Понятие, сущность, структура и функции политической власти.

Понятие, сущность, структура и функции политической власти.

Политическая власть (ПВ)– это определяющее влияние, осн-ое на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на дея-ть и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. ПВ необх. для орг-ии общ. производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

– масштабы власти;– время власти;– объем власти; пространство власти.

Характерные признаки политической власти:

– верховенство власти – обязательность решений; моноцентричность власти –наличие единого гос. Центра; всеобщность власти – функ-иевластиот имени всего общества; наличие многообразия ресурсов власти.

Ресурсы власти– это ср-а, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют:

Экон. ресурсы– материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые.

Соц. ресурсы– группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

Культурно-информационные ресурсы– знания, информация и средства их распространения –Принудительные ресурсы– оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы– люди.

Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.

Субъект власти– обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Объект власти– руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

– субъекты политики; – объекты политики; – политические процессы; – политическая власть; – политические идеи и концепции; – политические отношения.

Субъекты политики– непосредственные участники политических отношений.

Объекты политики– общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Политические процессы– система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: – согласие; – сотрудничество; – политическая борьба; – конфронтация (противостояние).

Политические идеи и концепции– теоретические основы развития политических отношений общества.

Политические отношения– отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений.

Функции политики в современном обществе

1. Управленческая, регулятивная – управление социальными процессами общества,.

2. обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общ. цели,

3. пол. социализации – политика формирует пол. сознание индивидуума.

4. мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие.

5. Гуманитарная – обеспечивает гарантии прав и свобод личности.

Легитимность власти

Пол. легитимность– это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в :

– в древних традициях, обычаях;– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);– революционной харизме(власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти:

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, междунар. Орг-ий и влиятельных кругов, форм-щих общ. мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность– утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

7. сущность, структура и функции политической системы.

Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве"1.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны

2. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения.

3. Политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества.

4. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

8.Основные тенденции изменений политической системы Республики Беларусь. 1) Полит система трансформирующегося типа. Когда осуществляется переход от полит системы БССР к РБ, где на ряду со старыми полит институтами представлены и новые институты и нормы. (Советы, важная роль исполнительной власти- от старой, Институт президентства, зак. власть(парламент-2 палатный)) 2) Власть сосредоточена в едином центре, каковым явл. президент и его администрация. 3) Властные полномочия в значительной степени увязываются с деятельностью исполнительной ветви власти. 4) Партийная система находится на стадии формирования, нет крупных партий общенационального масштаба.(и общ орг. 1994,2005) 5) Слабая оппозиция. 6) Достаточно низкий уровень полит культуры населения. • Крушение прежней системы ценностей • Наличие в стране разных идеологий • Проблемы общественного сознания • Политическая идеология – не завершена. • Существование социально-политического и социально-экономического плана проблемы. 7) Слабая реактивная способность полит системы, ее способность оперативно отвлекаться на меняющие потребности и интересы людей. Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков: • определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти; • недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития; • отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба; • слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции; • фрагментарность политической культуры в условиях радикального изменения системы ценностей. Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к доминированию одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, "эмансипации" государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом. Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь. Становление белорусского государства в значительной степени было связано с гражданско-правовыми и политическими отношениями, а не только с этническими. В нашем государстве самоидентификация происходит по единству культурно-исторической судьбы. В основании белорусской общенациональной идеи - национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан. Национальные интересы - базовое понятие в политике. Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы - это осознание и выражение потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни людей, их нуждами. Политики этим нуждам и потребностям придают форму целей. Национальные интересы рассматриваются в нескольких плоскостях. В первую очередь, выделяют политические и экономические интересы государства. Национальная безопасность — это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния [9]. Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. №9 .Понятие политическогрежима.Характерные черты тоталитарного,авторитарного и демократического режимов. Политический режим- это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти. .Характерные черты тоталитарного,авторитарного и демократического режимов.Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие: § выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов; § разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга; § гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций; § равноправие - все имеют равные гражданские и политические § права и свободы, а также гарантии их зашиты; § плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры; § согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем. Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ. Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению. №10.Государство:понятие,признаки и место в политической системе. Государство выступает центральным элементом любой политической системы. Оно придает ей определенную целостность и устойчивость, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и осуществляет руководство им, используя его ресурсы. Государство представляет собой определенную социальную форму, в которую облекаются общезначимые интересы индивидов, групп, обществ и представляет способ их осуществления. Признаки государства: 1) Наличие особой группы людей, занятых управлением общ-ва и защитой его экономич. и соц. структуры. 2) Монополия на принудительную власть в отношении лиц, проживающих на территории гос-ва. 3) Суверенное право издания законов, норм, правил, обязательных для исполнения всего населения. 4) Организация власти по определенному территориальному делению. 5) Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества. 6) Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета. Роль и месте государства в политической системе общества тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества Этот обусловлено следующими обстоятельствами: . Ø государство выступает как особое звено в структуре политического общества: Ø роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иными звеньями этой системы; Основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей: † государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; † оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти; † обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; † обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); † обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); † обладает монополией на правотворчество; † обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения. 11. Формы государственного правления и государственного устройства. Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны. Главнейшие причины разнообразия форм государства: - историческая традиция развития национальной государственности; - исторические особенности становления самой национальной государственности; - национальный состав населения данной страны; - в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, - влияние метрополии. Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления - это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве, правовое положение главы государства. В зарубежных странах существуют две основные формы правления - монархия и республика. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно. Монархия может быть абсолютной и конституционной. Конституционная в свою очередь подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Она характеризуется определенными признаками: - одновременное существование двух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть; - юридическая и фактическая независимость монарха от парламента в сфере исполнительной власти; - формальный характер законодательных полномочий парламента, сильно урезанных монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента. Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а потому верховная власть является срочной и юридически ответственной. Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом. Форма государственного устройства показывает: - из каких частей состоит внутренняя структура государства; - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами; - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. 12. Партия как политический институт: определение, признаки и функции. Генезис политических партий. Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия- это часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Чтобы возникла политическая партия, требуется целый ряд условий: · Прежде всего, должно произойти определённое сближение некоторых участников общественного движения с общественно-политическими концепциями эти концепции должны в некоторой мере отражать и выражать потребности и интересы данного движения, а следовательно, и восприниматься ими. · Основные самостоятельные компоненты партии должны достигнуть некоторой степени зрелости и определённости. · Должна сформироваться более или менее сплоченная инициативная группа, которая способна выработать более или менее длительную стратегическую ориентацию, которая является условием привлечения к партии наиболее активных элементов. · Зарождающиеся партийные группы должны установить живые контакты с различными массовыми организациями и движениями. Это даст партиям достоверную информацию о процессах, происходящих в гуще населения. · В партии должно сложиться определенное партийное товарищество, свои правила и традиции взаимоотношений разрешение неизбежных споров и конфликтов. Эти правила не должны препятствовать необходимым спором и дискуссиям. · Партия должна научится развиваться во взаимодействии и конкуренции с другими политическими партиями. Без союзов и без борьбы любая партия вырождается в бюрократическую силу. · Очень важной является её способность выявлять естественных лидеров и привлекать их в свои ряды. Без этого она может остаться сектой. В современных условиях выделяются следующие функции партии: 1. Социально- политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; 2. Разъяснение массам политической и социально- экономической ситуации, в которой живёт общество, предложение платформы действий. В этих целях партия взаимодействует с другими политическими силами; 3. Участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства; 4. Формирование в парламенте партийной фракции как звена между партией и органами власти. Через фракцию партия выступает со своими законодательными инициативами. 5. Разработка принципов и форм отношений с другими партиями, формирование избирательных блоков; 6. Организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересы тех слоёв, которые представляет партия. 7. Осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью; 8. Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства; 9. Работа с молодёжью с целью вовлечения в активную политическую и социально- экономическую деятельность. Полнота реализации этих функций различна в разных обществах. Она зависит от уровня развития общества, социально- классовой сущности партии, профессиональных качеств её лидеров.

Партийные системы.

Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов – расстановкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуаций и др. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего избирательные законы.

В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах; в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы; учитывая характер отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные, альтернативные и не альтернативные партийные системы. Так или иначе все эти типологии связаны с делением партийных систем на:

- многопартийные ( характеризуются наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества);

- двухпартийные (предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.)(в США, где противостоят друг другу Демократическая и Республиканская партии.);

- однопартийные (характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть.)

Политическая элита.

Элита — привилегированный слой, осуществляющий функцию управления обществом.

Факторы существования элиты:

1. социальное и психологическое неравенство людей;

2. объективный закон разделения труда, требующий профессионального занятия трудом управленческим;

3. высокая общественная значимость труда управленческого;

4. широкие возможности использования труда управленческого для получения разного рода социальных привилегий;

5. невозможность тотального контроля над элитой и, как следствие, возможности для злоупотребления;

6. пассивность широких масс населения.

Классификация, типология элиты:

I. - правящая элита;

- контрэлита или оппозиционная элита;

II. Выделяют 3 уровня элиты:

- высшая элита, принимающая решения для всего общества;

- средняя элита;

- административная элита (чиновники).

Понятие, сущность, структура и функции политической власти.

Политическая власть (ПВ)– это определяющее влияние, осн-ое на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на дея-ть и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. ПВ необх. для орг-ии общ. производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

– масштабы власти;– время власти;– объем власти; пространство власти.

Характерные признаки политической власти:

– верховенство власти – обязательность решений; моноцентричность власти –наличие единого гос. Центра; всеобщность власти – функ-иевластиот имени всего общества; наличие многообразия ресурсов власти.

Ресурсы власти– это ср-а, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют:

Экон. ресурсы– материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые.

Соц. ресурсы– группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

Культурно-информационные ресурсы– знания, информация и средства их распространения –Принудительные ресурсы– оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы– люди.

Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.

Субъект власти– обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Объект власти– руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

– субъекты политики; – объекты политики; – политические процессы; – политическая власть; – политические идеи и концепции; – политические отношения.

Субъекты политики– непосредственные участники политических отношений.

Объекты политики– общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Политические процессы– система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: – согласие; – сотрудничество; – политическая борьба; – конфронтация (противостояние).

Политические идеи и концепции– теоретические основы развития политических отношений общества.

Политические отношения– отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений.

Функции политики в современном обществе

1. Управленческая, регулятивная – управление социальными процессами общества,.

2. обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общ. цели,

3. пол. социализации – политика формирует пол. сознание индивидуума.

4. мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие.

5. Гуманитарная – обеспечивает гарантии прав и свобод личности.

Легитимность власти

Пол. легитимность– это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в :

– в древних традициях, обычаях;– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);– революционной харизме(власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти:

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, междунар. Орг-ий и влиятельных кругов, форм-щих общ. мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность– утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

7. сущность, структура и функции политической системы.

Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве"1.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны

2. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения.

3. Политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества.

4. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Наши рекомендации