наши рекомендации