Сущность, структура, функции политической власти
Сущность, структура, функции политической власти
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Если говорить о структуре политической власти в институциональном плане, то она может быть представлена так:
а) государственная власть,
б) собственно политическая власть (которая рассматривается как часть власти партий и иных общественно-политических организаций).
Элементами сущностной характеристики политической власти являются:
1) источник власти (чаще всего - собственность);
2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные организации и учреждения посредством права, идеологии);
3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);
4) объекты власти (классы, социальные слои, индивиды), то есть управляемые;
5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).
Функции политической власти:
1)управленческая
2)интегрирующая (интеграция общественных интересов)
3)мотивационная
4)мобилизационная
5)контролирующая (обеспечение правопорядка)
6)культурная
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.
Политические и национально-этнические отношения
Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трех уровнях: 1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом); 2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.
Политические отношения - связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. Политические отношения могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, демократия и тоталитаризм). По механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные.
Внешняя политика государства в системе международных отношений
Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями.
Внешняя политика включает в себя инструменты или способы достижения международных целей.
У стран есть множество инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия.
Милитаристический инструмент основывается на полной и безоговорочной угрозе использовать силу и действительном использовании силы.
Проникновение и вмешательство включают в себя попытку управления политической ситуацией и процессами других стран. Этот инструмент достигается посредствам таких методов, как пропаганда, военная поддержка диссидентов, отстранение политических лидеров, саботаж и терроризм.
Дипломатический инструмент подразумевает общение с другой страной. Методы включают прямые двусторонние правительственные переговоры и представительство на арене международных организаций.
Типология партийных систем
В странах современного мира сложились различные партийные системы. Их формирование определяется определенными факторами. Пожалуй, нет партийной системы, которая бы не была отражением классовой структуры общества.
1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);
2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика);
3) с доминирующей партией (Япония, Индия);
4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада);
5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ);
6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия);
7) атомизированные (Малайзия).
Однопартийная система присуща авторитарным, особенно тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционное закрепление руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образования других партий.
Партийная система с партией-гегемоном характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии.
Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование нескольких партий, одна из которых на протяжении длительного времени побеждает на выборах и единоличное формирует правительство.
Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции.
Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству завоеванных мандатов.
Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий.
Политический кризис
Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис - ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.
Некоторые военно-политические кризисы нового и новейшего времени: Англо-португальский кризис 1889—1890; Танжерский кризис (1905-1906); Боснийский кризис (1908); Агадирский кризис (1911); Аландский кризис (1917); Судетский кризис (1938); События 17 июня 1953 года в ГДР; Суэцкий кризис (1956—1957); Второй кризис Тайваньского пролива 1958; Конголезский кризис (1960-1965); Берлинский кризис 1961 года; Карибский кризис (1962); Польский политический кризис 1968; Израильско-ливанский кризис (1982); Конституционный кризис в России (1992—1993); Межвоенный кризис в Чечне (1998); Аджарский кризис (2004); Политический кризис на Украине (2004-2008); Восточно-тиморский кризис (2006); Приднестровский кризис 2006 года; Палестинский кризис (2006-?); Мусорный кризис в Италии (2007-?); Политический кризис в Кении (2007—2008); Грузино-российский кризис (2008); Политический кризис в Таиланде (2008).
Молодежная политика в РБ
Государственная молодежная политика – это система социально экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.
Субъектами государственной молодежной политики являются :
а) молодые граждане в возрасте до 31 года;
б) молодые семьи, в которых один из супругов находиться в возрасте до 31 года.
в) молодежные общественные объединения.
Ведению Республики Беларусь в лице ее высших органов государственной власти и управления в области молодежной политики подлежит:
1) установление общих организационных, социальных, экономических, политических и правовых начал государственной молодежной политики на всей территории РБ.
2) определение основ правового статуса молодых граждан, а так же основ правового положения молодежных общественных объединений в РБ.
3)законодательное регулирование вопросов организации и деятельности государственного органа РБ по делам молодежи.
Государственная молодежная политика в нашей стране строится на принципах:
· сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· последовательности государственной молодежной политики;
· научной обоснованности и комплексности государственной молодежной политики;
· учета интересов и потребностей молодых граждан;
· обеспечения защиты прав и законных интересов молодых граждан;
· гласности государственной молодежной политики;
· привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.
Политическая система РБ
Сущность, структура, функции политической власти
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Если говорить о структуре политической власти в институциональном плане, то она может быть представлена так:
а) государственная власть,
б) собственно политическая власть (которая рассматривается как часть власти партий и иных общественно-политических организаций).
Элементами сущностной характеристики политической власти являются:
1) источник власти (чаще всего - собственность);
2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные организации и учреждения посредством права, идеологии);
3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);
4) объекты власти (классы, социальные слои, индивиды), то есть управляемые;
5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).
Функции политической власти:
1)управленческая
2)интегрирующая (интеграция общественных интересов)
3)мотивационная
4)мобилизационная
5)контролирующая (обеспечение правопорядка)
6)культурная
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.