Трактовки демократии. Современные модели демократии

На протяжении веков в понимании демократии сложилось два подхода: ценностный (нормативный) и процедурный. Историче­ски первым был нормативный подход, когда демократия рассмат­ривалась как политическая конструкция, в основе которой лежат высшие социальные ценности. Как писал Авраам Линкольн, это власть народа, для народа и посредством самого народа. В Древ­ней Греции в качестве ценностей выступали идеи отождествления государства с обществом, признания прав гражданина.

В Новое время после эпохи Средневековья возрождается ин­терес к демократии и возникают либеральная и коллективистская трактовки демократии. Первая идет от идей Дж. Локка, вторая - от идей Ж.-Ж. Руссо. Для Ж.-Ж. Руссо демократия - это форма выражения всевластия суверенного народа, который как полити­ческое целое отрицает значение индивидуальных прав личности. Всевластие народного суверена основано на использовании форм прямого народного волеизъявления. Руссо заложил основы кол­лективистской теории демократии. Эту теорию развивали мар­ксисты, настаивая на идеях отчуждения прав индивида в пользу коллектива, делая упор на классовые ценности пролетариата.

Дж. Локк, а затем Т. Джефферсон, будучи идеологами либе­рализма, заложили основы классической либеральной модели де­мократии. Главная ценность - индивид, наделенный внутренним миром, обладающий естественными правами на жизнь, свободу и собственность.

Таким образом, в рамках ценностного подхода различают ли­берально-демократическую и коллективистскую (идентитарную, радикально-демократическую) теории демократии.

По мере развития буржуазной демократии в Западной Европе и США обнаруживается ограниченность ценностно-нормативного понимания демократии. Формируется рационально-процедурный подход: демократия возможна лишь в условиях, когда распро­странение ресурсов власти в обществе приобретает столь широ­кий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. Наиболее рациональным выходом в такой ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий обусловливающих чередование групп у власти. Эти процедуры и технологии выражают существо демократии. Демокра­тия – это совокупность процедур избрания, смены и реализации власти.

Ценностный подход

Либерально-демократическая теория Коллективистская теория
Приоритет индивидуальной свободы Суверенитет личности Плюрализм интересов Верховенство права (закона) Первенство прав человека Представительная демократия Разделение властей Подчинение меньшинства большин­ству с защитой прав меньшинства Социальный человек Суверенитет народа как еди­ного целого Единство интересов Первенство общего блага Единство прав и обязанностей Непосредственная демократия Разделение функций Подчинение меньшинства большинству


Одним из первых процедурное понимание демократии начал развивать М. Вебер в плебисцитарно-вождистской теории демо­кратии. Демократия - это средство властвования, обесцениваю­щее понятия «народный суверенитет», «общая воля». Прямое по­литическое участие возможно лишь в ограниченных формах. Организация форм представительства интересов граждан в слож­ных обществах неминуемо связана с вытеснением форм прямой демократии. Особую роль в сложно организованных обществах получает бюрократия. По Веберу, для защиты своих интересов от бюрократии граждане передают свое право контроля над властью и аппаратом управления всенародно избранному харизматическо­му лидеру. Плебисцитарно-вождистская демократия - это сово­купность процедур, соглашений.

В рамках процедурного подхода развились идеи партисипаторной демократии. Согласно этой модели сущность политиче­ской организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами функций по управлению государством на всех уровняхполитической системы. Исключается право индивида на уклонение от политического участия, так как это подрывает базовые

основы демократии. Партисипаторная модель демократии уравнивает ответственность профессионалов и непрофессионалов управлении государством.

Процедурный подход

- Партисипаторная модель демократии "I
- Элитарная модель демократии  
- Плюралистическая модель демократии  
- Co-общественная модель демократии  
- Рыночная модель демократии  
- Электронная демократия  


Британский политолог Джон Лукас в книге «Демократия уча­стия» (1975 г.) писал, что народовластие предполагает определен­ную процедуру принятия решений, когда, во-первых, сам народ, а не квалифицированные профессионалы, участвовал бы в приня­тии политических решений; во-вторых, чтобы решения вырабаты­вались путем дискуссий, критики, достижения компромиссов; в-третьих, чтобы учитывались интересы различных групп общества.

Элитарная теория демократии была разработана Иозефом Шумпетером («Капитализм, социализм, демократия»). Ее истоки восходят к плебисцитарной теории демократии М. Вебера, трудам Г. Моска, В. Парето, М. Острогорского. Шумпетер трактовал де­мократию как конкуренцию между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Демократия - это конкуренция партий и элит и ее главная проблема - отбор квалифицированных политиков.

Свободный суверенный народ обладает в политике весьма ог­раниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают про­межуточный институт, который впоследствии формирует прави­тельство, а затем полностью устраняется от управления. Главным критерием демократии Шумпетер считал процедуру, суть которой состоит в реальной власти людей назначать, формировать прави­тельство. Власть народа заменяется властью элиты.

Элиты соревнуются за поддержку и голоса избирателей. По­литика является не процессом формирования «общей воли» наро­да, а конкурентной борьбой групповых интересов, представляе­мых лидерами.

Элитистские теории распространились в XX в. в трудах Б.Бахраха, Дж. Сартори, X. Кене. Эти мыслители полагали, что « самоуправляющийся народ - это миф». Народ склонен к политическому насилию, что представляет угрозу общественным интересам. Д. Хелд в книге «Модели демократии» писал, что элитарная модель демократии характерна для политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой полити­чного конфликта, неполной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически подготовленных экспертов и менеджеров.

Значительный вклад в теорию демократии вснесли сторонни­ки плюрализма. Термин «плюрализм» был введен X. Вольфоном (1679-1754). Но теория плюрализма получила развитие в первой половине XX в. в работах Г. Ласки, Д. Трумена, Р. Даля. В этой теории демократия рассматривается как тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами. Демократия понимается как свободная игра, соревнование различных групп, объединенных интересами. Она способствует поддержанию ди­намического равновесия конкурирующих за власть политических сил. Как показал практический опыт, распространение такой мо­дели возможно лишь в случае существования в обществе единых, базовых для всех групп населения идеалов и ценностей.

Выделяют также консоциалъную ( или со-общественную) мо­дель демократии А. Лейпхарта. Им была развита концепция «раз­деления властей», которая предусматривает обеспечение представительства интересов меньшинства, лишенного доступа к рычагам власти. Лейпхарт выделяет механизмы, которые могут обеспечить подобный доступ к власти. Во-первых, создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества. Во-вторых, пропорциональное представительство. В-третьих, обеспечение децентрализации и максимальной автоно­мии групп в решении ими собственных вопросов (в форме феде­рализма или культурной автономии). В-четвертых, представление парламентским группам права вето при принятии окончательных Решений (не простым, а квалифицированным большинством).

Модель со-общественной демократии, или модель соучастия, вправлена против оттеснения меньшинств на политическую пе­риферию. Она применима лишь в случае, если группы имеют свою политическую организацию и способны на проведение относительно самостоятельной политики.

Такая модель может использоваться в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии).

Широкое распространение получили также теории рыночной демократии, представляющие власть как аналог экономической системы, в которой происходит обмен «товарами» т.е. политиче­скими идеями, программами, имиджем лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы, статусы, приви­легии на поддержку избирателей, покупатели - электорат. Таким образом, под политическим действием понимается только электо­ральное поведение, а акт голосования трактуется как «покупка» или «инвестиция».

Основы рыночной модели демократии были заложены в работе Энтони Даунса «Экономическая теория демократии» (1957 г.). Дан­ная модель является результатом распространения экономических методов (теории рационального выбора) на политическую науку.

Базовые понятия, используемые Даунсом: поведение избира­телей (электоральное поведение), обмен в политике, партийное поведение, максимизация результата политического действия, информация о выгодности действия. Рациональность политиче­ского поведения означает, что каждый политический субъект стремится получить максимальный результат при наименьших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, дела­ет возможным упорядочение предпочтений. Главный двигатель политического выбора - экономический интерес, выгода, при­быль. Субъект может действовать альтруистически, но даже при такой модели поведения не исключена личная заинтересован­ность. Условием рационального выбора является информирован­ность избирателя. На практике он может действовать как на осно­ве определенной и полной информации, так и исходя из неполной, неточной информации.

В современной литературе выделяют также модель теледе­мократии (электронной демократии), ядром которой является виртуализация политики, основанная на новых информационно-коммуникативных технологиях (ИКТ). Возможность использова­ния информационных сетей и систем создает для каждого гражда­нина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество ин­формационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной (представительной) демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе. Последние, однако, должны рассматриваться не столько как гласность, сколько как новый шанс усилить политическую актив­ность и политическую ответственность населения.

Создание основ теледемократии предполагает: постоянное ин­формирование населения через официальные веб-сайты о деятель­ности органов власти; публичный доступ к официальным докумен­там-законам и нормативным актам; обеспечение прямого участия граждан в выработке решений по конкретным вопросам, затраги­вающим их интересы; проведение опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними; организацию регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депу­татами, жителей - с представителями исполнительной власти.

Теледемократия ставит проблемы обеспечения интеграции общества, меняет формы контроля власти за общественностью, снимает ряд ограничений на политическое участие.

Итак,демократия - это форма организации политической системы на основах конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития.

Демократия сочетает представительство интересов, политиче­ский плюрализм и конкуренцию, гарантии права граждан на уча­стие в политике, просвещенный выбор, взаимную ответственность власти и народа.

Наши рекомендации