Тема3. Власть, как социально-политическое явление.
Ресурсы социального превосходства.
Трактовки и структура власти.
Политическая власть, её черты и механизмы осуществления.
Система разделения властей.
5. Легитимность власти, её виды и причины делигитимации.
1 Формирование социальных отношений неизбежно сопровождается углублением социального неравенства. При этом одни индивиды и группы приобретают превосходство в обществе, наделяются властью, а другие попадают в зависимость от их воли. Социальное превосходство в основном осуществляется в таких формах: сила, власть, авторитет. Они взаимосвязаны, но принципиально отличаются .
Сила – проявление физического превосходства, принудительное влияние . ей всегда рано или поздно сопутствует сопротивление.
Авторитет – способность влиять на людей с их добровольного согласия , основан на личных качествах и достижениях определённых людей.
Авторитет, сила – две противоположности .
Власть – наиболее ценный ресурс, который помогает занять привилегированное положение в обществе, а значит обеспечить возможность доступа по всем другим ресурсам . Власть также не соответствует авторитету и гораздо чаще выдающиеся люди, обладающие реальным авторитетом , не стремятся к власти.
В наиболее общем смысле власть - способность и возможность осуществлять свою волю. Способность и возможность осознанно влиять на окружающую действительность , будь то природная среда или человеческое сообщество.
Ролевая трактовка говорит, что причина возникновения власти – социальная, необходимость упорядочивания отношений и деятельности той или иной социальной группы в ходе совместной жизни. С развитием производственных сил и отношений возникает необходимость в разделении выполняемых функций и ролей, А одни из них более, а другие менее значимы. Из разницы в значимости ролей и проистекает власть.
Структурно - функциональная трактовка интерпретирует власть как свойство социальной организации в плане управления и подчинения. Здесь власть связана со статусами, с занятием руководящих должностей, с воздействием на людей с помощью соответствующих санкций: поощрения, наказания.
Психологические трактовки раскрывают субъективные мотивации власти, где выделяют следующие мотивы:
- Стремление к самореализации в политической деятельности , направленной на благо общества.
- Стремление к самореализации в политическую деятельность, но направленной на реализацию личных или узкогрупповых интересов и потребностей.
- Власть как самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием , что в итоге сводит стремление власти к компенсации физической, духовной или интеллектуальной неполноценности.
Кроме того психологический подход рассматривает власть, как особый тип поведения , когда одни командуют, а другие – подчиняются. Предметом исследования здесь также является воля к власти одних и предрасположенность к подчинению других. Мотивы подчинения могут быть основаны на чувстве страха перед нежелательными последствиями; на заинтересованности в достижении поставленной цели; на авторитете властвующего или просто на убеждённости в необходимости выполняемых распоряжений.
Реляционистская трактовка рассматривает власть как отношение между двумя партнёрами, где первый- субъект власти, с помощью определённых средств контролирует второго- объект власти.
СТРУКТУРА ВЛАСТИ:
1. Субъект власти – активное, властное начало. Определяет содержание властных отношений. Им может быть отдельный человек, организация, общность, мировое сообщество и т.д.
2. Объект власти – тот на кого распространяется воля субъекта, то есть, объект приложение власти. Так же может быть представлен от индивида до общества.
3. Ресурсы власти- все те потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Могут быть материальные средства; средства, влияющие на внутренний мир, мотивацию поведения либо средства принуждения, наказания, лишения. Специфически особым ресурсом власти является сам человек, так называемый демографический – универсальный многофункциональный ресурс , который создаёт другие ресурсы.
4. Процесс – механизмы и способы взаимодействия субъекта и объекта власти.
ВИДЫ ВЛАСТИ:
- В соответствии с ресурсами:
1. экономическая власть – контроль над экономическим ресурсом, над материальными ценностями.
2. социальная власть – основана на сложившихся определённых нормах общественной жизни, распределяет положение в обществе, статусы , льготы, должности, привилегии.
3. духовно- информационная власть и власть культурных традиций, и религиозной власти. Власть, осуществляемая с помощью знаний, информации, связь с СМИ.
4. принудительная власть – опирается на силовые ресурсы.
5. политическая власть – способность субъекта власти проводить свою волю, опираясь на законы и другие нормативные документы, а также на праве публичного принуждения. Политическая власть характеризуется верховенством над всяким другим видом власти, так как, она может ограничить влияние других властей или даже ликвидировать , задействовать любые мыслимые виды ресурсов.
- В зависимости от субъекта власть бывает:
государственная, партийная, армейская, профсоюзная и др.
- В зависимости от способа взаимодействия субъекта и объекта власти:
демократическая, авторитарная, демократическая.
-- По широте её распространения:
1. мегауровень- власть международных организаций.
2. макроуровень – власть центральных органов государства.
3. мезауровень – областные, районные, городские органы власти.
4. микроуровень – сельсоветы, власть в организациях, предприятиях, малых группах и т.д.
Американские политологи Фрэнч и Рэйвен выделяют 7 оснований власти:
1) власть принуждения : определяется угрозой наказания.
2) власть связей : здесь одна страна может воздействовать на другую используя власть третьего лица.
3) власть- эксперт: зависит от объема определённых знаний, мастерства и навыков.
4) нормативная власть: основана на нормах, правилах, согласно которым носитель власти имеет право контролировать соблюдение определённых правил поведения и если надо настаивать на них.
5) информационная власть: когда некто владеет информацией, представляющей для других ценность; для обладания корой необходимо пойти на уступки в отношении желаний обладателя.
6) власть вознаграждения определяется ожиданием удовлетворения потребностей: материальных, нематериальных.
7) референтная власть основана на идентификации подчинённого с носителем власти и желанием быть похожим на него.
3.Политическая власть зарождается и утверждается в обществе , как необходимая форма отношений между социальными группами и сообществами с одной стороны и обществом и общественными организациями с другой. Власть закрепляет приоритетность ценностей, интеграцию определенных социальных групп, как общих обязательных для всех. По сути это способность субъекта проводить свою волю через правовые и политические нормы, опираясь на принуждение и специфический аппарат принуждения.
Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур.
Государственная власть отличается от других рядом характерных черт:
- легальностью использования силы в пределах государственности.
- верховенством, обязательностью ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти.
- публичностью, т.е. возможностьюдействовать на основании права от имени всего общества.
- моноцентричностью, существованием общегосударственного центра.
- богатством ресурсов, способностью задействовать любые. Без исключения ресурсы или влиять на них.
Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением. В политике достаточно активно может задействоваться значительная часть населения через разного рода негосударственные политические объединения. Обычно они абсолютно формально участвуют в формировании политической власти, в отношениях солидарности или соперничества.
Механизм власти в современном демократическом обществе строится таким образом: формально, первичным источником и субъектом власти выступает народ, который передаёт свои властные функции государству, как своему официальному представителю. Государство в свою очередь, распределяет полномочия по горизонтали (законодат., исполнит., судебн.) и по вертикали(центр и регион. местные органы власти).
Механизм осуществления политической власти включает:
- принуждение, которое закрепляется в государственных нормативно- правовых актах.
- управление и организация- упорядочение деятельности различных социальных групп, учреждений, политических (неполитических) организаций.
- руководство- определение и законное закрепление стратегии развития общества, выбор средств, осуществление задач, целей.
- контроль за осуществлением властных решений, оценка результатов, внесение коррективов.
4. Идея системы разделения властей была высказана Дж. Локком и разработана Ж. Монтескье, который полагал, что только независимость друг от друга законодательной, исполнительной, судебной власти может обеспечить правильное функционирование государству. Впервые этот принцип был записан в Конституции США 1778г. и документах Великой Французской революции 1789г.
Законодательная власть поддерживает интересы общества, автономию и свободу личности. Имеет право принимать законы, её носитель – избираемый народом Парламент: определяет основы внутренней и внешней политики, утверждает государственный бюджет, контролирует выполнение закона. Верховенство законодательной власти ограничивается принципом Конституции.
Исполнительная власть – административная система, государственное обеспечение. Её основная задача : обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Она представлена деятельностью Правительства, которое состоит из министерств и ведомств, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Решает задачи хозяйствования, планирования, финансирования социального обеспечения и защиты. Имеет право издавать нормативные акты и выступать с законодательными инициативами.
Конституционный строй поддерживает судебную власть. Она осуществляет правосудие , вносит правовое суждение о законе и обеспечивает его соблюдение. Судопроизводство в демократических государствах осуществляется на основе независимости суда, подчиняя его только закону коллегиальности, неприкосновенности судей, публичности судебного разбирательства и равенства участников процесса. Выделяют, как правило, Конституционный суд, который вносит разрешение о соответствии решений и Конституции страны. Верховный суд- контрольная деятельность различных органов судебной власти, даёт им юридическую оценку , ведает уголовной, гражданской ответственностью граждан. Высший Арбитражный Суд контролирует деятельность арбитражных судов низших инстанций в сфере экономических отношений между юридическими лицами.
Сегодня говорят о наличии четвёртой власти в СМИ, которая действительно оказывает всё большее влияние на принятие политических решений.
5.Легитимность власти – её признание , одобрение и поддержка гражданским обществом. По сути, власть является легитимной только тогда, когда население оценивает её положительно, признаёт право на управление и согласно подчиняться. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, а также с верой подавляющего числа граждан, что данный порядок является наилучшим для данного государства, при этом оказывается , что оправдываются даже самые непопулярные действия власти. Но лишь в том случае, если они принимаются для достижения принятых народом основополагающих политических целей и ценностей. Государственная власть – всегда легальна, поскольку сама создаёт законы, но не всегда легитимна, так как, может не поддерживаться населением.
Значительный вклад в теорию легитимации власти внёс крупный философ социолог Макс Вебер. Он считает легитимность власти – главным условием стабильности общества и создал теорию легитимного господства. Господство – политический порядок, при котором индивид или социальная группа (субъект власти) получают нормативно закреплённое право на реализацию властных функций. По Веберу легальность, законность этого права создают внешнюю гарантию устойчивости власти. Признание же и одобрение гражданами власти, как правильной является внутренней гарантией равновесия социальной системы, то есть, речь в данном случае идёт о специфическом политическом консенсусе между народом и властью.
Вебер выделил три типа легитимного господства:
Традиционное господство- опирается на веру в традиционность, незыблемость, священность существующих порядков, характерно для монархий. Подчиняться властителям принято по традициям, а властители по традиции должны заботиться о своём народе. Вебер даже предлагал для стабильности демократии сохранять наследного монарха.
Харизматическое господство – ( харизма – особый личный дар оказывать влияние на людей ) - также опирается на веру , но исключительные качества- чудесный дар вождя, она основывается на эмоциональном личностном отношении вождя и масс. Харизмой обладали все исторически значимые личности, пророки, герои, вожди(для ХХ в. - Ленин, Сталин, Рузвельт, Гитлер, Черчиль и т.д.). Но гораздо чаще харизма является искусственной- через СМИ- созданной политической системой для проведения своей деятельности. Чаще это бывает в период радикальных реформ, когда нельзя опереться на традиции , поскольку их ломают на поддержку большинства, поскольку коренная ломка бьёт на грань жизни большинства населения, на положительные результаты перемен, поскольку их ещё нет, тогда культивируются величия определённой личности. Её авторитетом оправдывается , легитимируется деятельность власти.
Рационально - легальное господство – опирается на рациональную мотивацию. Доверие народа относится не к отдельной личности, а к разумному устройству государства, то есть, к справедливым , правомерным и удобным законам, к господству права.
Помимо приведённых существует значительное число других типов легитимности, из которых самые значимые: идеологическая легитимность, религиозная легитимность, сословно-классовая легитимность, этно-национальная легитимность. Они оказывают наибольшее влияние на отношение масс к деятельности власти.
Сегодня, самой внедряемой и распространенной формой признания населением правомерности власти, является демократическая легитимность.
Однако, легитимность власти явление временное. На ряду с доверием , которое одни оказывают, может идти процесс делегитимации , когда другие в доверии власти отказывают. Уровень легитимации может простираться от всеобщего одобрения до всеобщего отрицания. Степень легитимности эмпирически обычно проявляется посредством опросов общественного мнения.
Наиболее распространённые причины делегитимации:
- неэффективность власти, то есть, невыполнение ею своих социальных функций и общественно-значимых задач и целей.
- противоречие между доминирующими ценностями, которые приняты в обществе и эгоистическими интересами властных элит и связанных с нею социальных групп (чиновники).
- углубление социального неравенства- массовое обнищание населения.
- недоверие интеллектуалов так же подрывает легитимность власти и ,как правило, приводит к появлению оппозиции, которая выдвигает альтернативное видение социального порядка.
- бюрократизация и коррумпированность власти происходит, когда невозможно осуществить контроль снизу и намеренно не осуществляется контроль сверху.
- потеря правящей элитой- внутренней организованности и единства, возникновение внутри неё острых противоречий, вплоть до столкновения различных ветвей власти.
- для многонациональных государств - введение политики национализма.