Формыадминистративно-территориального устройства государств.

Государства характеризуются с точки зрения не только распределения полномочий и взаимоотношений между высшими государственными органами власти, но и взаимоотношений между центральной и местной властями, т. е. формы административно - территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарные гос-ва(Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобритания, Беларусь и др.) характериз господством единой системы органов власти и правосудия, единых правовых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные ед (области, департаменты, провинции и т. д.) жестко подчинены центру.Полномочия местной бюрократии,несмотря на выборность,ограничены,ихдеят-ть контролируется общенациональной властью. Централизованными унитарными гос-миявл Швеция, Дания, Беларусь, децентрализованными - Франция, Испания, Италия.Однако, несмотря на то, что крупные регионы в децентрализованных гос-ах обладают широкой автономией и даже имеют собственные законодательные собрания, правительства, ограничения в сфере налогообложения ставят их в сильную финансовую зависимость от центра.Федерация-союзное гос-во,состоящее из нескгос-ыхобразований,обладающихопред степенью самостоятельности (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Россия и др.). Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что центральная власть признает автономию отдельных субъектов, т.е. делится суверенитетом со своими субъектами. В этой связи можно говорить и о двух уровнях власти: центрального или федерального правительства и правительства отдельных ее субъектов. Полномочия, не переданные федеральному правительству, остаются за субъектами федерации. Один из важнейших принципов федерализма – автономность, самоуправляемость всех субъектов.Федерацию можно определить по следующим признакам: наличие двухпалатного парламента (обе палаты равноправны);на основе общей конституции каждый субъект создаёт свою конституцию;двойноегражданство;единаясисма прав граждан,хотя субъекты могут иметь свои подсистемы; единая судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы);единая валюта;единая охрана границ. Что касается полномочий федерального прав-ва, то они заключаются в принятии и изменении конституции, обеспечении прав и свобод граждан, защите суверенитета и территориальной целостности, определении стратегии экономического развития, управлении энергетикой транспортом, обороной, выработке и осуществлении внешней политики, регулировании конфликтов между субъектами. При возникновении чрезвычайных ситуаций в субъектах (стихийные бедствия, массовые беспорядки) федеральные власти имеют право вмешиваться в их внутренние дела. Выделяют также и своеобразные,довольно аморфные образ-ия, такие как, напр, конфедерации. Это не единое гос-во,а союз равноправных гос-в.Участники такого образов-ия сохраняют основную часть своих государственных прерогатив,оставаясьфактически,юридически и политически самостоятельными.Координируются, как правило,лишь внешнеполитические действия (дипломатия, оборона). За гос-вом – членом конфедерации сохраняется право выхода из ее состава в любой момент. Центральное прав-во зависит от прав-в субъектов конфедераций и существует за счет более или менее добровольных взносов.Можноутверждать,что главное отличие федерации от конфедерации состоит в том,что федеральный центр вправе принимать решения,затрагивающие всех субъектов и граждан,аконфедерация,будучи союзом гос-в, таким центром не располагаетИмперия – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения.

16.Институты государственной власти РБ.В систему органов государственной власти нашей страны входят:Президент Республики Беларусь (президентская власть);органы законодательной (представительной) власти;органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);органы судебной власти; контрольно-надзорные органы (органы прокуратуры и Комитет гос контроля).

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.Президент РБ является Главой гос-ва, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь: гражданин Республики Беларусь по рождению; не моложе 35 лет; наделенный избирательным правом; постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.Компетенция: издает декреты, имеющие силу закона, назначает республиканские референдумы, является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ, подписывает законы, назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы и др.

Законодательная власть- это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь; Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские). Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей -110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе голосования. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя, Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя.Компетенция:рассматривает проекты законов,назначает выборы Президента, принимает отставку Президента, рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь,обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,о толковании Конституции и др вопр,предусм-ые Конституцией.

Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Высший орган исполнительной власти — правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления. Исполнительную власть в гос-ве осуществляет Прав-во — Совет Министров РБ. Это центральный орган гос управления. Прав-во в своей деят-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры, председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления. Компетенция Прав-ва: разработка осн направл внутр и внешн пол-ки и принятие мер по их реализации;проведение единой государственной политики;разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов гос-ва, нац безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;организация управления государственной собственностью.

Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

Задачи судебных органов: защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства; правовое, гражданское воспитание граждан. Основные принципы правосудия: независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе; гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемому права на защиту; обязательность судебных актов для всех организаций и граждан; неприкосновенность судей.Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Наши рекомендации