Классические модели демократии
модель- исходный аналог изучаемого объекта.
Демократия – определ.соц-политич движение, кот.стремится воплотить в жизнь определённые демокр.программы.Этапы:1.античнсть,2.раннее новое время,3.современность.1.античная демокр.(6-4вв до н.э.) Платон, Аристотель, Цицерн, Полибий( тексты)
-непосредственное участие граждан в суде и законод функциях.-принятие решений собранием своб.граждан
-отбор конкурентов на должности разл формами
-краткий срок пребывания на должн и плата за службу
непосредственно прямойх-р участия в полит жизни. Нехзватканац.парламента –органа самоуправления.
2.раннее новое время(17-19вв).первые формы совржизни.появление парламента в Англии Франции
представительная демократия:принципы: выборность, равноправие, большинство.-включает в себя полит.модернизацию власти-принцип раздел властей
19 в – наличие пол партий, компонент политч модернизации – конституциональность.
28.современное понимание демократии.нач.20 в – индустриализ., урбанизация.2 подхода интерпрет. соврем понимания демократии:1.ценностно-нормативный – демократия позвол.воплот. в жизнь определённые ценности и идеалы. Их интересует проекция демократии. 2.процессуально-процедурный – дем.отражаетопредел.соц. процессы поведения и общения. Самое главное – конкуренция за властный ресурс.Модели демократии:
-дем.развития,-дем.участия,-плюралистич.дем.
идеальные стороны демократии:1.эффектн участие 2.альтернатива выбора 3.полнота понимания, основанная на и4.включённость граждан в полит.проц.критерии оценки демократии:1.выборность должностных лиц
2.свободные честные и часто провод.выборы
3.альтернатива информаций.4.способность критиковать сущ.власть, осущ.смену власти.5.полит участие граждан
зачем нужна дем.(Дж.Дьюи).-избавл.от тирании, насилия ; - достижение полноты прав и свобод, реализ.интересов общ-ва, полит.равноправие.
29.Переходы к демократии. Проблемы перехода к демократии на постсоветскомпространствеВедущие предпосылки: *Экономические: -высур эконом развития, -выс степень урбанизации, -рыночная конкур экономика(формир такие качества как независим,стремление к свободе), -развитость массовых коммуникаций. *Социальные: -высур благосостояния граждан, -наличие влият среднего класса(ср класс-носитель стабильности в об-ве), -налич слоя предприним, -грамотность и образованность населения,вы сур полит к-ры. 2 пути к Д: 1)Широкая либерализация(шоковая терапия).Во многих странах удачно(Ц,В Европа,РФ). Быстрое внедрение капитал отн-ий(рынка).У нек неудачно. Экономика не подгот к рыночнотн-ям, руководители предприятий не имели опыта работы в сфере рынка,в сознании народа господств социалист цен-ти, маргинализация населения.
30. Правовое и социальное гос-во: понятие и признаки. Правовое гос-во – гос, действ строго на основе законов,соблюдает и защищает права граждан и подчиняет вл воле суверенного народа. Признаки: господство закона во всех сферах общ жизни,законм.б.приостановлен или изменен только законом,самогос действ только на основе закона,охрана и гарантированность прав и свобод граждан,взаимнаяответств гос-ва и личности,принцип разделения властей,принцип баланса-баланс ветвей=согласов д-я 3х ветвей власти.
Социа́льноегосуда́рство— полит. система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Призаки: 1. Демократическая организация государственной власти.
2.Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц гос-ва.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры поперераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.6. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага,утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому
гражданину.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБ-ВО
Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.
Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.
Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.
32. Институты государственной власти.Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел.назаконодат. (парламент),исполн. (глава гос-ва и пр-во),судеб. (система судов).Законодат. власть. Высшим законод. и представ.органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным. Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В РБ законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.Для эффект.работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ.элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.Исполнительная власть. К исполнит.власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство – это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительc; полномочия в области гос. управления;полномочия в законод. сфере;в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасн; чрезвычайные; в эконом. сфере.В РБ Судебная власть. Суд – это орган, кот.применяет гос. санкции. назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Осн. ф-ции: наказание за наруш. гос. предписаний; рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти.
33.Партия как политический институтПолит ПАРТИЯ – организов группа единомышленников,представл интересы опред части народа и ставящие своей целью их реализацию путём завоевания госвл или участия в её осуществлении. Признаки ПП: -целью явл завоевание вл(отлич от др общ орг-ций),-общность интересов(партия это всегда носитель идеологии или особого видения мира),-устойчивая орг-ция,имеющая программу и устав,а также имеющая свою организацстр-ру,-старается обеспечить себе поддержку народа,-связь с опредклассом,соц слоем или группой,т.е. наличие соц базы. ФУНКЦИИ ПП: -разработка и определ своего полит курса,что тесно связано с разраб полит доктрин,-полит социализ граждан,-проведизбират кампаний,-формир полит элиты,-формир обществ мнения,-участие в б-бе за вл и её осуществление,-осущ контр над вл. Развитие ПП(3 этапа): 1. Аристократическая группировка(с античности) 2. Полит клуб(к17-1пол19вв)-возникали на базе парламента или прогресс издательств или законсперир союзов или на базе аристокр группировки. Союзы от группиротлич крепостью идеолог связей,более широкой соц базой, клубы действ в и вне парламента 3. Массовые полит партии(2 пол 19в)
34.Правовой статус политических партий. (ПП)
Важнейший принцип, определяющ. правовой статус ПП в демокр. гос-ве - принцип равноправия - все ПП имеют равные права и обязанности. Предоставляемые ПП права должны обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотр.законом общественных задач, и гарантировать существование и нормальное функционир. многопартийной системы.
Права и обязанности ПП в РБ.
ПП со дня их государственной регистрации имеют право:-свободно распространять информацию о своей деят-ти, пропагандир. свои идеи, цели и решения; -пользоваться гос-ными СМИ в порядке, установленном законодательством;-учреждать собственные СМИ и осуществлять издательскую деятельность;-проводить собрания, митинги, демонстрации и др. массовые мероприятия;
-защищать права и законные интересы, представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;-участвовать в выборах;-поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, др.;-создавать союзы.
ПП обязана:-соблюдать Конституцию РБ, законы и иные нормативно-правовые акты;- допускать должностных лиц Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции к участию в мероприятиях, проводимых в уставных целях, предоставлять по их просьбе информацию по вопросам ее уставной деятельности;-не менее чем за семь дней извещать Министерство юстиции о заседании своего высшего органа;- в случае изменения юридического адреса в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для гос. регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав полит.партии;-предоставлять инф. о численности полит. партии, ее организационных структур.
35.Становление многопартийности в Республике Беларусь.
Процесформир. многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен: кризисом экономич. и полит.системы советского общества, развалом СССР и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета РБ и дискуссиями о выборе путей развития.В условиях общественного подъема начала 90-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались полит.партии различных идеологич. направлений, формировалась многопартийность. Принятие Закона «О политических партиях» в 1994г. позволило обозначить место полит.партий в полит. сист. РБ, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации полит.партии. Партии, поддерживающие политику президента: Аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Коммунистическая партия Белоруссии,Либерально-демократическая партия, Белорусская патриотическая партия. Оппозиционные партии: Партия БНФ, Партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Объединённая гражданская партия,Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир», Консервативно-христианская партия — БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Громада), Белорусская партия «Зелёные».
36.Партийные системы.(ПС)
ПС-совокупность устойчивых связей и отн-ий партий разл. типа др с др, а также с го-вом и иными институтами власти. 1. Многопартийные системы: а)уклад-многопарт раздробленность: -партий в стране много,-не менее 3 проходят в парламент,-ни одна из них не явл правящей. ‘+’-большая возможность выбора у населения разл программ, ‘-’-неустойчивая работа правительства,сложности в работе парламента,выбор избирателей иллюзорный. б)уклад с доминир партией: -партий много,-одна из них явл правящей в усл острой конкурентной б-бы. ‘+’-стабильная работа правительства,стабильностьполит системы, ‘-’-трудно другим полит силам прийти к власти. 2. Двухпартийные системы: а)уклад двухпартийности: -партий много, 2 из них настолько сильные что поочереди стан. правящими(США, Великобритания) ‘+’-стабильность полит сист,стаб работа парлам. и правит-ва, ‘-‘-др полит силы лишены возм прийти к вл. б)уклад «двух партий с половиной»: партий много, 2 из них сильные,но ни одна из них не сильна настолько чтобы стать правящей,для формирования правительства одна из сильных партий должна войти в коалицию с третьей партией.Это третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий(ФРГ). ‘+’-стабильность об-ва,стаб раб парл,естьвозм прийти к влдр полит силам, ‘-‘нет. 3. Однопартийная система: характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя, при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий. При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. '-' открыт нарушение прав ч-а, сращивание партии и госуд органов.
37.Сущность и структура политического процесса.
Политология изучает не только политические институты,но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Полит.процесс – форма функционирования полит. системы общ-ва, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. СТРУКТУРА: -субъект,носитель власти(должен необходимо выбрать цель, обосновать ее);-объект,который должен быть создан или достигнут как цель процесса;-средства,методы,ресурсы(знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение),исполнители процесса(должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками). В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны.Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних так и внешних. Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий:формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов,формулирование политических проблем,приведение в действие принятых решений,оценка результатов политических решений.
38.Политическая модернизация.
ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ-совокупн. разл схем и моделей анализа,кот. описывает и раскрывает динамику преодоления отсталых трад. гос-в.Этапы развития: 1)Сначала ТМ восприним как копирование западных устоев во всех сферах жизни.считалось нужным перенять цен-тисвободы,индивидуализма,также способы легитимизации власти. 2)70-1пол80хгг стали счит. что переход к соврем. об-ву во многом зависит от социокультфакторов.Модерн. может осуществ. толко при изменении цен-ых ориентаций широких соцслоёв.Перех. к модерн. стал рассм как переход при кот сохр приоритет универсальных критериев разв,ноглавн упор делается на нац форму их реализации. А)либеральное напр-е: для успешного разв страны важен значит слой среднего класса и высуробр-ия населения. Полит разв будет зависеть от диалога м-у полит элитой и населением. Б)консервативное напр-е: порядок-ведущий критерий для осущпреобразований.М может происх и при сохр автор режима,поддерживающего порядок. Варианты развития: -широкая либерализация-правящая элита в силу своих цен-ых ориентаций начинает широкие преобразования в об-ве,-частичная либерал-власть сохр за собой осн рычаги управления и частично перераспределяет власть в пользу оппозиции,-тупиковая модерниз-правит предлаг оппозиции начать диалог по интересующим проблемам,он начинается и на оппозицию обрушив репрессии, устанавл ещё более жесткий авторит режим,-революц вариант: народ не доволен,начинаются д-я и исход непредсказуем. 3)2пол80гг20в Модернизация-сохрантрад-ти,самобытности,предполагает не искоренение трад-ти,а развитие с использтрадиции,при кот именно трад предопределяет сам хар-р модернизац процесса и явл его стабилизирующим фактором.В рамках данной концепции не отриц универсальность обществ и полит разв,но в ней принцип универсализма сочет с самобытностью,с необходим более внимательного отнош к традиц потенциалу восточных обществ,социокульт специфика кот имеет более глубокие цивилизкорни,чем Запад.
39.Понятие и сущность политической деятельности.(ПД)
ПД–индивид и групповая,спонтанная и организованная деят-ть обществ субъектов, направленная на реализацию своих интересов и идеалов в полит сфере.Складывается из полит действий.Полит. действия–конкретные акции,поступки предпринимаемые полит субъектом,с целью вызвать определённые полит последствия. Полит. действия классифицир: 1.Революция и контрреволюция,приводящая к смене правящего класса и к кардинальному изменению соц-эконотношений.Чаще всего революция заканчивается контрреволюцией.Контррев–реакция свергнутого класса на револ,борьба за свержение новой власти и восстановление прежнего строя.2.Реформа-инновация–сознательная деят-ть,направл на улучшение соц-эк. строя при сохр. власти господствующего класса.Реформы могут быть неудачными,но т.к они медленные и постепенные,всегда можно вернуться назад и изменить что-л.3.Полит перевороты,приводящие к персональным изменениям правящей элиты:-Гос. переворот (совершается правящей элитой.Одни отстраняют от власти других)-Путч–неудавшаяся попытка гос переворота.-Дворцовый переворот–представители ранее правящей династии отстраняет от власти нынешнюю правящую династию(или часть нынешней правящей династии).-Военный переворот–военные свергают господствующий класс и устанавл своё правление.Классификация полит деят-ти по хар-ру осуществляемых действий:1– позитивная(осуществление деят-ти для достижения результата), -негативная (сознательно не предприним. к-л действия,с целью достиж. определ рез-та)сознательно не пойти на выборы–сорвать их.2– конструктивная(для созидания), - деструктивная (направленная на разруш.) террористическая деят-ть.3– стихийная, - организованная(выборы)4–институциональная (регулир. посредством институтов) выборы.5- прямая (непосредств. давление граждан на органы власти)через митинги,забастовки.
40.Политическое поведение и участие.(ПП, ПУ)
ПП - субъективно мотивирован процесс осуществления политиком того или иного вида полит.деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной полит. позиции, ориентациями и установками.ПП – многоаспектный процесс, предполагающ. полит. участие и определенный уровень полит. активности. Особенности ПП складываются под влиянием различных факторов, имеющих индивидуальную и групповую природу,и относящихся к характеристикам полит. устройства той или иной страны и ее полит. культуры. ПУ - вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. В демокр. общ-ве это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и эконом.санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. ПУ выражается в 2 осн. формах: прямой и опосредованной. Прямое-в рамках небольших полит.общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, местные референдумы, собрания и др. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления полит.власти. Типы:- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от полит.системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;- участие в деятельности полит. и иных организаций;- выполнение полит.фу-ций в рамках государствен. и иных полит. институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д.
Понятие политической элиты.
"Элита" (от фр. elite - лучший, отборный) вошел в научную терминологию на рубеже XIX-ХХ вв. Это высший, относительно замкнутый по численности слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.
При рассмотрении элиты оперируют двумя терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита": это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.Властвующая элита состоит из: 1)экономическая элита - группа людей, которая контролирует главные экономические ресурсы общества, 2)военная элита - генералитет и высшее офицерство, 3)бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата, 4)собственно политическая элита -руководители, членов правительства, депутатов законодательного органа.Элита - это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы.
Классическая теории элит.
1)Есть несколько теорий относительно природы элит. Основные из них были выдвинуты и сформулированы в начале XX в. Одним из родоначальников теории элит Вильфредо Парето, сформулировавший ее в работе 'Трактат о всеобщей социологии" основные положения: •все общество делится на управляемых и неуправляемых; •управляющие сохраняют свою власть с помощью гибкости, хитрости, силы, убеждения и готовности использовать насилие для подавления оппозиций. Теория элит по Парето включает две основные классификации: - элита "лисы"(хитрость, изворотливость и стремление поддержать свою власть "пропагандой") "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг; -элита "львов",(смелость, решительность, предпочтение насилия.) Политические изменения осуществляются путем смены элит ("циркуляции элит"). Изменения происходят тогда, когда элиты становятся психологически непригодными, чтобы управлять. 2)Теория Гаэтано Моска в работах "Правящий класс" и "Основы политической науки". В соответствии с его теорией общество всегда будет управляться элитами. Элита регулирует политическую и экономическую жизнь, непременно владеет определенными ресурсами и атрибутами власти, высоко ценимыми в обществе. 3)Теория Роберт Михельс. Он обосновал закон "олигархии", провел исследование по проблемам политических партий и сделал вывод о том, что демократия невозможна по следующим причинам: массы разрозненны, неорганизованны и неспособны к коллективным действиям без руководства со стороны, ещё рядовые члены общества не могут кон тролировать действия лидера. По этой причине демократия неэффективна и общество, как и другие организации, находится над господством олигархии.
43.Сущность политического лидерства.
Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества, влияние которого позволяет ему играть существеннуюроль в политических процессах. Политический лидер стимулирует ход политического процесса, способен оказывать воздействие на политические события, жизнь в целом. Характерные черты политического лидерства: -острый ум, политическая интуиция; - организаторский талант, ораторские способности;- политическая воля, готовность брать на себя ответственность-
- популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии; С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Это взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составные части:способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнениеэтого решения. Во-вторых, лидерство предполагает, что ведомые принимают решения и действия лидера, добровольно подчиняютсяему.
Факторы, определяющие характер политического лидерства: 1) личностные черты;2) инструменты осуществления власти; 3) ситуация, в которой осуществляетсялидерство.
44.Типы и функции политического лидера.
1. Типология лидерства по М. Веберу – в зависимости от идеальных типов господства: традиционное – основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое – основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу – в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на политический процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое – воздействующее силой интеллекта, логики.4. Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации.По характеру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах.По содержанию лидерство политическое делится на творческое и исполнительное.В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое политическое лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное и т. п.
По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство.В зависимости от срока действия политическое лидерство может быть временное и постоянное.
Функции лидерства: социально-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую социальную общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование политических интересов.