Политическая философия гуманизма
Никколо Макиавелли(1469 – 1527) – его учение сложилось в условиях глубокого кризиса гуманизма, развившегося к началу XVI в. Трагическая действительность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Основной труд «Государь». Религия и мораль подчинены политическим соображениям. Цель политической деятельности – создание и укрепление государства, а критерий этой деятельности – польза и успех. Пользоваться или не пользоваться добродетелями зависит от конкретной политической ситуации. Государь должен «не отклоняться от добра, если это возможно, но вступить на путь зла, если это необходимо». Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства». Обращаясь к Л. Медичи, Н. Макиавелли пишет: «Какими бы средствами ни овладевали Вы престолом, какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословение божье будет над Вами». Целью Макиавелли было «всеобщее благо», поэтому спасение отечества он видел в сильной центральной власти. Государь-законодатель выступает у него как выразитель общенациональных интересов, противостоящих феодальной раздробленности.
Макиавелли и макиавеллизм – не тождественны. Политическое учение Макиавелли – это непрерывное стремление освободить политику от нравственных оценок, постоянное противоборство сущего и должного, аморальные рекомендации осуществления политической власти. Названные нравственные коллизии получили обобщенное наименование «макиавеллизма», ставшего синонимом коварства, двуличия, жестокости в политике. Макиавелли впервые показывает особенности поведения человека в сфере политических отношений. Индивидуализм приводит к изучению политического человека – государя, верховного правителя, политического лидера, и к тому, к каким действиям он способен. Но именно тут Макиавелли вынужден апеллировать к природе человека, который одновременно возвышен и низок, добр и зол, велик и ничтожен. Все многообразие черт, воплощенных в человеке, проявляются в политике. Каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Человек способен на безнравственные поступки в политике, ибо не все благополучно с нравственностью в самой природе его. В данном контексте «макиавеллизм» – это отражение противоречий эпохи Возрождения.
Социальные утопии
Томас Мор(1478 – 1535) – Политический деятель, член парламента. В 1529 г. лорд-канцлер Англии. Противник королевской реформации. Казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе англиканской церкви. В знаменитой книге «Утопия» (1516) представил идеал бесклассового общественного устройства, основанного на общественной собственности.
В Утопии отсутствует частная собственность, труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Ячейкой общества является «трудовая семья» (трудовой коллектив). Все должностные лица избираются. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам.
В «Утопии» находит выражение социально-политический и нравственный идеал гуманизма.
Томмазо Кампанелла(1568 – 1639) – автор знаменитой утопии «Город Солнца». Разработан коммунистический идеал, основанный на общей собственности и общем труде. Вера в могущество науки приводила Кампанеллу к выводу, что путем строгой регламентации жизни и быта граждан можно решать все сложные проблемы человеческого существования и социальной справедливости (казарменно-монастырский коммунизм). Во главе общины у него стоит пожизненный правитель-первосвященник (Метафизик, объединяющий магию, астрологию и науку), при нем три соправителя (Мощь, Мудрость и Любовь), которые назначают всех остальных должностных лиц.
Утопия Кампанеллы явилась выражением плебейской оппозиции бесчеловечным формам классового гнета.
Э н е р г и я п о н и м а н и я
1. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение – как к идеалу. Чем отличаются эти отношения?
2. Почему эстетический аспект доминирует в философии Возрождения?
3. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?
4. Что такое достоинство человека и как оно реализуется? Насколько современны эти идеи?