Роль выборов в политической жизни общества

Одним из элементов формирования к,. функционирования политической системы государств являютсяполитические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующейизбирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:
• президентские,
• парламентские,
• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,
• очередные,
• внеочередные,
• дополнительные.
В современных условиях значение и удельный вес вы; боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Виды избирательных систем.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Политическая культура.

Вкомплексе явлений духовной жизни политическая культура —сложное производное от понятия «политика» как сферы человеческой деятельности, связанной с властью и отношением к ней.

Политическая культура может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле этого понятия. В широком смысле политическая культура — умение человека или постепенно сложившийся у него навык понимать механизм взаимодействия политических сил в обществе, способность индивида использовать этот навык для анализа происходящих событий и применять его в своей повседневной социальной ориентации. Такое широкое понимание политической культуры предполагает наличие у человека определенных убеждений и политических взглядов, что, в свою очередь, предполагает его активное участие в политике и наличие опыта в политических действиях.

От политической культуры людей, определяемой национальным характером, эпохой, событиями и т. п., во многом зависит построение государств и успехи их национального развития, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на общество и индивидов.

На протяжении своей истории каждый народ формировал характерную только для него систему ценностей. В зависимости от нее народы отличаются представлениями о том, как должна функционировать оптимальная политическая система, каковы права и обязанности гражданина перед обществом. Этот свод верований, символов и ценностей предопределяет политическую культуру наций. Еще в прошлом веке психологи предприняли попытку построить теорию национального характера, разобраться, почему американец ведет себя иначе, чем немец, в нашем случае — белорус иначе, чем украинец, с чем связаны эти различия — с врожденными чертами или с воздействием среды.

Политическая культура всего общества (или в широком смысле) формируется в конкретных исторических условиях, причем неравномерно и противоречиво. На ее формирование оказывают влияние революции, войны, кризисы, характер внешних отношений, угроза извне, развитие культурных процессов в целом и другие факторы. При этом в качестве политических субъектов выступают государство, политические партии, средства массовой информации. К неполитическим субъектам относят семью, школу, церковь, деловые круги, культурную элиту общества.

Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).


49. Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и соц.системой. В западной литературе выделяется три основных способа полит.коммуникации: Коммуникация через ср-ва массовой информации, включающая в себя печатные ср-ва (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные ср-ва (радио, телевидение и т.д.); Коммуникация через организации, когда полит.партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

Коммуникация через неформальные каналы.

Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно- коммуникационные процессы. На этом уровне организации информационных отношений прежде всего действуют политические агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят: официальные институты государства (представленные их лидерами и руководителями, а также информационными отделами по связям с общественностью); государственные (национальные) средства массовой информации (СМИ); независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.); зарубежные СМИ.

Наши рекомендации