Политическая модернизация. Характерные черты и особенности в РФ.

Политическая модернизация- формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.

Модернизация предполагает адаптацию политической системы к современным условиям.

Успешной модернизации (по В.В. Лапкину и В.И. Пантину) способствуют 2 фактора:

· внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающие адекватные «правила игры» для основных политических акторов;

· желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Выделяя из трех типов модернизации:

- эндогенной (осуществляемой на собств. основе (Европа, США и т.п.);

- эндогенно-экзогенной (осуществляемой на собств. осно­ве, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);

- экзогенной (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемой на основе заимствований при отсутствии собственных основа­ний.

Российскую модернизацию следует относить к типу эндогенно-экзогенной.

Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных инсти­тутов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной ро­ли, которую играет государство в России, модернизация общества по­стоянно подменяется модернизацией государства - его военно-инду­стриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных орга­нов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форси­рованной военно-индустриальной модернизации государства, усиле­ния его как мировой державы часто решались за счет антимодерниза­ции, частичной архаизации и деградации общества.

Особенностью отечественного цивилизационного развития является тот факт, что российское общество не испытало таких фундаментальных духовно-интеллектуальных переворотов, какими на Западе были Ренессанс, Реформация, движение за права человека, заложившие основы рационалистических форм хозяйственной деятельности и современной системы политического представительства.

С точки зрения В.А.Ачкасова главным способом проведения российской догоняющей модернизации является грандиозная «имитация». Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам.

основные характерные черты:неприятие, пассивное сопротивление инновациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, кризис самоидентификации, народный протест, обращенный в прошлое.

Сегодняшняя Россия является разрушающимся традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в том, что предлагаемые политической элитой цели, идентичности и стандарты поведения соответствуют требованиям современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. В.В.Лапкин и В.И.Пантин считают, что политическую модернизацию в России будут в значительной степени определять выборы 2007-2008 гг. и 2011-2012 гг., которые подвергнут российскую политическую систему серьезной проверке на прочность.

18.Тоталитаризм и его исторические формы

Тоталитаризм – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Характеристика:

- диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляется в зародыше террористическими методами;

- вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной;

- сохраняющиеся демократические институты играют роль декораций;

- тотальный контроль государства на всеми сферами жизни общества,

- фактическая ликвидация конституции, прав и свобод,

- социальные привилегии определенных групп

Формы тоталитаризма:

Социалистический – идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества;

Фашистский – идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим;

Теократический – строительство общества, основанного на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее непримиримом варианте.

Примеры: Германия (Гитлер), Италия (Муссолини), Куба (Кастро), Туркменистан (Ниязов), Франция (де Голль), Вьетнам (Хо Ши Мин), Афганистан (талибы), СССР

19. Прикладная политология. Особенности развития в России

В современной политической науке существуют два основных уровня политических исследований: теоретический и прикладной. В таком строении политологии отражается ориентация данной отрасли знаний на решение практических задач. Политические концепции, как правило, имеют ту или иную практическую направленность. Даже политические воззрения древних людей были прямо связаны со стремлением усовершенствовать своё государственное правление, воспитать законопослушных граждан, а также повысить авторитет власть предержащих.

Со временем в политических исследованиях наряду с абстрактными, теоретическими представлениями, достаточно дистанцированными от конкретной действительности, выкристаллизовались знания, которые были непосредственно сфокусированы на изучении и решении практических коллизий политической жизни. Они и составили область прикладной политологии.

Этот уровень (направление) политической науки отличает особый характер рассмотрения изучаемых проблем. Если, к примеру, политическая теория относится к политике, как к специфической сфере общественной жизни, с присущими ей противоречиями, закономерностями и т.д., то для прикладной политологии она представляет собой реальное пересечение волевых устремлений государственных институтов, партий, движений, групп интересов и иных субъектов. Иными словами, главный предмет прикладной политологии - это конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. В силу этого область ее интересов значительно уже, чем у теоретической политологии, и по преимуществу связана с различными аспектами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретном временном контексте. Поэтому в прикладной политологии используются далеко не все теоретические выводы и положения основной политической науки - политологии. Так, например, философские вопросы о сущности власти, демократии, критериях политического развития и т.п., как правило, находятся за рамками ее предмета.

В то же время прикладные политические исследования активно используют все те выводы и положения, которые снижают уровень неопределенности теоретических данных, и раскрывают отличительные особенности отдельных политических систем, свойств правящей и оппозиционной элит, характеризуют фазы и этапы решений и т.д. и тем самым помогают лучше разобраться в текущей политической ситуации. Поскольку же в политических событиях и ситуациях проявляется действие множества самых разнообразных факторов, то в сфере прикладных исследований значительно ярче проявляется междисциплинарный характер политологического знания, отражающий воздействие на реальные события психологических, экономических, культурных, религиозных, географических и других детерминант.

Следует отметить, что существенным отличием прикладных политологических исследований является и то, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, в равной степени применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, доказательства преимуществ определенных способов и приемов действий, важные параметры и описания состояния и характера политических событий, краткосрочные прогнозы развития ситуации в определенных областях жизни.

Рекомендательные по своему характеру выводы и обобщения обычно адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющим реальную политику. Выводы прикладной политологии могут быть также направлены на подкрепление (или разрушение) типичных установок общественного мнения в целях сохранения (или нарушения) политической стабильности или на придание тем или иным политическим процессам заданной направленности. Так, в ряде стран довольно часто используются публикации результатов социологических опросов непосредственно перед выборами для того, чтобы склонить симпатии колеблющихся граждан в пользу определенной партии или кандидата.

Рекомендации прикладной политологии формулируются, как правило, в соответствии с законом, но иногда они и нарушают этот закон.

Субъектами, разработчиками прикладной политологии являются не столько теоретики, сколько аналитики, эксперты, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов, пиар-мэны (специалисты по рекламе, налаживанию отношений с общественностью) и другие лица, которые чаще всего непосредственно связаны с выработкой политической линии лидеров или целых органов управления, с принятием властных решений. Во многих странах существуют специальные аналитические центры, экспертные советы и прочие структуры, где вырабатываются рекомендации по принятию тех или иных политических решений, подготавливаются соответствующие материалы, справки, документы для звеньев государственного управления, партий, групп давления и т.д. В современном мире существуют и организации, решающие подобные задачи на уровне международных отношений

Проверенные практикой выводы прикладной политологии зачастую служат основанием для соответствующих теоретических обобщений результатов политических исследований, а также для формулировки положений теоретической политологии. Так, например, моделирование последствий ядерных конфликтов в современных условиях сыграло существенную роль в обосновании тезиса о невозможности использования военной силы для достижения ряда политических целей, в частности целей геополитических.

Таким образом, прикладная политология является составной частью и одновременно специфическим уровнем политической науки - политологии, непосредственно сфокусированным на решении практических задач. Ее основное назначение состоит, прежде всего, в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Особенности развития в России:

1.Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем.

2.Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.
3.Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но острый вопрос заключается в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала», направления политико-финансовых инвестиций.
4.Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. Здесь очень важно изначально выделить два ключевых момента:
1) Фактор СМИ (то есть фактический контроль над средствами массовой информации).
2)Специфический российский политический и коммуникационный потенциал.
В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. Дело в том, что в условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д.

5.Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается.
6.Особое значение в нынешней ситуации приобретает политическая технология обеспечения регионального потенциала – это прагматическая программа новой региональной политики,

7.Важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала.

Политика осуществляется, прежде всего, в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение – информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.
К политическим технологиям можно отнести:

1. Проведение избирательных кампаний.
2. Прогнозирование политических ситуаций.
3. Исследование политической культуры населения.
4. Организация и проведение политических PR-кампаний.
5. Создание политического имиджа.
6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.
7. Различные политологические исследования.

Определение места политического знания в российской действительности, в отечественной политике – проблема, крайне актуальная для всей нашей страны. Развитие, укрепление и консолидация российской государственности немыслимы без профессиональных знаний тех, кто реализует политику на различных ее уровнях

Наши рекомендации