Объект и предмет политологии. Основные подходы к определению предмета политологии.
Объект и предмет политологии. Основные подходы к определению предмета политологии.
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, полит. отношений и полит. систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах полит. деятельности.Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект полит.науки – полит. сфера общества (это в первую очередь государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического)
Современные исследователи придерживаются различных взглядов на сущность и содержание предмета политологии. При этом выявилось три подхода к этому вопросу.
1. Сторонники первого подхода утверждают, что политология – это наука о полит.власти и управлении обществом. По их мнению, предметом политологии являются закономерности возникновения, функционирования и развития полит.власти, пути, формы и методы ее завоевания, удержания и использования. Данный подход является наиболее распространенным в наст.время, имеет больше всего сторонников как среди зарубежных, так и отечественных исследователей политики.
2. Представители второго подхода считают, что политология – это наука о политике, полит.деятельности в целом, т. е. обо всех процессах и явлениях, происходящих в полит. сфере жизни общества. При таком понимании предмет политологии определен уже в самом названии науки.
3. Сторонники третьего подхода считают, что политология – это наука о государстве и праве. Предметом являются наиболее общие закономерности политики. У истоков такого понимания стоит древнегреческий мыслитель Аристотель, который сводил политику к изучению государства, его устройства, управления государством, участия граждан в решении гос. и общ.дел. Последователи Аристотеля в наши дни считают, что наука о политике есть «познание всего, что имеет отношение к искусству управлять гос-вом и вести отношения с другими гос-вами».
2. Функции политологии
Политологическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (от лат. functio – «отправление», «деятельность»). Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
Функции политики
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:
1) функцию обеспечения целостности и стабильности обще ства. Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направ ленность развития, обеспечивает их ресурсами;
2) функцию мобилизации и эффективности общей деятель ности. Формулируя ценностно значимые цели поступатель ного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;
3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влия ния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;
4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.
5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в соз дании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.
Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном: «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так?
Сегодня уважение прав человека и демократических норм – одно из основных показателей, по которым оценивается степень развития общества и государства. Многие страны мира ставят вопрос уважения прав человека во главу угла своей внешней политики, существует ряд влиятельных правозащитных международных неправительственных организаций. В то же время, к большому сожалению, сегодня такие понятия, как «демократия» и «права человека» в международном масштабе часто обесцениваются. И это не может не волновать. Идея прав человека перестаёт быть тем маяком, на который ориентируются страны, где происходят экономические и политические перемены. Эта идея перестаёт быть абсолютной, неоспоримой и авторитетной ценностью. Более того, есть основания утверждать, что в современном мире происходит отход от основ демократии и обесценивание идеи прав человека, что можно объяснить тремя причинами. Во-первых, в некоторых странах не хватало предпосылок для самоорганизации общества, для развития гражданского общества, для укоренения идеи прав человека. Поэтому властные элиты установили там нераздельную власть. Эти элиты отвергают универсальные принципы уважения человеческого достоинства и гуманизма. Бывает, что не выполняются даже самые минимальные стандарты, а любая критика воспринимается как посягательство на государственный суверенитет и вмешательство во внутренние дела.
Во-вторых, приводя в пример определенный экономический рост в таких государствах, как Китай, Россия или Беларусь, авторитарные правители по всему миру претендуют на то, что можно модернизировать экономику без политического плюрализма, демократии и уважения прав человека. Они не желают делиться властью с обществом, которое подвергается воздействию массовой пропаганды со стороны монополизированных государством средств массовой информации. Например, экономические трудности, вызванные проблемами перехода к рыночной экономике, во многих пост-советских государствах были ошибочно интерпретированы как результат первых демократических преобразований. Это привело к тому, что часть людей осознанно выбрала и продолжает поддерживать недемократические методы управления страной. В-третьих, государства, которые выступали в роли защитников прав человека и демократии на планете, иногда давали, к сожалению, примеры непоследовательности в своих действиях и отхода от собственных фундаментальных принципов. Такие действия, как война в Ираке, существование тюрем с недопустимыми условиями содержания заключенных, широкомасштабное развитие торговых отношений с явно недемократическими странами, создали почву для обвинений в двойных стандартах и в выборочном применении норм со стороны западных демократий. Когда права человека нарушаются правительствами стран, наиболее активных в их отстаивании, то у авторитарных правителей появляется удобный предлог для полного пренебрежения и игнорирования общепринятых стандартов. Демократический путь развития должен снова стать привлекательным для всех стран мира. Нужно, чтобы модель демократического правового государства и рыночной экономики стали примером для народов мира. Нужно вернуть авторитет идеи прав человека. Без этого мир скатится в кровавую пучину новых войн. Чтобы избежать конфликтов, Европа и США снова должны стать примером поведения для других стран мира. Они должны проводить дальновидную принципиальную политику, основанную на ценностях гуманизма и демократии. Торговые и экономический выгоды не должны их удерживать от постановки фундаментальных вопросов об уважении прав человека и демократических норм в любой стране мира.
48.Сформулируйте и обоснуйте собственные рекомендации для развития государственной политики в сфере безопасности.
Для представления себя как успешного и признанного подрядчика в области производства и инноваций, необходим жёсткий подход к соблюдению правил безопасности, и мы определенно считаем, что безопасная работа – это, прежде всего, продуктивная работа.Gпрограмма по безопасности должна быть основана на культурном охвате всей компании в целом, от начала до конца. Члены руководящей группы нашей компании проводят частые проверки по соблюдению стандартов безопасности каждым работником производства.
Основные меры по безопасности – это: Вовлечение в процесс всех работников, Постоянное применение воспитательного фактора для содействия проектной группе, Ознакомление персонала компании с инструкцией по безопасности и охране здоровья, Наличие постоянно контролирующих органов в лице руководителя проекта, руководителя объекта, бригадира, Наличие обучающих программ для представителей контролирующих органов и персонала, Наличие обучающих и проф-ориентированных программ для новых сотрудников, Ведение системы отчётности о наличии несчастных случаев и повреждений с применением последующих корректирующих мер, Проведение анализа по безопасности на строительной площадке в отношении всех видов основных работ, Усиление мер безопасности включает в себя: Принятие полной ответственности инженером по технике безопасности во время работы на стройплощадке, Проведение постоянных проверок по оценке безопасности работы членами руководящей группы, Проведение ежедневных и еженедельных собраний по безопасности, Обучающие программы по безопасности применительно к проектному объему работ, Составление рабочего плана, включая обучающие программы по безопасности и планированию, Программа начисления премий в области безопасности, Партнерство и совместная работа с клиентами по улучшению уровня безопасности и здоровья.
Объект и предмет политологии. Основные подходы к определению предмета политологии.
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, полит. отношений и полит. систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах полит. деятельности.Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект полит.науки – полит. сфера общества (это в первую очередь государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического)
Современные исследователи придерживаются различных взглядов на сущность и содержание предмета политологии. При этом выявилось три подхода к этому вопросу.
1. Сторонники первого подхода утверждают, что политология – это наука о полит.власти и управлении обществом. По их мнению, предметом политологии являются закономерности возникновения, функционирования и развития полит.власти, пути, формы и методы ее завоевания, удержания и использования. Данный подход является наиболее распространенным в наст.время, имеет больше всего сторонников как среди зарубежных, так и отечественных исследователей политики.
2. Представители второго подхода считают, что политология – это наука о политике, полит.деятельности в целом, т. е. обо всех процессах и явлениях, происходящих в полит. сфере жизни общества. При таком понимании предмет политологии определен уже в самом названии науки.
3. Сторонники третьего подхода считают, что политология – это наука о государстве и праве. Предметом являются наиболее общие закономерности политики. У истоков такого понимания стоит древнегреческий мыслитель Аристотель, который сводил политику к изучению государства, его устройства, управления государством, участия граждан в решении гос. и общ.дел. Последователи Аристотеля в наши дни считают, что наука о политике есть «познание всего, что имеет отношение к искусству управлять гос-вом и вести отношения с другими гос-вами».
2. Функции политологии
Политологическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (от лат. functio – «отправление», «деятельность»). Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.