Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании

Семинар 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений

Вопросы для обсуждения

1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.

2. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.

3. Понятие мирового историко-педагогического процесса.

4. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития

Литература

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.

2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.

3. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Семинар 2. Формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе.

План.

1. Концепции происхождения воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания.

3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.

4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.

5. Появление организованных форм воспитания.

6. Роль народной педагогики и религии в становлении и развитии педагогики.

7. Сравнительный анализ педагогических идей в истории Древнего Востока

.

- Разработать мини-проекты по темам: "Жизнь философов Древнего Востока в литературе и кино", "Жизнь философов Древнего Востока в искусстве". Выделите факторы и условия, обеспечившие философам древности жизненный успех.

- Найти общее и особенное в зарождении педагогических идей и традиций у разных философов Древнего Востока, воспроизведите их взгляды на школьное дело.

- Особенности эпохи, мировоззрении автора и своеобразной трактовке отдельных вопросов воспитания.

- Обоснуйте факторы и условия, способствовавшие успеху рассматриваемых философских учений Востока.

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Методические указания.

· При подготовке к семинару внимательно прочитайте рекомендованную литературу: № 1 – страницы 8 -18; № 2 – страницы 11-16.

· Составьте тезаурус по теме.

· Определите содержание и формы воспитания в первобытном обществе.

Рекомендуемая литература:

1. Будда, Конфуций, Савонарола, Торквемада, Лойола. ЖЗЛ. СПб., 1993.

2. Крамер С. История начинается в Шумере (пер. с анг.)., М., 1965.

3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие: в 2-х ч. - М.: Высшая школа, 1980. - Ч. 1.

Семинар 3. Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.

План

1. Спартанская система воспитания.

2. Афинская система воспитания.

3. Цели и классовый характер воспитания в античном государстве.

4. Просвещение в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.).

5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

6. Зарождение христианской традиции воспитания.

7. Христианское воспитание в первые века нашей эры.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели и содержание античного воспитания?

2. Как менялся взгляд на образованного человека и его образование в античный период?

3. Какую роль в образовании древних философов имело семейное воспитание?

4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?

Дискуссионное обсуждение проблемы: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»

Темы для докладов и выступлений

1.Мифы и легенды древней Греции о воспитании.

2.Педагогическая система Сократа.

3.Педагогические идеи Квинтилиана.

4.Педагогические идеи ранних христиан.

Литература

1.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

2.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. Глава 3.

4.Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

5.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч.1

6.Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй. М., 1979.

Рекомендуемая литература:

1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

2. Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978.

3. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М.: 1988.

4. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ., СПб., 1995.

Семинар 4. Философско-педагогическая мысль в европейском Средневековье (раннее Средневековье).

План.

1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.

2. Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе.

3. Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

4. Ученичество и рыцарское воспитание в Средние века.

5. История церковных школ раннего Средневековья в Западной Европе.

6. Программы и методы работы первых городских школ.

7. История возникновения европейских университетов.

8.Образовательные системы в эпоху средневековья.

(Оценка образовательных систем (элитарных и массовых) эпохи средневековья. Характеристика школ эпохи Возрождения: монастырских и церковных, иезуитских, цеховых, гильдейских, городских).

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков?

- Какова роль городской культуры в развитии средневековой теории и практики воспитания?

- Каково влияние философии Мишеля Монтеня и Бекона Веруламского на преобразование школьного дела.

- Что могло бы быть сохранено (или восстановлено) из утраченных сегодня средневековых подходов к формированию личности?

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Методические указания.

· При подготовке к семинару изучите рекомендованную литературу: № 1 – страницы 110-127; № 2 – страницы 100-119.

· Дайте характеристику предвестников европейского Возрождения в воспитании.

Рекомендуемая литература:

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов - М.: Просвещение, 1981.

2. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. -1-П. - М.: Наука, 1980.

3. Мор Томас. Утопия /Пер. Ю.М. Каган. - М.: Наука, 1978.

4. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль /Пер. с фр. Н.Любимова. - М.: Правда, 1981.

5. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. - М.: Наука, 1985.

Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании

План

1. Анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского.

2. Рассмотрение и оценка факторов и условий, способствующих достижению высокой степени творчества.

3. Доказать, что дидактическая машина Я.А.Коменского является прообразом современных технологий образования.

Вопросы для обсуждения:

- Какова связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?

- Раскройте сущность принципа природосообразности в педагогической системе Я.А.Коменского.

- В чем заключается жизненность классно-урочной системы Я.А.Коменского?

- Место труда в системе, созданной великим дидактом.

- Роль импровизации, театрального действия в деятельности учителя.

Анализ учебной ситуации:

Я.А.Коменский указывал, что "школа без дисциплины все равно, что мельница без воды". Дайте критику или обоснование точки зрения Я.А.Коменского.

Темы для докладов и выступлений

1.Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству.

2.Возрастная периодизация и система школ.

3.Нравственное воспитание (дисциплина).

4.Учебные книги, составленные Я.А. Коменским.

5.Роль учителя и требования к нему.

Литература

1.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982.

2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

3.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955.

4.Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.

5.Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.

Наши рекомендации