Введение: Экстремизм как социально-политическое явление

Левый экстремизм

Рассматривая такое сложное и противоречивое явление, как левый экстремизм, необходимо отметить, что он является формой политического поведения определенных групп, характеризующейся сильным эмоциональным компонентом, который направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка.

В левом экстремизме рулевую роль играют определенные группы социума пытающиеся утвердить господство и обеспечить реализацию своей политической программы, цели и последствия осуществления силовым путем преодолевая возможное сопротивление. Где центральным ядром политического экстремизма является его идеология, которая представлена утопической теориями широкого спектра от анархизма, до концепций бесклассового общества тоталитарного типа “коммунизма”.

Левый экстремизм по своей сущности представляет собой попытку установить справедливый общественный порядок наиболее быстрыми и радикальными средствами. Концепция социальной справедливости в левом экстремизме возникла из умозрительного представления о “свободном” и “справедливом” обществе равных. Эта концепция имела крайне неопределенный и вместе с тем фанатико-религиозный характер, порождавший убеждение, что во имя святой освободительной цели доступны любые средства”.

По своей сущности левый экстремизм представляет социально-политическое явление, когда определенная группа или индивидуум имеет стремление осуществить разрушение существующей государственной системы и создать декларируемое “более справедливое” общество на идеологической основе заимствований как из социалистических и коммунистических концепций, так и собственных новейших левоэкстремистских доктрин; которое осуществляется всеми доступными средствами.

При этом активная ячейка левых экстремистов выступает в качестве активного субъекта формирования социально-политической атмосферы в стране, представляя собой многофакторное явление с достаточно сложной структурно-функциональной системой.

Сегодня рассматривая типологию данного экстремистского направления, следует обратиться к градации основных форм левого экстремизма:

· левый экстремизм как теоретико-философское течение. Основным содержанием этого направления в левом экстремизме выступает поиск и разработка альтернативных типов и вариаций организации социума. Где альтернативная модель строится на основе различных заимствований из классического марксизма, анархизма, утопического социализма, подвергнутых существенной модернизации и трансформации. Показывая бесперспективность развития западного открытого общества, акцентируют внимание на его пороках и недостатках. Рамки теоретико-философского левого экстремизма достаточно размыты. С отсутствием призывов к немедленной коренной ломке общественных, политических и экономических отношений.

Данное понятие четко отличается от другого явления - идеологии ультралевого терроризма, разрабатываемой самими боевиками и близкими к ним кругами для оправдания своих акций, вооружения террористического движения определенной тактикой, промежуточными задачами и конечными целями. Теоретико-философский левый экстремизм представляется закономерной реакцией на социально-политические (прежде всего) и экономические (в меньшей степени) кризисы, неизбежные при эволюции общества открытого типа. Данное направление разрабатывается представителями интеллектуальной элиты общества как духовно-мировоззренческие искания в технократической атмосфере личностного отчуждения. Однако данное направление зачастую подводит теоретическую базу под деятельность различных леворадикальных политических, и даже террористических движений (вопреки воле авторов)

· левый экстремизм как политическое движение. Где происходит синтез доктрин леворадикальной идеологии направленный на трансформацию гражданского общества, государственных структур и практической борьбы за власть (или против существующей власти) дает политическую форму левого экстремизма. Здесь включаются в деятельность политически активные группы граждан, которые представляют собой структурно оформленные и иерархически упорядоченные объединения (зачастую принимающие вид официально зарегистрированных партий, общественных движений, либо самопровозглашенные образования). Их усилия направлены на пропаганду идеи немедленного отстранения от власти господствующей политической элиты с последующим проведением реформ, направленных на слом утвердившихся в государстве социальных, правовых и экономических отношений, и замену их на иную, обычно тоталитарную систему, декларируемую как социализм (или даже коммунизм). Данные политические движения активно используют идеологическую базу и классического социализма, и доктрин, ориентированных на практику борьбы за реальную власть под лозунгами социализма.

Помимо агитационной работы, политические левоэкстремистские организации могут проводить разнообразные показательные акции в форме митингов, демонстраций, которые переходят в уличные беспорядки, захват и удержание административных зданий. Таким путем временно дестабилизируется обстановка в одном или нескольких районах. При этом экстремисты в акциях гражданского сопротивления не применяют огнестрельного и других видов оружия, способного повлечь многочисленные жертвы. Очевидно, один из основных индикаторов, позволяющих разводить левоэкстремистские и левотеррористические движения, заключается в том, что экстремисты, при всех их агрессивных лозунгах, все же не осуществляют сознательной и планомерной физической ликвидации своих противников.

Как свидетельствуют фактические данные, акции левых экстремистов проводились почти исключительно в крупных городских центрах. Политический левый экстремизм предельно урбанизирован (даже для аграрно-индустриальных стран). Наиболее яркий пример акций подобного рода можно наблюдать в ходе так называемой акциях последнего времени во Франции, Германии, где за основу взяты “студенческой революции” в конце 60-х годов. Благоприятным положением для левоэкстремистского движения может стать только революционная ситуация, при благоприятном стечении обстоятельств. Политический левый экстремизм по своей природе является дестабилизирующим фактором по отношению к государственной системе. Однако его ресурсы не настолько опасны, как ультралевый терроризм.

Ультралевый терроризм в данной типологии находится на особом положении, при общей схожести с политическим левым экстремизмом и программными заимствованиями из теоретико-философского направления. Идеология ультралевого терроризма имеет свою специфику, сам объект исследования может быть разделен на собственные формы проявления. Однако современные политологи не могут осуществить разделительную линию между левым экстремизмом и ультралевым терроризмом. Ультралевый терроризм в первую очередь связан с вооруженной борьбой леворадикальных групп или отдельных лиц, действующих на основе внутренней убежденности, конечной целью которой является разрушение существующей государственной системы и отношений гражданского общества с помощью физического уничтожения представителей государственных структур и массового запугивания населения. Причем подобная вооруженная борьба обосновывается различными идеологическими доктринами революционной войны.

В основе классификации различных форм ультралевого терроризма лежат следующие категории:

а) уровень организационной составляющей организации.

б) численный состав движения;

в) масштаб районов боевых действий (относительно всей территории страны или региона, если речь идет о международной организации);

г) социальный состав боевых группировок и поддерживающих их групп населения;

д) идеологический базис и тактические задачи группировок.

С учетом подобных критериев следует выделять следующие формы проявления ультралевого терроризма:

1. “Группы протеста” представляют собой стихийно сложившиеся небольшие объединения леворадикалов, которые потеряли веру в тактике ведения конституционной борьбы с существующим режимом. Они не имеют структурной идеологической платформы, нелегальных систем поддержки. Четкая стратегия действий и специальные навыки диверсионной деятельности и нелегальной работы у них отсутствуют. Используются примитивные средства для уничтожения так называемых символов капитализма: торговых центров, издательств и так далее. В российских условиях подобными символами, похоже, выступают элементы «бархатного терроризма» присущие «национал - большевистской партии», которая захватывает различные помещения государственных структур, для создания общественного резонанса. Избегая человеческих жертв.

2. Спонтанный террор, который предусматривает идеологию борьбы, которая основывается на концепции западногерманского ультралевого террориста М. Бауманна. Базисом его тактики является предельная децентрализация террористического движения. Он отмечал, что основные западногерманские левотеррористические группировки допустили ошибку, создав координационно-управляющий штаб движения. Против него были брошены лучшие специалисты, задействован огромный аппарат мощного государства. “Rote Armee Fraktion”, наиболее крупная в тот период террористическая группировка, не могла долго противостоять таким силам, начались неизбежные провалы. Он включает элемент сетевого маркетинга. Бауманн видел выход в превращении организованного движения в борьбу одиночек-террористов, заранее не планирующих акции и никого не привлекающих на помощь. Непредсказуемость поведения террористов, по его мнению, должна способствовать успешному проведению акций, а автономность каждого боевика не позволит полиции напасть на след путем агентурной работы. Однако при этом боевик вынужден обладать высокими профессиональными качествами. По этому поводу М. Бауманн отмечает: “... ты должен нападать неожиданно, заранее не планируя, а так, как тебе придет в голову... Ты должен разбираться в радио, ты должен уметь прослушивать полицейскую волну, ты все должен учить, все должен знать”[15]. Автономность профессиональных террористов от руководящего центра является не показателем слабого структурно-функционального развития движения, а тактическим ходом, позволяющим достигнуть относительной неуязвимости для ответных ударов.

3. Городская герилья наиболее опасная форма ультралевого терроризма, сопровождающаяся многочисленными человеческими жертвами. Идейным вдохновителем и разработчиком основных направлений тактики городской герильи был бразильский коммунист Карлос Маригела. Хотя практическая деятельность его как руководителя левотеррористических отрядов оказалась крайне неудачной (в 1969 году движение было разгромлено, а сам Маригела убит), однако его теоретические разработки, изложенные в “Мини учебнике городского партизана”, стали руководством к действию ультралевых террористов всего мира. В теорию герильи Маригела привнес два новых важных принципа: перенесение опорных баз партизан из сельской местности в города, которые превращаются в центры борьбы в “сердце системы”; смещение акцентов от крупных партизанских формирований с централизованным руководством на мелкие, почти взаимно изолированные группировки. Именно данная модель находится в основе деятельности главных ультралевых террористических группировок индустриально развитых стран. Стратегия революционной борьбы представлялась К. Маригеле в трех этапах:

1) подготовка и организация партизанских групп;

2) начало и развитие герильи;

3) развертывание и преобразование герильи в маневренную войну.

Как указывает Конрад Детрец, Маригела основной задачей на первой стадии называл “... обучение ядра боевиков, не склонных к компромиссам по отношению к традиционным левым партиям... по отношению к оппортунистам, отвергающим революционную борьбу. Будущие боевики получают необходимую для развертывания герильи боевую подготовку”[16]. Действия городских партизан создадут в стране атмосферу революционной войны. Маригела придавал большое значение работе с широкими народными массами. При этом отрицал опору на маргинальные слои. Считая: «Что “городской партизан» проводит различие между радикалами и маргиналами. Маргиналы в своей активности добиваются персональной выгоды, нападают без разбора, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Среди их жертв мужчины и женщины из народа. «Городской партизан», напротив, преследует политические цели и атакует только правительство, крупных капиталистов и иностранных империалистов, в особенности - североамериканских. Другой фактор, присутствующий в городской зоне, и наносящий не меньший вред, чем маргиналы, создающие путаницу правые контрреволюционеры, которые грабят банки, подкладывают бомбы, организуют похищения...[17]”.

В ходе вооруженной борьбы городская герилья преследует две основные цели: физическая ликвидация руководящего и рядового состава вооруженных сил и полиции; изъятие средств у государства, крупных капиталистов, крупных владельцев недвижимости и империалистов. Небольшие экспроприации обеспечивают индивидуальное содержание городского партизана, значительные - идут на развитие революции.

От будущих бойцов городской герильи Маригела требует всесторонней подготовки: помимо знания основных способов защиты и нападения, хорошей физической формы, требуется умение водить автотранспорт, парусные и моторные суда, управлять самолетом; уметь добывать пропитание в джунглях, горах и т.д.; иметь представление о топографии, механике, электронике.

Большое значение Маригела уделял вопросам конспирации, которым уделяет отдельную главу своей работы. Он отмечает также, что традиционная формула оценки боеспособности - N-K-A-M (N – продовольствие, K – топливо, A – снаряжение, M – боеприпасы) рассчитана на крупные регулярные части и в условиях городской герильи несостоятельна. Принципы городского партизана, начинающего без всякой опоры, практически с нуля, по его теории необходимо соотносить с формулой: M-G-M-S (M – моторизация, G – деньги, W – оружие, M – боеприпасы, S - взрывчатые вещества). Основой структуры городской герильи является небольшая группа в 4-5 человек. Маригела противник жесткой вертикальной организационной формы, отдает предпочтение инициативе боевых групп.

Представляя значительную угрозу существующей политической системе и в целом общественной безопасности, способная в определенной степени дестабилизировать обстановку в государстве, в реальном измерении боевых сил городская герилья крайне ограничена. Боевые отряды не в состоянии вести прямые бои с правительственными войсками, нанося действительно существенный урон в живой силе и технике; они не в состоянии установить контроль даже над малой частью территории страны. Поэтому реальное поле боя для городских партизан - слабо охраняемые государственные учреждения, частные компании, транспортные средства и пути сообщения, второстепенные военные и полицейские объекты.

Наиболее сильный компонент в тактике городской герильи - отсутствие географических ограничителей масштабов деятельности. Террористические акции могут проводиться и против зарубежных объектов данного государства: посольств, военных баз, авиалайнеров. В этом отношении городская герилья действительно является “войной без фронтов”.

Иллюстративный пример данной тактики дают воспоминания Патриции Херст, входившей в “Симбионистскую освободительную армию” - СОА США: “Для совершения революции… СОА должна разделиться на три группы, по три члена в каждой, основываясь на их сильных и слабых личных качествах… Группы должны действовать как совершенно независимые, самообеспечивающиеся единиц, совместно тренирующиеся и действующие вместе. Когда мы выходили на улицы, мы должны были идти каждый своим путем, не встречаясь, за исключением временных военных совещаний всех групп СОА. Каждая боевая группа должна вербовать сообщников и перестраиваться, с тем, чтобы стать полным боевым отрядом. Мы обязаны развивать революцию, вступая на путь “поиска и разрушения”, стреляя и убивая полицейских. По ночам мы должны рыскать по улицам, охотясь на полицейских везде, где мы натыкались на них, - на постах или в полицейских машинах. Мы открываем пулеметный огонь и затем исчезаем в ночи. Так выглядит настоящая партизанская война. СОА должна нападать только на полицейских и других врагов народа. Пройдет время, и народ осознает нашу миссию и будет укрывать боевые группы СОА в своих домах. Другие присоединяться к нам, когда это все начнется”[18].

4. Модель “Очаговая” герилья в основном создана в странах “третьего мира” и рассчитана на практическое использование в слаборазвитых регионах с преобладанием аграрного населения; в индустриально развитом государстве “Очаговая” партизанская война не может принести успеха.

Автором данной модели является всемирно известный профессиональный международный революционер Эрнесто Че Гевара. Исходя из опыта Кубинской герильи, он выделил три базовых теоретических тезиса своей концепции:

1) народные силы могут победить регулярные части правительственных войск методом партизанской войны;

2) не всегда целесообразно ждать, когда возникнут все условия революционной ситуации, их может создать повстанческий центр;

3) в слаборазвитых странах “третьего мира” упор следует делать на развертывание борьбы в сельской местности, с главной опорой на крестьянство.

Концепция получила название “очаговой”, так как ее основная схема: создание в труднодоступной местности зоны, контролируемой партизанами, которая противостоит правительству; и это противостояние должно, с одной стороны, истощить силы правящего режима, с другой, постепенно привлекать к вооруженной борьбе все более широкие массы населения, демонстрируя им возможность успешных действий против превосходящих сил противника. Постепенно данный очаг партизанской войны набирает силу и разрастается. Расшатав правящий режим, посеяв панику среди его войск и других опорных институтов, партизанские отряды объединяются в единый фронт и переходят к прямым и решительным атакам на города, в открытом бою довершая разгром потерявшей веру в победу регулярной армии государства. Концепция “Очаговой герильи” очень быстро обрела чрезвычайную популярность и стимулировала деятельность национально-освободительных и промарксистских вооруженных движений в Латинской Америке и, в меньшей степени, Азии и Африки. И это несмотря на то, что в практической деятельности Че Гевара регулярно терпел поражения. Пытаясь опробовать “очаговую” модель, он не смог развернуть широкомасштабной гражданской войны ни в Конго, ни в Боливии, где и погиб в 1967 году. В 60х-70х годах “очаговая герилья” рассматривалась как способ ведения антиимпериалистической, антидиктаторской борьбы под лозунгами социализма (в той или иной трактовке; зачастую за образец бралась советская модель “реального социализма”). Отдельные ее положения также были заимствованы “городскими партизанами” в Западной Европе. Постепенно доктрина Че Гевары утратила былой авторитет. Ее критики указывали на изначальную ошибочность идеи главенства субъективных факторов революционной ситуации над объективными. Как отмечал критик альтернативных антиимпериалистических доктрин Джек Уоддис: “Одной из главных причин поражения многих партизанских движений в других странах Латинской Америки была именно эта попытка создать “очаг” без необходимой политической подготовки, без связей с политическими организациями в ключевых центрах, способными обеспечить поддержку народа и материальную помощь, способными воспользоваться обстановкой, созданной партизанами, для ускорения политического кризиса правительства. Не будет преувеличением сказать, что принятие упомянутой теории Дебре (последователь Че Гевары, продолжатель теоретического обоснования “очаговой” концепции) явилось серьезным фактором, способствовавшим возникновению конфликтов между партизанами и политическими организациями, а также внутри самих партизанских сил”[19].

4) Однако, подобный ход боевых действий был возрожден в Чеченской республике незаконными вооруженными формированиями во второй половине 90 - х годов. Он показал, что концепция “очаговой” партизанской войны, при соответствующем идеологическом обеспечении (в данном случае - религиозный фанатизм на базе ислама), на определенном этапе может быть эффективным средством борьбы против превосходящих регулярных вооруженных сил государства. Не удивительно, что концепции Че Гевары и его сторонников вновь оказались в центре внимания военных экспертов и политических аналитиков, а образом этого погибшего левого экстремиста открыто восхищался покойны полевой командир чеченских бандформирований - Хаттаб.

5. Революционная герилья подходит к КНИ (конфликту низкой интенсивности), который осуществляется партизанскими методами. Где процессы вооруженного сопротивления превращается во вспомогательное оружие, разновидность тактики партизан. В ходе революционной герильи могут активно использоваться ультралевая идеология, политические убийства, захват заложников, диверсии на государственных объектах и другие формы террористической атаки, систематизированные К. Маригелой. Решающая роль при этом принадлежит крупным партизанским отрядам, основным объектом атаки которых являются правительственные войска. Коренное отличие революционной герильи от “очаговой” в том, что первая зарождается и протекает в условиях революционной ситуации - партизанские отряды выступают как аккумулятор всех антиправительственных сил, а не пытаются создать эти силы своими показательными акциями; а “очаговая” герилья стремится сама создать революционную ситуацию, сформировать силы вооруженной оппозиции и ослабить прочность враждебного режима.

К объекту изучения можно подойти с трех позиций.

· идеология ультралевого терроризма основанная на разновидности левоэкстремистских теорий и лозунгов, у которого отсутствуют новые идеологические ходы;

· ультралевое террористическое движение, у которого полностью отсутствует целостно оформленная идеологическая доктрина. Присутствуют только наборы бессистемных, эмоционально окрашенных высказываний, лозунгов;

· ультралевое террористическое движение, имеющее базовую идеологию, присущей именно данному социально-политическому явлению, со своими истоками, спецификой и этапами развития.

На формирование левотеррористической идеологии оказали определенное влияние классическая марксистская теория, программы революционной борьбы движений “третьего мира”, где доминировали теоретические разработки Че Гевары, Карлоса Маригелы, Мао Цзе-дуна.

Именно они создали идеологическую установку вооруженной борьбы, убежденность в непреодолимо глубоком кризисе мировой капиталистической системы.

Наиболее полно и системно идеология ультралевого терроризма представлена в работах западногерманских “левых” Х. Малера и У. Майнхофа. Именно они заложили основу идеологической доктрины, которая в настоящее время корректируется и дополняться лидерами левых экстремистов.

Эволюция идеологической платформы ультралевого террористического движения проходила следующие этапы.

1) Стихийно-бунтарские взгляды (60-е годы).

2) Разработка базовой платформы (70-е годы).

3) Корректировка базовой платформы (80-е годы).

4) Установка базовой платформы (90 –е годы).

5) Утверждение базовой платформы (первое десятилетие 21 века)

При этом следует учитывать, что идеология движения формировалась параллельно в ходе процесса развития группировок, на фоне практической террористической деятельности, когда сенсационно удачные и крупномасштабные операции сменялись тяжелыми потерями в группировках, психологическим кризисом и депрессией уцелевших террористов. Все это накладывало весьма заметный отпечаток.

Рассматривая идеологию современного ультралевого террористического движения можно сделать следующее заключение: в значительной степени оно базируется на традиционных марксистско-ленинских концепциях о сущности капиталистических механизмов, гегемоне революции, революционной борьбе, куда накладывается альтернативная бунтарская идеология “новых левых” с авангардными веяниями молодежных субкультур. Куда вливается идеология антиимпериалистических и национально-освободительных движений с их концепциями революционной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на постепенное реформирование России по пути построения демократического общества, присутствует серьезная социально-политическая база для развития политических экстремистских движений самого разного толка – религиозных фанатиков, неофашистов и левых ультра

Конец 20 века и начало 21 века отметился взрывами, распространением радикальных воззваний, судебными процессами над ультрарадикалами. С учетом исторических, национальных и социально-политических особенностей нашей страны, можно прогнозировать гораздо больший размах и более глубинные последствия по разрушению государственной системы и гражданского общества, которые проявит политический экстремизм в нашей стране, по сравнению с аналогичными движениями на Западе.

Все это обусловливает необходимость всестороннего и глубокого изучения условий возникновения и закономерностей развития политического экстремизма конца 20 и начала 21 веков, степени его влияния на процессы развития гражданского общества, государственные структуры, и социально-политическую обстановку в стране.

Как показала новейшая политическая история, система государственной безопасности, структура жизнеобеспечения страны, да и общественное мировоззрение в целом, без специализированной адаптации к условиям борьбы с политическим экстремизмом и терроризмом совершенно неэффективны. Это объясняет успех экстремистов и широкий диапазон их безнаказанных действий в России. Поэтому проведение специальных исследований по проблемам экстремизма имеет значение не только для обеспечения государственной безопасности и сохранения социально-политической стабильности в стране, но и выживания демократического пути развития Российской Федерации.

Как отмечают оперативники аналитического отдела ФСБ России, в ХХI веке следует ожидать усиления угрозы экстремизма, который приобретет новые опасные свойства: “По сути, в какой - то мере потеряет значение фактор численного превосходства и возрастет роль конкретного комбатанта или группы комбатантов, которые благодаря своей дерзости и выучке смогут диктовать свои условия обществу... Реально ожидать повышенной активности в будущем веке экстремистских организаций... Можно прогнозировать масштабное использование ими в борьбе с государством и в целом с обществом новых пространственных сфер - мирового океана, воздушной среды, а в последующем и космоса”[32].

ЛИТЕРАТУРА

1.Long D. The anatomy of terrorism. NU, 1990.

2.Wilkinson P. Political terrorism. NY, 1974.

3. Алексеев В. Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары. - М.: Политиздат, 1991.

4. Ассамблея народов России. Материалы учредительной конференции. М.,1999.

5.Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания . 2001, № 1.

6. Бакес У., Йессе Э. Политический экстремизм в ФРГ (реферат). - М.: ИНИОН, 1996. – 12 с.

7. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000

8. Безопасность России. М., 2000

9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

10. Будущее России в молодежном сознании / Под редакцией Р.А.Зобова. СПб, 2002.

11. Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 2-х тт. В 3-х кн. М., 1999.

12. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002.

13. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.

14. Дмитриев А.В., И.Ю. Залысин “Насилие. Социо–политический анализ”, М.: РОССПЭН, 2000

15. Добаев И. П., Бережной С. Е. "Новый терроризм": вызовы XXI века // Южный Федеральный. – 2004. – 16 июня.

16. Игнатов В.Г., Таранцов В.П., Понеделков А.В. и др. Проблемы обеспечения общенациональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.

17.Конституция Российской Федерации.М.1993.

18. Концепция государственной политики РФ. Утверждена Указом Президентом РФ от19 июня 1996 года

19. Малашенко А. В. Бродит ли призрак "исламской угрозы"? // Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы. – М., 2004. – № 2.

20. Михель Либиг. Стратегический контекст современного иррегулярного ведения войн. М., 2002

21. Постановление Правительства РФ . Программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе в 2001-2005гг.

22. Прякин А.А. Проблемы готовности современного российского общества к пониманию и диалогу с исламским миром // «Свеча». 2003.

23. Ражбадинов М. З. Радикальный исламизм в Египте. – М., 2003.

24. Ручкин Б.А.Молодежь и становление новой России. М., 2000.

25. Социология молодежи / под редакцией А.В. Кирьянова. Саратов. 2004г.

26. Сюкиайнен Л.Р. Шариат в современной России. М., 2004

27. Тарас А.Е. Терроризм и террористы. М., 1999

28. Федеральный закон “О политических партиях” от 11 июля 2001 года

29. Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности” от 25 июля 2002года.

30. Феномен экстремизма. /Под редакцией Козлова А. А.СПбГУ, 2000.

31. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М., 2001.

32. Хоперская Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2000.

33. Шерман А.. “Здесь как обычно: стреляют” // Независимая Газета№6, от 5 апр. 2001 год.

34. Шестопал Е.Б.. Психология политического насилия, Ростов-на-Дону, 1996.

35. Экстремизм в среде петербургской молодежи. /Под редакцией Козлова А.А. СПбГУ , 2003.

ОСНОВНЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТИПОЛОГИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Учебно-методическое пособие

Никулин Антон Геннадьевич,

кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции

Тепляков Олег Викторович,

кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургской Академии управления и экономики

[1] Wilkinson P. Political terrorism. NY, 1974. Р.125.

[2] Long D. The anatomy of terrorism. NU, 1990. Р. 16.

[3] Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С.1391.

[4] Конституция Российской Федерации.ст.29.М.1993.С.10

[5] Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности” от 25 июля 2002года.

[6] Marighela C. Handbuch des Stadtguerillero // Alves, Detrez, Marighela. Zerschlagt die Wohlstandsinseln der Dritten welt. - Reinbek b. Hamburg, 1971.

[7] Малер Х. Проект революции // Ржезач Т. Смерть на улицах. - М.: Прогресс, 1982.

[8] Асеевский А. Кто организует и направляет международный терроризм? - М.: Политиздат, 1982

[9]Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания . 2001, № 1.

[10] Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000

[11]Постановление Правительства РФ . Программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе в 2001-2005гг.

[12] Малер Х. Проект революции // Ржезач Т. Смерть на улицах. - М.: Прогресс, 1982.

[13] Большаков В. Бунт в тупике? Очерки с идеологического фронта. - М.: Молодая гвардия, 1973.

[14] Marighela C. Handbuch des Stadtguerillero // Alves, Detrez, Marighela. Zerschlagt die Wohlstandsinseln der Dritten welt. - Reinbek b. Hamburg, 1971

[15] Бакес У., Йессе Э. Политический экстремизм в ФРГ (реферат). - М.: ИНИОН, 1996.

[16] Marighela C. Handbuch des Stadtguerillero // Alves, Detrez, Marighela. Zerschlagt die Wohlstandsinseln der Dritten welt. - Reinbek b. Hamburg, 1971.

[17] Marighela C. Handbuch des Stadtguerillero // Alves, Detrez, Marighela. Zerschlagt die Wohlstandsinseln der Dritten welt. - Reinbek b. Hamburg, 1971.

[18] Guevara E. Guerilla - Theorie und Methode. Berlin, 1968.

[19] Малер Х. Проект революции // Ржезач Т. Смерть на улицах. - М.: Прогресс, 1982.

[20] Альтернативное антиглобалистское движение

[21] БремерЛ.П. Международный и внутренний терроризм //Высокотехнологичный терроризм.- М.: РАН, 2002.

[22] Ващенко В.И. Преступность террористической направленности Криминология. Второе издание. Глава 25. Под ред. А.И. Долговой.- М., 2001.

[23] WWW.AKM1917.ORG.URL

[24] Андреев // газеты "Новый ПетербургЪ" - 2007. - 7 октября

[25] Концепция государственной политики РФ. Утверждена Указом Президентом РФ от19 июня 1996 года

[26]Ассамблея народов России. Материалы учредительной конференции. М.,1999.С.68

[27] Федеральный закон “О политических партиях” от 11 июля 2001 года

[28] См.: Михель Либиг. Стратегический контекст современного иррегулярного ведения войн. М., 2002.- с. 12.

[29] Лунев С.И. Вызовы безопасности южных границ России. М., 1999.

[30] US department of defense 1998.

[31] Тарас А.Е. Терроризм и террористы. М., 1999. – c. 6.

[32] Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма.// Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И.Степанова. М., 2000.

Введение: Экстремизм как социально-политическое явление

Российское общество в 21 веке оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Одной из наиболее уязвимых социальных групп в этом отношении является молодежь. Кризис «перестроечного беспредела» конца 20 века внес огромный пласт негатива в общественную жизнь в России – безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов. Таким образом, была создана благоприятная почва для распространения экстремизма в молодежной среде, где социально-экономические проблемы тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных политических взглядов.

Современная жизнь насыщена всплесками экстремизма разной остроты и масштаба. Сегодня этот феномен проявляется в различных формах и стал значимым для России, переживающей период коренных социальных преобразований, сопровождающихся усилением как внутреннего экстремизма, так и посягательствами на целостность и безопасность страны извне.Преодоление этих болезненных и опасных явлений во многом зависит от способности как граждан, так и политических и социальных институтов правильно понять закономерности развития общества и личности, в том числе и умения последних предложить эффективную стратегию работы с молодежью.

Понимание сущности экстремизма и путей его профилактики в молодежной среде является одним из важнейших направлений формирования демократического мировоззрения молодёжи, толерантности. Разъяснение опасности экстремизма и необходимости его преодоления будет способствовать стабилизации общества, привлечению молодёжи к активному участию в политической жизни, к решению сложнейших социально-экономических задач.

Значительный всплеск политического экстремизма, превращающийся в обыденное явление, преследует жителей стран всех континентов. Трудно найти такую страну, которая избежала бы в последние годы проявлений этого опасного феномена. Усиление деятельности экстремистских организаций, проявляющееся, в росте числа их выступлений и террористических акций, выражается многозначными и с каждым годом увеличивающимися цифрами.

Порожденные общими социально-экономическими причинами, разрозненные акции политических экстремистов срастаются в единое поражающее весь мир явление. Причины и условия, способствующие экстремистской деятельности, по своей сути социальны. Они входят в систему социальных противоречий общества, и поэтому природа экстремизма социальна. Значительная часть этих причин восходит к нашей истории (национальный экстремизм), большинство же вызвано состоянием российского государства и общества сегодня. Ими можно считать:

· противоречивое ра

Наши рекомендации