Политическая власть: понятие и структура.

Власть- отношения между субъектами политики, проявл. В способности и возможн. Одних людей осущ. Свою волю по отнош. К другим. Элементами полит.властиявл.: Субъект власти- субъект, добив. От др. субъектов осущ. Действий, соотв. Гего воле;. Объект власти- субъект, характер. Готовностью к подчинению и способностью реализовать волю властв. Субъекта.; Процесс властвования- т.е. способы, механизмы взаимод. Властвующ. Субъекта и объекта; Средства властного действия- совокупность ресурсов, использ. Субъектом властвования для реализации своей воли посредством действий подвластного субъекта; Социальные нормы- механизмы регулир. Обществ. Жизни, обеспечив. Соответствие между целями соц. Субъектов и средствами их достижения. Процесс властвования раздел. На 2 фаы: Волевая- сост. В постановке цели властв. Субъекта; Инструментальная-проявл. В практических действиях по реализации поставл. Цели при помощисредств властного воздействия.

7.Легитимность и легальность политической власти. Основные типы легитимности. Легитимность –способность власти создавать и поддерживать у насел убеждении в том, что дан власть необходимо законна, оправданна, наделена нравом принимать решения, кот граждане должны принимать. Ее наличие подтверждается готовностью большинства подчиняться этой власти.Легальность – обозначает, что происхождение власти, ее полномочия, методы закреплены в законодат акте.Вебер выделяет 3 типа легитимности:1.традиционная – у вождей, монархов, основана на традиции насел подчиняться и на вере божественного происхожд-ия власти и монарха, и на престолонаследии.; 2.харизматическая (божеств дар) – абсолютное доверие к лидеру в силу его выдающихся качеств и способ-тей. Для нестабил, перходн общ-ва.; 3.рационально-легал – доверие в нравственность правил, кот формируется власть: свободн выборы, верхов-во зак. Для стабил демократ общ-ва, граждане довер не отд представ власти, а сист, гос устр-ву.Признаки падения легитимности:рост степени принуждения;ограничение прав и свобод;ограничение деятельности полит организаций, партий и независимых СМИ;рост коррумпированности всех институтов власти и их сращивание с криминальными структурами.;Низкая экономическая эффективность власти.

Предпосылки поддержания легитимности:Совершенствование законодательства;Создание полит системы, кот основана на полит культуре населения;Успешное осуществление гос политики, поддержание законности и порядка.

8.Понятие, структура и функции политической системы.Полит системывозникли как одна из форм соц движения материи и духа, обусловленная опр потребностями чел общ-ва. Системный подход.наиб развит в трудах Д. Истона, Г. Алмонда, К.Дойча и др политологов (50-60гг. 20в.).Основные характеристики:-Полит система предстает в виде абстракт, искусственно созданного, теоретич, мыслительного конструктора, - чёрного ящика, позволяющего выявлять и описывать системные св-ва разл полит явлений; -Предметом анализа явл соц взаимодействие м/у индивидуаль группами, к-ые осущ-ют опр полит роли; -Полит взаимодействия ориентированны на авторитарное распр-ние ценностей и рес и побуждение насел к принятию этого распр-ния в кач обязательного для всех; - Полит сист отлич-ся от др сист общ-ва своей самост-тью, автономностью. Взаимодействие сист с обществ средой принято объяснять с пом терминов « вход» и «выход». Понятием «вход» обозначается влияние общ-ва на сист, а понятием «выход» - влияние сист на общ-во, ( см. рис.). Функции сист на входе: 1)артикуляции – выдвиж-е требов-й; 2) агрегир-ие интересов – согласование требований и превращ в нек позицию; - полит социализ-ции – освоение личностью политики; 3) пол коммун-ция. Полит сист в процессе конверсии «перерабатывает» требования и на “выходе” появляется рез-тат в виде решения и полит действия власти (в форме нов законов, полит заявлений). Решения и действия оказ влияние на среду. И затем возникают нов требования или поддержка. Функции сист на выходе: применение правил и норм; контроль соблюд правовых актов и претвор-е в жизнь решений; норма творчества. “Вход” и “Выход” системы постоянно и непрерывно воздействуют друг на др (петля обратной связи).

Гл цель полит системы-самосохранение путём её приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на неё.Институциональный подход.Даёт более конкретное представление о полит системе. Полит институт – это самостоят явление полит жизни, элемент полит системы. Признак полит: активно взаимодействуют в осуществлении власти соц упр-ния, как по гор ( гос-во, партии, избират сист), так и по верт (полит институты страны, области, района).В этом случ полит система опр-ся как опр соц- полит механизм, посредством к-го реализуется власть в общ-ве и осущ-ся весь комплекс экон, соц, полит и культ задач обществе развития.Этот механизм включ: гос-во (осн институт полит системы), партии, СМИ, полите ассоциации и объединения, полит сознание и культуру, полит и правовые нормы. Структура политической системы.включ 5 подсистем, к-ые ответственны за ее жизнедеятельность:1.Институциональная подсист включ все гос и обществ институты. Вед роль среди них принадлежит гос органам и учреждениям.2.Нормат-регулятивн подсист аккумулирует, корректир и обогащает политико-правовые и нравств нормы, полит обычаи и традиции, к-ые направляют и упорядочивают деят-ть, поведение и отношения субьектов политики. 3.Коммуникативная подсист ответственна за взаимод-ие всех элементов полити системы на основе обмена инфо.4.Культурно-идеологич подсист включ полит культуру и идеологию. 5.Функциональная подсист. Представляет ср-ва и методы реализации полит системой соц интересов и властных полномочий, хар-р ее взаимосвязей с общ-вом, гос-вом и личностью. Функции полит системы:приобщение граждан к политике; взаимодействие полит сферы с др сферами; упр-ние обществом (руков-во страной); регулятивная (упорядочение и регламентация полит поведения); интегративная (консолидация общества); мобилизационная (орг-ет граждан на решение тех или иных задач).

9.Типология политических систем.На типологию полит системы влияют: Полит традиции, Соц структура, Хар-р эконом отношений, Нац специфика, Истор усл, Геополитическое месторасположение, Уровень полит культуры.1. Классификация исходя из информационного подхода(Рабовладенческая, Капиталистич, Социалистич, Феодальная).2. По характеру взаимодействия с внешней средой (Открытая, Закрытая).3. С т зр соц-экономического развития страны (Полит сист высокоразвитого буржуазного Ур общ-ва;-//- буржуазного общества среднего уровня;-//- трансформирующегося общества;-//- развивающихся стран).4. Классификация исходя из типа полит режима (Авторитарного общ-ва, Тоталитарного, Демократич).5. Классификация по Алмонду: Амер политолог Алмонд в 50 гг выделил 4 типа полит системы; гл критерием разделения полит сиатемы явл система ценностей, уровень полит культуры:1. англо-амер полит система (самая многоценностная полит система) включ идеи индивидуализма, свободы, демократии, включает права чела. Хар-но: стабильность, бюракратизация. США, Велик, Канада, Австралия; 2. европейско-континентальная полит система (Швейцария,Австрия,Герм, Фран, Итал) Менее многоценн-ая, т.к свойствены элем англо-амер полит системы. Но заметно влияние традиций, из доиндустриальных эпох. Многоообр-ие полит культур, но внутри групп, партий, классов.;3. доиндустриальная полит система (частично индустр) Мексика, Бразил. Наличие смешан пол культры и высока роль насилия, как способа сохр-я власти.;4. тоталитарная полит система. Нестабльность, тотал контроль над всеми сферами общ-ва, приоритет классов, нац, религ ценностей.

10.Политические режимы: понятие и типология.Полит режим –это совок-ть ср-в и методов осущ-ния полит власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Образ-ся под влиянием след факторов:цели и задачи полит элиты, пол партий, наход-ся у власти; степени классов и межнац противоречий; Ур полит культуры, истор традиций, менталитета в общ-ве.

Хар-р полит режима опред-ся рядом критериев:степень демокр-ции в общ-ве; -кол-во полит партий; - налич/отсутств оппозиции; наличие СМИ; по соблю в общ-ве законов; по обеспеч-ти прав личности.

В политологии различаю 3осн типа полит режимов: 1.Демократический – ситуация, при кот народ осущ-ет полит властвование. «Разрешено все, что не запрещ зак»:источник власти – народ, выборность осн органов гос власти и должн лиц, их подотчётность избирателям;наличие «ср класса» - соц основы демократии;гос устройство по принципу «разделения властей»;полит плюрализм, благопр усл для развития гражданского общ-ва; полит власть имеет легитимный хар-р и осущ-ся в соотв-вии с законом.

2.Тоталитарный - это система насильственного полит господства, хар-ся полным подчинением общ-ва (его экон, соц, идеологич, дух, бытовой жизни) власти господствующей элиты, орг-ной в целостный военно-бюрократич аппарат и возглавляемой лидером. «запрещено все, что не разрешено властью».

3. Авторитарный – это гос полит устр-во общ-ва, основу к-го сост неограниченная власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). «Разрешено все, кроме политики»: неогранич власть одного лица (группы лиц) или гос органа;активно исп-ет методы принуждения, стремится к тотальному контролю над обществом;допускается «дозируемый» и контролируемый властью плюрализм;властные структуры государства манипулируют сознанием и поведением граждан. Роль полит режима в жизнедеят-ти люб страны исключительно велика. Значит изменение, и тем более радикальная смена полит режима обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства.

Наши рекомендации