Унитарное государство как форма государственно-территориального устройства. Различные виды унитарных государств

Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Единый государственный язык;

7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

· характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

· объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

· государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

· государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

· государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Современные суверенные государства: Беларусь, Сирия, Польша, Франция, Украина и др.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) — это единое, слитное государство. В современном мире наиболее распространенной является именно унитарная форма государственного устройства. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы, многие страны Латинской Америки, Африки. Для унитарных государств характерны следующие основные признаки:

1. Единая конституция и единая правовая система. Конституция закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны;

2. Единая система высших органов государственной власти и управления;
3. Единое общенациональное гражданство (подданство). Такие понятия, как гражданство области, города, коммуны, общины, не применимы, за исключением почетного гражданства;

4. Единое экономическое пространство, единую кредитно-денежную систему, единые вооруженные силы, национальную государственную символику и абсолютную международную правосубъектность.
Унитарные государства принято различать на централизованные, децентрализованные, а также относительно децентрализованные.

К децентрализованным относятся такие унитарные государства, в территориальных единицах которых любого уровня осуществляется местное самоуправление (Великобритания, Италия, Испания, Новая Зеландия, Япония).

К централизованным относятся унитарные государства, в которых подчинение местных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра. Выборные органы на местах могут вообще отсутствовать. Подобный подход встречается крайне редко (страны Тропической Африки). Либо выборные органы присутствуют, но самостоятельность их ограничена центром (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Выделяют относительно децентрализованные — это такие унитарные государства, в которых территориальные органы высшего уровня носят исключительно административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы областной администрации (например, Болгария).

Функции государства: понятие, содержание и классификация.

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага.

Содержание функций постоянно меняется. Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит: 1) подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; 2) охрану частной собственности на средства производства.

В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия): 1) функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса; 2) собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»); 3) наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (гос-во активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).

Функции государства классифицируютсяпо разным основаниям:

1. По сферам деятельностиразличаются внутренниеи внешние функции.Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.

2. По времени действияразличаются постоянныеи временные функции.К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.

3. По социальной значимостиразличаются основныеи иные функции.Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.

4. По правовым формам реализации:правотворчество, исполнительно

Наши рекомендации